Приглашаем посетить сайт

Циркин Ю. Б. Четвертая эклога Вергилия

Ю. Б. ЦИРКИН
Четвертая эклога Вергилия

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

Публикации Центра антиковедения СПбГУ

http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/tzirkin.htm

же младенец, с рождением которого связано наступление "Сатурнова царства", подразумевался Вергилием. Однако думается, что эти попытки напрасны. Учитывая, что мантуанец Вергилий был, по-видимому, хорошо знаком с этрусской мифологией, представляется, что идейное содержание эклоги связано именно с этрусскими представлениями о ходе истории.

По мнению этрусков, человеческая история, продолжающаяся шесть тысяч лет, делится на отдельные века, и каждом народу предопределено просуществовать свое количество веков. Так, себе этруски отводили десять веков, а Риму - двенадцать, причем начала и концы этрусских и римских веков могли и не совпадать. Продолжительность каждого века была разной. Каждый век отличался от другого нравами и обычаями живущих людей, и каждый начинался с "золотого" времени, когда люди были счастливы, мирно трудились и почитали богов. И сами боги в это время не очень вмешивались в жизнь человечества. Поэтому они не посылали людям ясных предзнаменований, так что и искусство их разгадок было людям не очень-то нужно. Но затем нравы начинали портиться. Люди становились жадными и завистливыми. И чтобы удержать людей от взаимных нападений, верховный бог, создавший человечество, дал им границы и межевые камни. Это на какое-то время сдерживало смертных, но затем алчность снова толкала их на нападения друг на друга, грабежи и войны. Они уже не обращали внимания на священный характер границ и межей и сдвигали их по своему произволу, опираясь уже не на божественное право, а на свою силу. Одновременно они переставали почитать богов и становились все более бесчестными и нечестивыми. Боги подавали людям различные знаки, удивительные явления, которые то внезапно поднимаются из земли, то появляются с неба, и они предвещают конец века; в числе их могли быть землетрясения, бури, наводнения и другие стихийные бедствия, а также появление различных необычных существ. И остановить приближение конца людям не дано. Падение Перузии рассматривалось как конец последнего, десятого, века истории Этрурии. Но это означает не конец истории вообще, а начало нового века, который снова начнется с "золотого периода" и в котором первенство окончательно переходит к Риму.

Именно о наступлении такого момента говорит Вергилий. "Этрусская дисциплина", т. е. учение этрусских жрецов, было, по мнению этрусков, сообщено Тагом, который сам был божественным младенцем, но затем созрел и поседел прямо на глазах удивленных этрусских земледельцев. В религиозной мысли разных народов девственность и материнство богинь не разделены непреодолимой преградой, а часто связаны друг с другом. Весь этот комплекс представлений и выражен Вергилием в его IV эклоге.

Этрусское предсказание о конце века в результате или в ходе гражданской войны описано Луканом в "Фарсалии". Хотя два поэта были разделены почти столетним промежутком, они могли выражать одни и те же мысли о конце и начале веков. Но Лукан, будучи оппозиционно напстроенным по отношению к принципату и его прародителю Цезарю, подчеркивает бедствия конца одного века, а Вергилий делает акцент на блаженстве нового, наступающего, века.