6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ)
Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику
Лирика (Мелика):
1) Декламация:
1 Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Солон)
2 Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)
2) Собственно мелика
1 Хоровая мелика
2 Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Элегич. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика. Эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Это всегда песенная поэзия.
Элегия:
Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия
Главный признак элегии – размер – элегический дистих. Небольшой объём.
Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)
дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов > наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)
Тиртей (2/2 VII до н.э.)
Жил в Спарте. Тема защиты родины. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины. С этическими указаниями переплетаются практические советы. Поучение строится на конкретных примерах. Основатель: Эмбатерий – маршевая песня.
Мимнерм (~600)
Создатель любовной элегии. Сборник к Наннo > говорил о любви к героиням древних сказаний. Восхваляет прелести юности. Предвосхитил современную элегию
Политич деятель и поэт. Запрет долгового рабства. В поэзии затрагивает общественную тематику. Предсказал расцвет драмы. Всем свойственно стремление к богатству (родовое проклятье)
Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох
Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)
Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня > не мог претендовать на наследство. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти.
Особенности:
1. стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель
2. новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события
3. против войны
4. гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)
5. взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения
6. жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности
7. сделал поэзию средством раскрытия личных чувств; сближение героя и слушателя
Семонид (Аморгский)
Особенности:
2. его мир мелок и приземлен, человек ? овца, не знает, для чего живет
3. взгляды на жизнь ? Гесиода (труженик)
4. Поэма - порицание женщин
Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)
• его герой – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами
• есть пародии на «высокую» эпическую поэзию.
• обилие бытовых подробностей; комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку
• любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6-тистопного ямба заменяется хореем)