Приглашаем посетить сайт

Билет 2. Мениппова сатира в творчестве Лукиана

Мениппова сатира в творчестве Лукиана

120 г н. э. –185 г. н. э. Родился в Самостате в Сирии. Будучи сирийцем по происхождению, Лукиан в совершенств овладел греческим, на котором написаны его сочинения. Он сменил немало занятий: был учеником скульптора, занимался риторикой, позднее серьёзно увлекался философией. Его творчество весьма обширно, сохранилось более 80 произведений, значительное место среди них занимает сатирический диалог.

Когда он искал пути для введения комического элемента в философский диалог, он обратился к полузабытым произведениям его сирийского земляка, киника Мениппа. В течение нескольких лет Лукиан составлял целую серию философско-сатирических диалогов в стиле Мениппа. Литературную характеристику своих «менипповских» произведений даёт сам Лукиан в «Дважды обвинённом». На судилище, учреждённом самим Зевсом, под председательством Правды проходит ряд тяжб. Против Лукиана выдвинуты два обвинения: одно со стороны Риторики в том, что он её бесчестно покинул, другое со стороны философского - диалога - в «недостойном обращении».

«Путешествие в подземное царство», то взлетает на небо «икароменнип» в поисках философской истины: насмешки над человеческой глупостью, религиозными философскими умозаключениями переплетаются тут с пародией на мифы и мистерии; предметом сатиры становятся не только старинные греческие верования, но и новомодные представления иранской религии Митры и христианства. Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана в менипповом стиле – «Зевс трагический» .

Наряду с антирелигиозной сатирой у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против Философов. «Продажа жизней» –высмеивание взглядов различных философских школ. Во многих произведениях менипповского стиля Лукиан старается сохранить историческую перспективу 3 в до н. э. , ограничиваясь лишь намёками на обстановку своего времени.