Приглашаем посетить сайт

Билет 30. Концепция рока в древне греческой трагедии. Реализация родового проклятия атридов в трилогии Эсхила «Орестея».

Концепция рока в древне греческой трагедии. Реализация родового проклятия атридов в трилогии Эсхила «Орестея».

Проблеме трагической судьбы рода посвящено самое позднее произведение Эсхила «Орестея» (458г), единственная целиком дошедшая до нас трилогия. Уже по своей драматической структуре «Орестея» гораздо сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актёр, введённый молодым соперником Эсхила, Софоклом. Сюжет «Орестеи» - судьба потомков Атрея (враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей, и угостил Фиеста их мясом.) В роду Атрея не прекращаются поэтому тяжёлые преступления, порождённые демоном мщения Аластором: сын Атрея Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, Жена Агамемнона Клитеместра убивает своего мужа с помощью Эгисфа. До Эсхила сказания эти уже неоднократно разрабатывались в греческой поэзии: о них упоминается в «Одиссее» (Эсхил сам говорил, что его трагедии –это «крохи от великих пиров Гомера»), они входили в состав киклической поэмы «Возвращения»; среди заглавий хоровых стихотворений Стесихора имеется «Орестея». Дельфийская религия, боровшаяся с институтом родовой мести, восприняла миф об Оресте, придав ему соответствующую концовку во славу дельфийского бога: после того как Орест убил свою мать, он был «очищен» Аполлоном; благодаря этому божественному вмешательству родовое проклятие потеряло силу, и цепь преступлений оборвалась. Эсхил сохранил в «Орестее» проблему прекращения родовой мести, поставленную дельфийской версией мифа, на разрешил её по-новому, не удовлетворяясь дельфийским ритуальным «очищением».