Приглашаем посетить сайт

Билет 20. Историческое значение римской литературы. Её самостоятельные основы и греческое влияние.

Историческое значение римской литературы. Её самостоятельные основы и греческое влияние.

В середине 3 века до нашей эры, когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части средиземноморья, в Италии , начинает развиваться вторая литература античного общества –римская.

Рим- центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии,- создаёт свою литературу, параллельную греческой, и создаёт её на своём латинском языке. Римское рабовладельческое общество проходило в основных чертах через те же этапы развития, что и греческое. Растущий Рим покоряет гибнущую Грецию и Эллинистические страны, и в Риме «весь процесс повторяется на высшей ступени». В Риме повторяется путь, пройденный Греческим обществом, но повторяется в изменённой, усложнённой форме. Этот «вторичный» характер развития Рима оставил неизгладимый отпечаток на всей его культуре. Развиваясь позже Греции, Рим очень часто находил у греков готовые ответы на свои идеологические запросы.

Мировоззрение и идеологические формы, вырабатывавшиеся в Греции на разных этапах её исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества, римского, в соответствующие моменты его развития. «Заимствования» у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и философии, в искусстве и литературе. Однако, «заимствуя» у греков, римляне приспособляли заимствуемое своим потребностям и развивали его соответственно специфическим особенностям их истории.

особой ступени всемирно-исторического литературного процесса. Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литературы Европы определяется исторической ролью Рима в культурном развитии европейского запада.

а не греческого варианта, и в эпоху Возрождения и в 17-18 веках греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. В 19 веке римскую литературу стали недооценивать, рассматривать чисто подражательно. Значение её стали сводить к одной лишь посреднической роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространён в западной Европе, чем греческий. Несмотря на однотипность обеих литератур, как литератур отвечающих одному и тому же этапу в развитии человеческого общества, несмотря на далеко идущую зависимость, более молодую римскую аудиторию от ранее развившейся греческой, римская литература не является простым сколком, копией греческого оригинала, а имеет свои специфические особенности.

"Золотой век» Римской литературы не знает тех широких и сложных вопросов, которые стояли перед греческой общественной мыслью аттического периода, но он даёт гораздо больше углублений субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания, хотя и в более узкой и ограниченной сфере. Перенимая стилевые формы греческой литературы, греческие литературные жанры, Рим устраняет очень многие пережиточные моменты, сохранявшиеся у греков. Так в греческой драме, в трагедии и комедии, было обязательным участие хора. Связанный с празднествами Диониса, на которых происходили театральные представления, хор пережиточно продолжает функционировать и тогда, когда драма перестаёт в нём нуждаться. В римской драме это отпало. Такие местные особенности, вытекающие из специфических условий возникновения жанра в римской литературе уже теряются. С другой стороны римская литература в её лучших проявлениях нередко представляют собой синтез всего того, что создавала римская литература разных периодов, эпос Вергилия и лирика Горация ориентированны на пример, на греческую литературу классического периода, но использует вместе с тем и достижения эллинистической литературы, всё накопленное мастерство веков.

Старые греческие жанры получают у римлян обновлённую форму. В Риме происходит, таким образом, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, освобождённых от местных особенностей.

Историческое значение римской литературы заключается в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.