Приглашаем посетить сайт

Иловайский Д.И.: Развитие литературы и ее золотой век

Иловайский Д. И.
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ЗОЛОТОЙ ВЕК

«Древняя история. Средние века. Новая история». Издательство Современник. Глава XII. ЧЕРТЫ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЫТА И РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Литература римская развивалась также под влиянием греков. Однако еще до знакомства с греками у римлян встречаются начатки оригинальной латинской поэзии и прозы. На последнюю указывает существование римских государственных летописей, или анналов, куда вносились ежегодно краткие заметки о важнейших политических событиях и замечательных явлениях природы. Они велись жрецами понтифекса-ми (Annales pontificum). Эти летописи не дошли до нас, но ими пользовались римские историки. Начатками собственно латинской поэзии представляются хвалебные песни в честь предков, которые в древнейшую эпоху пелись на торжественных обедах всеми участниками по очереди и в сопровождении флейты.

Упоминаются, кроме того, священные, или религиозные, песни (например, жрецов-салиев и арвальских братьев). Существовали также в Древнем Риме и народные песни веселого или остроумного содержания: иногда такие песни сопровождались соответствующими телодвижениями и сценическими представлениями (так называемые мимы и ателланы). Безыскусственный размер этих народных песен с их грубым необработанным языком сделался известен под названием сатурнова стиха.

Влияние греков на развитие римской литературы обнаружилось вскоре после завоевания Южной Иташи. Старейшие писатели, познакомившие римлян с произведениями греческой поэзии и начавшие литературную обработку латинского языка, были: Ливии Андроник и Энний, по происхождению греки.

Ливии Андроник — родом из Тарента, жил в III в. до н. э. Взятый в плен, он попал в рабство, был потом отпущен своим господином на волю и занимался в Риме обучением греческому языку. Он перевел на латинский язык «Одиссею», сочинял также трагедии и комедии по греческим образцам. Современник его, Невий, написал поэму о Первой Пунической войне, в которой сам участвовал. Но за свои комедии, в которых по примеру Аристофана пытался осмеивать недостатки знатных и сильных людей, Невий подвергся преследованию оптиматов, был заключен в тюрьму, а потом изгнан из Рима. Третий поэт, Энный, родом также из Южной Италии, напротив, в своих драматических произведениях льстил римским аристократам— и пользовался их покровительством. Он участвовал во Второй Пунической войне и приобрел дружбу Сципиона Африканского. Энний, между прочим, переложил на стихи римские «Анналы» — летописные рассказы из древней Римской истории.

Из писателей собственно римских в этот первый период подражания греческим образцам особенно замечательны Плавт и Герениий прославившиеся своими комедиями.

Вообще из разных видов поэзии комедии и сатира с большим успехом были усвоены римлянами, потому что наиболее соответствовали национальному римскому характеру (при его склонности к юмору). На поприще трагедии, напротив, римляне не произвели ни одного замечательного писателя; драматическим диалогам (разговорам) они предпочитали кровавые представления в цирках и амфитеатрах, где упивались зрелищем действительной борьбы и страданий.

Плавт, современник Сципиона Африканского, хотя и подражал греческим комикам, но вносил столько простонародного итальянского остроумия и разных картин из итальянской жизни, что его комедии были наиболее любимы римским плебсом (известнейшие из них; «Хвастливый воин*, «Амфитрион», «Домашний клад». В последней он так искусно изобразил тип скряги, что Мольер подражал ему в своей знаменитой комедии «Скупой»). Теренций, живший во II веке до н. э., родом из Африки, напротив, обращал особое внимание в своих комедиях на изящество языка и ближе держался греческих образцов (особенно Менандра). Поэтому его комедии пользовались благоволением римской знати, которая тогда уже воспитывалась на греческом языке и греческой литературе; но простой народ остался к ним холоден. (Лучшие из них: «Андрия» и «Евнух».) Писатели этого подражательного периода во многом содействовали обработке литературного вкуса и языка и подготовили следующий за тем период классический, или так называемый зо.ютой век римской литературы.

Золотой век начинается Цицероном (106—43), который может смело называться творцом классической прозы. Слава Цицерона основана на его образцовых ораторских произведениях, в которых он умел соединить необыкновенное изящество стиля с живостью и энергией языка. Кроме своих многочисленных речей, он оставил еще несколько философских сочинений, имевших целью в легкой, доступной форме ознакомить римлян с греческой философией, сам он, впрочем, не принадлежал ни к какой определенной философской школе и рассуждал о философии только как искусный ритор, без глубокого убеждения в том или другом учении. Другой образец изящной латинской прозы оставил Юлии Цезарь в своих записках о Галльской войне (Commentarii de bello gallico) и о войне гражданской или междоусобной (de bello civili). Записки Цезаря отличаются удивительной простотой и ясностью изложения и обнаруживают в авторе тонкого наблюдателя. Рядом с Цезарем можно поставить еще одного замечательного исторического писателя -— Са.июстия Криспа; в своих сочинениях — «О заговоре Каталины» и «Югуртинская война» — он взял себе за образец греческого историка Фукидида и с рассказом о событиях соединял характеристики действующих лиц и эпохи. Но, ярко изображая упадок республиканских нравов Рима, сам он, как говорят современники, отличился притеснениями и грабительством в Нумидии, куда Цезарь назначил его наместником. Далее следует назвать знаменитого историка Тита Ливия, современника Октавиана Августа.

Он был родом из Патавии (Падуи), большую часть жизни провел в Риме и пользовался благосклонностью Августа, хотя и не скрывал своей приверженности к республиканской партии. Ливии написал пространную римскую историю от начала Рима до своего времени; но из 142 книг (собственно глав) этой истории до нас дошло только 35. Он предпринял свой труд для того, чтобы прославить деяния древних римлян в поучение их потомкам и показать, какими подвигами и при каких нравах Рим достиг владычества над миром. Сообразно этой патриотической цели, он не подвергал строгой критике источники, которыми пользовался для своего труда, и выбирал преимущественно те известия, которые наиболее соответствовали национальной гордости римлян. Его рассказы о первом периоде Рима поэтому сохранили характер народных героических сказаний. Слог его истории возвышенный, риторический, но вместе изящный и сильный.

К числу исторических писателей следует отнести Порция Катона и Теренцин Варрона. Порций Катон — знаменитый цензор, живший во II веке до н.э., написал несколько сочинений о земледелии и, кроме того, сочинение о древнейших государствах Италии и о начале Рима. Теренций Варрон, современник Цицерона, знаменит своей необыкновенной ученостью и литературной гогодовитостью: он написал многочисленные трактаты — исторические, философские, грамматические, юридические, сельскохозяйственные и прочие. Но до нас дошли только два его сочинения: <<О латинском языке» и «О сельском хозяйстве». Его ученые изыскания о римских древностях и римской истории важны потому, что ими пользовались последующие историки. Современником Цицерона был и Корнелий Нел от, написавший краткие биографии или жизнеописания великих государственных мужей и полководцев, взятые преимущественно из греческой истории. А во времена Августа жил еще замечательный историк Трог Помпеи, он пытался написать всеобщую историю по греческим источникам; сочинение его дошло до нас в сокращении, которое принадлежит Юс-тину, писателю II века от н. э.

Поэзия золотого века латинской литературы достигла высшего своего выражения в лице трех римских поэтов: Вергилия, Горация и Овидия.

жизни и прекрасную поучительную поэму о земледелии («Георгики»); но слава его преимущественно основывается на эпической поэме «Энеида», где рассказаны странствия Энея после разрушения Трои и его поселение в Лациуме: здесь Вергилий выводит род Августа по прямой линии от троянского героя. Эта поэма представляет собой подражание Гомерову эпосу, но по изяществу формы она является произведением вполне художественным и национальным. Гораций ФяшскЬыл сыном вольноотпущенника; во время второго триумвирата принадлежал к партии республиканцев и сражался в войске Брута при Филиппах. (В одном стихотворении, обращенном к другу, Гораций вспоминает этот день, когда он, кинув щит, бежал с поля битвы.) Впоследствии Гораций приобрел доверие и дружбу Мецената; сам Август заискивал в его стихотворных похвалах. Меценат подарил Горацию небольшое поместье, и здесь поэт, не любивший тревожной городской жизни, провел свои лучшие годы. Он писал мелкие лирические стихотворения и особенно знаменит своими остроумными, игривыми сатирами, в которых слегка подсмеивался над суетностью, корыстолюбием, расточительностью и другими недостатками современных ему римлян. Овидий Назон, принадлежавший к богатому сословию всадников, известен преимущественно своими эротическими стихотворениями, в которых воспевалась любовь; самое значительное из его произведений — это «Метаморфозы» или «Превращения», которые представляют ряд изящных мифологических рассказов о греко-римских богах и героях. Август за что-то прогневался на Овидия и сослал его в Томи, незначительный городок на северо-западном побережье Черного моря; здесь он и умер. Из других лирических поэтов того же века наиболее известны: Катул, Тибулл и Проперцип.

С расцветом литературы у римлян начала развиваться и книжная торговля. Прежде у каждого порядочного римлянина обыкновенно в числе домашних рабов были и такие, которые занимались переписыванием книг для библиотеки своего господина. Друг Цицерона, Помпоний Аттик, человек очень образованный и предприимчивый, первый завел у себя изготовление рукописей в большом количестве для продажи. Он имел много рабов, приученных к этому делу, так что мог делать книги довольно скоро и дешево. Тогда читатели нашли более удобным покупать книги, нежели изготовлять их домашними средствами. Успех Аттика вызвал подражателей, и вскоре издание книг сделалось особым промыслом, чему способствовало изобилие рабов; обыкновенно один раб диктовал разом целой сотне писцов, и каждая книга являлась в таком же числе списков. Из Рима эти списки распространялись по провинциям. Поэт Марциал (живший во второй половине I века от н. э.) в одном стихотворении жалуется на свое безденежье и, таким образом, говорит о распространении своих сочинений: «Не один только городской досуг увеселяет себя моей музой. И в воинском стане, посреди дакийских инеев, суровый центурион читает мою книгу. Поет мои стихи и (далекая) Британия. Но какая от того польза для моего кошелька?»

ПОСЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭПОХА

После Августа начинается упадок римской литературы (это так называемый серебряный век). В мрачную эпоху тиранов всякая попытка к свободному выражению мыслей и чувств подвергалась преследованию, поэтому писатели старались не касаться современных тем или наполняли свои произведения грубой лестью. Порча вкуса обнаружилась в литературе преобладанием риторики (пышных фраз, или «цветов красноречия»). Таким риторическим языком написаны философские сочинения Сенеки, наставника Нерона. Он был последователем Стоической школы, но не отличался высокой нравственностью. Сенека, несправедливо обвиненный как участник заговора против Нерона, по приказанию тирана должен был лишить себя жизни. По поводу того же заговора был осужден на смерть и племянник Сенеки, Лукан, один из лучших поэтов того времени (он написан поэму «Фарсалия», в которой рассказывает о междоусобной войне Помпея И Цезаря).

Только в царствование Веспасиана, Тита и Траяна литература получила больше свободы, и к этому времени относятся несколько знаменитейших латинских писателей. Таковы: Ювенал, Тацит и Квинтилиан.

Он описал период от смерти Августа до смерти Домициана; его рассказ о печальном времени тиранов проникнут горьким чувством патриота, скорбевшего о нравственном упадке сограждан; слог его отличается чрезвычайной сжатостью и силой. Тацит составил еще биографию своего тестя Агриколы (полководца, упрочившего римское владычество в Британии) и книгу о германцах, которых представил народом свежим и бодрым, в противовес изнеженным римлянам. Квинтилиан, бывший учителем красноречия и владевший обширными познаниями в литературе, написал между прочими своими трудами замечательную книгу «Об ораторском искусстве"; здесь он приводит множество известий и суждений о писателях и вообще о знаменитых мужах древности. Далее из писателей этой эпохи замечательны два Плиния. Плиний Старший занимал при Веспасиане высшие государственные должности. Он начальствовал над римским флотом, когда погиб жертвой своей любознательности при извержении Везувия. Это был ученейший человек своего времени; из его сочинений до нас дошла только «Естественная история», в которой сообщается множество общеполезных сведений по географии, зоологии, ботанике, медицине, изобразительном искусстве и прочем. Племянник его Плиний Младший, ученик Квинтилиана и друг историка Тацита, пользовался расположением императора Траяна и некоторое время был наместником Вифинии. Он известен как красноречивый оратор, но из его речей сохранилась только одна, которую он произнес в сенате, — «Панегирик» Траяну (Panegyricus ad Trajanum); до нас дошло еще несколько его писем, любопытных своими известиями о происшествиях и лицах того времени.

Римское образование и римская литература распространились в провинциях (именно в западной половине империи) и возбудили там интерес к умственным занятиям. Многие провинциалы с воодушевлением занялись литературной деятельностью, и значительная часть лучших произведений латинской литературы во времена империи принадлежит людям, вышедшим из провинции. В серебряный век самое видное место в литературе заняли писатели, происходившие из Южной Галлии, и особенно из Испании, так что это время можно назвать периодом латино-испанской литературы: Сенека. Лукан, Квинтилиан, поэт Марциал и ученый-географ Помпоний Мела были испанцы. В следующий за тем период в римской литературе выступают преимущественно африканские уроженцы (то есть областей Карфагена и Нумидии), и этот период называют лунико-латинским. Африканским провинциям принадлежат и лучшие христианские писатели на латинском языке. Тертуллиан. епископ Карфагенский (III в.); философ Лактанций (IV в.) и блаженный Августин, епископ Гиппонийский, живший во второй половине IV и в первой половине V века. Августин выступил поборником учения о предопределении; из его сочинений самое известное это «О царстве Божием> (De civitate Dei). Современник его, блаженный Иероним, родом далматинец, перевел на латинский язык Библию; этот перевод получил название Вульгаты. А из языческих африканских писателей самый известный Апулей. Он жил во времена Антонинов и разрабатывал преимущественно тот вид прозаической литературы, который известен у нас под названием повестей и романов (этот вид, как и другие, заимствован римлянами от греков). Известность ему принесла повесть «Золотой осел»; в ней рассказаны приключения молодого человека, который отправился в Фессалию, чтобы научиться там магии, или колдовству, и случайно был превращен в осла.

В последнюю эпоху —- окончательного упадка латинской литературы — в поэзии и в изящной прозе преобладают писатели галльские; таковы: Авзоний, известный своими идиллическими поэмами (IV в.), и Аполлинарий Сидоний, епископ Овернский (V в.). От последнего осталось много любопытных писем к разным лицам. Среди латинских исторических писателей времен империи, кроме упомянутых, заслуживают внимания: Беллей Латеркул, современник императора Тиберия («Римская история»), Квинт Курций («О деяниях Александра Македонского»), Светоний, друг Плиния Младшего («О жизни двенадцати цезарей»), Аммиан Марцеллин, родом грек, живший в IV веке (история императоров от Нервы до смерти Валента) и Павел Орозий, священник в V веке («Всеобщая история от сотворения мира до V века от Рождества Христова»), Вообще историография представляет один из самых богатых отделов латинской литературы.

ГРЕЧЕСКИЕ ПИСАТЕЛИ РИМСКОГО ПЕРИОДА

Между тем как сами западные римские провинции подвергались романизации, — господству римского языка и римской образованности, — восточные провинции, несмотря на политическое подчинение Риму, сохраняли эллинские традиции, распространившиеся там со времен Александра Великого. В городском населении здесь господствовали культура, язык и литература греков; с латинским языком знакомились только по необходимости, как с языком правительственных актов. Жители собственно Греции, несмотря на свое политическое бессилие, были горды своим славным прошлым, многосторонним развитием своей культуры и все еще смотрели на другие народы как на варваров. Греческая наука и литература продолжали процветать и в период римского владычества.

в Рим. Здесь Полибий стал наставником и другом знаменитого Сципиона, Эмилиана, и потом сопровождал его в походе против Карфагена. Он написал «Всеобщую историю», обнимавшую события от начала Второй Пунической войны до разрушения Коринфа; к сожалению, этот прекрасный добросовестный труд большей частью утерян; из сорока книг его сохранились вполне только первые пять. Диодор Сицилийский — современник Юлия Цезаря; он тридцать лет работал над собиранием и приведением в порядок материалов для своего обширного исторического труда и предпринимал для него путешествия по многим областям Европы и Азии. Сочинение его, названное «Исторической библиотекой», есть всеобщая история от самых древних времен до начала галльских войн Цезаря; большая часть ее также не дошла до нас. Далее следуют: Дионисий Галикарнасскищ современник Августа, написавший историю Рима («Римские древности») до начала Пунических войн, и Плутарх Херонейский, живший во второй половине I века, автор превосходной книги «Сравнительные жизнеописания» знаменитых греков и римлян. Ни одно сочинение древности не было столь читаемо в новые века, как эти биографии Плутарха.

Науке древней географии важные услуги оказали своими трудами: Страбон, уроженец Малой Азии, современник Августа, и Птолемей, александрийский ученый-астроном II века.

В изящной греческой прозе самым видным писателем этого периода является Лукиан, родом из сирийского города Самосата. Он жил в царствование Адриана и Антонинов и некоторое время преподавал в Греции красноречие. Сочинения его весьма разнообразны по своему содержанию: они блестят остроумием и тонкой насмешкой, в особенности обращенные против суеверий и предрассудков современного ему общества (сам Лукиан принадлежал к школе эпикурейцев). Его называют Вольтером своего времени.

Из греческих писателей римского периода заслуживают еще внимания Гелиодор (IV в.) — сочинитель повестей, которые являются прообразами нравоучительных романов. Из числа историков — Арриан («История Александра Великого»), Аппиан («Римская история»); оба они жили во II веке, Дион Кассий («Римская история»), который занимал важные государственные должности в царствование Каракаллы и Александра Севера, и епископ Евсевий Кесарийский, современник Константина Великого, написавший церковную историю первых веков христианства. Для истории античного искусства неоценим труд Павсания (II в.), именно его «Путешествие по Греции», где он подробно описывает виденные им памятники искусства. А из философов: стоик Эниктет (I в.), Лонгин — наставник знаменитой Зиновии Пальмирской (от него сохранился трактат «О высоком») и представители неоплатонизма: Плотин и ученик его Порфирий (III в.). Император Марк Аврелий, последователь стоической школы, писал свои философские сочинения на греческом языке.

обвинение в ереси (III в.).