Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 3. Билет 26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля

26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля

Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы- разнообразны.

У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. (был психологом)). Заслуга первых философов – предложили научное объяснение происхождения мира – натурфилософы. Материя – первооснова всего.

П л а т о н

«высвобождал». Платона считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым Значение Платона:

1. В литературе – создал новый жанр – диалога (дошло 42 диалога). В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние, писал в тюрьме, незакончены.

2. В философии – много новых философских идей: -бессмертие души; -идея загробного воздаяния; -утопическое учение об идеальном государстве

Считает, что искусство нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти > развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении. Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам писал произведения разных жанров.

Аристотель (384 – 322)

367 – приехал в Афины и стал учеником Платона

342 – обратно в Македонию, был воспитателем Александра (сын Филиппа II). Переписка Аристотеля и Македонского выдумана.

335 – опять в Афины. Открыл школу в роще Апполона-Ликейского, учителя – перипатетики («гуляющие вокруг»).

323 – вынужден переехать на о. Евбею, т.к. его обвиняли в промакедонской ориентации. Аристотель читал лекции два раза в день – утром и вечером. Много лекций посвящено критике идей Платона (Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель – первый энциклопедист. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух. Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис. Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души. Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет – одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.

1. разделил литературу на виды

2. описал структуру эпоса, трагедии, комедии

3. описал комических и трагических героев; описал природу комического