Приглашаем посетить сайт

Билет 11. Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла «Антигона».

Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла «Антигона».

Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращение трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешёл на изображение людей, их поступков, борьбы. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Другое значительное новшество у Софокла- допущение 3 его актёра, что позволило разнообразить сцены с посторонними лицами.

Характерным примером драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 422 г.) Сюжет её относится к фиванскому циклу и является продолжением сказания о войне «Семеро против Фив» и о поединке Этеокла и Полиника. После гибели обоих братьев новый правитель Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать земле, угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила Полиника. Софокл разработал этот конфликт с точки зрения конфликта между человеческими законами и «неписанными законами» религии и морали. Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписанные законы» богоустановленными и нерушимыми в противоположность законам людей. Афинская демократия так же требовала уважения к «неписанным законам».

выступают с твёрдым решением и планом действия, определяющий весь дальнейший ход пьесы. Антигона приводит свой план в действие, она покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва лишь Креонт успел изложить программу своего правления, как узнаёт, что приказ нарушен. Он видит в этом прииски недовольных его власть граждан, но затем к нему приводят Антигону, пойманную при вторичной попытки усыпать тело Полиника землёй. Она уверенно защищает свою правоту, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Её активный героизм оттенён пассивностью Исмены, которая так же согласна разделить учесть сестры. Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает её на смерть в каменном склепе. В последний раз зритель видит, как стражи ведут Антигону к месту казни. Она исполняет похоронное причитание по себе самой, но остаётся уверенной в собственной правоте. Это высшая точка в развитии трагедии, затем наступает перелом. Слепой предсказатель Тересий говорит Креонту, что боги разгневаны его поведением, и готовят ему страшные бедствия. Сопротивление Креонта сломлено и он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить Антигону.Однако уже слишком поздно, и из сообщения хора Креонт узнаёт, что Антигона повесилась в склепе, а на глазах отца Гемон пронзает себя мечом у теля невесты. Когда подавленный горем Креонт возвращается домой, он узнаёт, что его жена Эвридика лишила себя жизни, проклиная Креонта как детоубийцу. Хор заключает трагедию краткой сценой о том, что боги не оставляют несчастия не отомщенными.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает её с огромной теплотой. Великий трагик хотел сказать своей трагедией, что для счастья граждан полиса необходимо единство гармонии между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времён Софокла было далеко от идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделённого, кроме того, также чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение подобного рода государственного деятеля сказывается в конце трагедии также и в раскаянье Креонта и в его самобичевании.