Приглашаем посетить сайт

Беркова Е. А.: Греческий любовный роман.

Е. А. Беркова

ГРЕЧЕСКИЙ ЛЮБОВНЫЙ РОМАН,

Рассматривая греческие прозаические произведения, дошедшие до нас под названием любовных романов, мы должны помнить, что термин «роман» является в данном случае совершенно условным. Под этим наименование объединяется ряд литературных произведений, весьма разнообразных по своему стилю и по выдвигаемым авторами задачам. Об условности термина говорит и то обстоятельство, что разнообразные прозаические произведения, имеющие своей фабулой невероятные приключения любящей прекрасной четы, разлученной друг с другом и в конце романа вновь встретившейся для совместной счастливой жизни, и по-гречески носили различные названия. Сами авторы называли их то: сказы) как Лонг и Ахилл Татий, то книги, как Гелиодор и Ксенофонт Эфесский, то повествование, как Харитон.

Но несмотря на различие этих названий, их всех объединяло то, что они были написаны прозой и сюжеты их имели между собой очень много общего. Развитие жанра романа, зародившегося еще в эпоху эллинизма, когда складывались новые взаимоотношения между человеком и обществом, прошло долгий путь, который мы сейчас не в состоянии отчетливо проследить и можем высказывать лишь различные предположения.

в результате завоевания Греции Филиппом и Александром Македонским на территории Македонии появилось новое сильное государство, имевшее возможность предоставить больше простора для развития новой экономики. С течением времени на месте Македонской монархии образовалось много эллинистических государств, в свою очередь пришедших к упадку, так как «эллинизм обозначал повторение развития античного рабовладельческого общества на более высокой ступени, но возникший в результате греческого (и восточного) рабовладельческого общества, эллинизм не разрешил и не мог разрешить ни одного социального противоречия» 1.

С утратой политической свободы отдельные эллинистические государства потеряли свою национальную самобытность и в обществе получили широкое распространение космополитические настроения. Одним из следствий этого было усиление интереса к чужим странам, чужим нравам и обычаям и в особенности к чужой религии. Потеряв привычную связь с полисом, служившим защитой и опорой человеку в античном государстве, люди в эпоху эллинизма стремятся прибегнуть к покровительству сверхъестественных сил, т. е. к помощи богов. Но старые боги постепенно утрачивали свое былое значение, уступая место новым, появившимся в результате религиозного синкретизма. Теперь широкое распространение получают новые, главным образом восточные божества с их мистическими культами и обрядами, а также усиливается влечение к всевозможным чудесам и к магии. Огромным влиянием стали пользоваться такие божества, как Судьба — Тиха, или Фортуна, пролагаютцие путь для перехода к монотеистической религии. Но наряду с этим новая эллинистическая культура содействовала освобождению личности от тяготевшего над ней духовного гнета, атеистические настроения получили широкое развитие преимущественно в верхах общества. Теперь не боги, а человеческая личность с ее мыслями и чувствами, приобретая право на существование, вызывает живой интерес со стороны общества. Помимо религии получают широкое распространение и философские идеи. Сама наука — философия также претерпевает значительное изменение, переходя от попыток разрешить общефилософские проблемы к познанию внутреннего мира человека. Наиболее популярным и типичным для эпохи эллинизма становится учение стоиков, с их идеями свободы духа и проповедью покорности судьбе, и до известной степени процветает материалистическая школа Эпикура, но, отойдя от активного участия в жизни общества, она во многом уже утрачивает свое актуальное значение2.

Греческая культура продолжала оказывать свое влияние на весь позднеантичный мир, став господствующей и в Римской империи. Греческие писатели наряду с латинскими продолжали отражать жизнь и идеологию современного им общества, но самый характер художественной литературы уже значительно изменился. Общественные мотивы, игравшие главную роль в художественной литературе классического периода, теперь уступили место иным темам, связанным с переживаниями отдельного индивидуума. Классический эпос и драма с их гражданскими проблемами заменяются новыми литературными формами, способствующими более полному и глубокому проникновению в мир интимных чувств отдельных личностей. Расцветают такие поэтические жанры, как эпиграмма, идиллия, любовная лирика; появляются талантливые комедии Менандра с его новыми в литературе героями — простыми людьми.

Наряду с внедрением этих новых литературных форм происходит также развитие и прозаического жанра, раньше включавшего в себя произведения главным образом исторического и географического характера. Теперь тематика в них от показа богов и героев переходит к изображению обыкновенных людей с их чувствами и страстями. Мы видим простых смертных и не только свободных, но и рабов с их повседневными горестями и радостями. Греческая проза, представляя собой особый жанр, сложившийся в этот период, получила условное название греческого «любовного романа» и стала одним из наиболее распространенных видов литературы своего времени. Эта популярность романа среди широких слоев населения была обусловлена как легкой для восприятия формой, так и занимательным сюжетом. Свободные бедняки и рабы в силу новых исторических условий в качестве нового читателя, появившегося на общественной арене, требовали увлекательной литературы с доступным для его понимания содержанием. Теперь художественные произведения создаются уже не только для высших образованных классов, но учитывают и запросы «низов», благодаря чему занимательный античный роман приобретает все больше и больше прав на свое существование.

не затрагивали вопроса, какие социальные факторы были причиной его возникновения и развития. Было установлено, что сюжеты всех этих романов строились по одному образцу (исключение составляет до известной степени лишь роман Лонга). Любовь прекрасной девушки и юноши, вспыхнувшая внезапно с потрясающей силой, соединение их и вскоре наступившая разлука, поиски друг друга, испытания их взаимной верности и любви, мнимая смерть одного из них, путешествия по морю, кораблекрушения, пираты и разбойники всех мастей (от «благородных разбойников» до обыкновенных бандитов), преследования, тюрьмы, побои, продажа и т. д. — и под конец счастливое соединение любящих друг с другом. Герои отличаются необыкновенной красотой и благородством и являются детьми знатных и богатых родителей. Наряду с непрерывными приключениями главных героев показываются их чувства, беспрестанно меняющиеся из-за беспокойной жизни, полной бурных событий. Счастливый конец является непременным условием всякого романа и свидетельствует о том, что авторы их руководствовались определенными литературными канонами. Можно полагать, что сюжеты подобного рода были известны ранее II— III вв. н. э., т. е. еще до появления любовного романа. Так, Цицерон в своем трактате «De inventione» (I, 27) указывал на необходимость именно таким образом излагать сюжет, чтобы вызвать в читателях различные чувства, пробуждая в них то жалость и гнев, то страх и радость, то негодование и сочувствие. Произведение должно было доставить удовлетворение читателю, воздействовав на его душу.


1 А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. М.—Л., Изд-во AН СССР, 1950, стр. 29

2 Там же.