Приглашаем посетить сайт

Кузнецова Т. И.: Любовно-фантастический роман.

ЛЮБОВНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН.

Среди греческих романов обособленную группу составляют романы, в которых основная любовная фабула сочетается с всевозможными фантастическими приключениями. Это романы Антония Диогена «Невероятные приключения по ту сторону Фулы» и сирийца Ямвлиха «Вавилонская повесть», относящиеся, примерно, к одному и тому же времени (II в. н. э.) и обладающие рядом сходных между собой черт, как по содержанию, так и по общей композиционной структуре. Поэтому нам представляется позволительным рассмотреть их если не вместе, то все же в некотором соотношении друг с другом.

Действие обоих романов развертывается в полусказочных странах и перенесено в отдаленное прошлое. Традиционный сюжет скитаний влюбленных обогащен в них вводными эпизодами, осложняющими композицию. Невероятные фантастические события и обстоятельства, чудеса, магия, мистика и вместе с тем индивидуализированное изображение внутреннего мира действующих лиц — вот элементы, из которых складывается содержание этих необычных, но, по-видимому, весьма характерных для своего времени произведений. В обоих романах, несмотря на всю их фантастичность, найдется немало откликов на современность.

Оригиналы романов Антония Диогена и Ямвлиха до нас не дошли, но известны по конспеливным пересказам византийского писателя, патриарха Фотия, относящимся к IX в. и. э., да по ряду незначительных фрагментов и извлечений, сохранившихся у разных авторов,

Время написания романов приходится на II в. н. э. Тяжелые условия существования в Римской империи создавали благоприятную почву для развития всякого рода мистических настроений и учений. Мистико-религиозные интересы являлись своеобразным пассивным протестом против существующего социального уклада жизни; «задавленные материальной нуждой, бесправные и ревниво опекаемые императорской бюрократией люди теряли веру в собственные силы, общественные условия приводили их, таким образом, к отрицанию культуры и даже самого смысла жизни, заставляли предпочитать мир идей и фантазий реальному миру» 1Это было время, когда на фоне обостряющегося кризиса социальной системы, кризиса и общего и идеологического, оживали старые примитивные религиозные верования, смешиваясь и перекликаясь в то же время с идущими широкой волной с Востока религиозными учениями и культами. Религиозный синкретизм, подготовленный еще в эллинистическое время, в период I—II вв. н. э. распространился особенно широко2. сливалась с религиозно-мистическими учениями и культами. Восприятие жизни как серии случайностей, как чего-то подвластного лишь высшим таинственным силам, интерес к магии и волшебству, вера в сверхъестественное: чудеса, знамения, заклинания, вещие сны, пророчества, призраки — все эти рейигиозно-мистические настроения захватили и художественную литературу. В романах с фантастическим уклоном Диогена и Ямвлиха они выступают особенно явственно, отражая состояние духовной и умственной жизни греко-римского общества первых веков нашей эры.

Примечания.

1 В. С. Сергеев. Очерки по истории древнего Рима. М., 1938, стр. 549.

2 См. ниже статью М. Е. Грабарь-Пассек «Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского», где освещается историческая обстановка и идеологические течения этого периода.