Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 4. Билет 5.
Гомеровский героический эпос.

Гомеровский героический эпос.

Произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам произв. древнегреческой литературы. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения одного только писателя. Если они даже и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества. Самое важное - художественное единство поэм Гомера. Лосев: «С полным правом можно сказать, что греческий народ, взятый в своём единстве и цельности, и есть тот единственный творческий индивидуум, который создал гомеровские поэмы».

Произведения записаны только во второй половине VI века, но в «устном» виде появились раньше: завершены около 9-8 вв. «Илиада» и «Одиссея» созданы на ионийском диалекте с примесью более раннего эолийского. В произведениях отражается история греческого народа. Сюжетом гомеровских поэм становятся разные эпизоды Троянской войны (Троя - это город в Малой Азии, который был заселен племенем фригийцев). Отразились разные периоды истории: само действие приходится на 13-12 вв. Но развитие греческого народа, отразившееся в поэмах гомера, охватывает не только весь общинно-родовой строй, но и выходит за его пределы.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

2. Обстоятельная деловитость эпоса( "Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки)

3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4.Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно . Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты) 6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного)

7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий)

8. Уравновешенно - созерцательное спокойствие свободно - героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане.Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы.Противоречивость в гомеровском сттле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.

Стиль поэм - эпический. Э

пический стиль порожден общинно родовой формацией, т.е. коллективизмом. Неотъемлемое свойство - примат общего над индивидуальным. Но гомеровские поэмы являются не только порождением общинно-родового строя, они получили свой внешний вид почти в канун рабовладельческого строя, потому стиль поэм Гомера полон противоречий. Поэтому стиль Гомера - не просто эпический и не только строго эпический. Уже началось разложение общинно-родовой формации, зарождение в ней частной собственности. Поэтому строгий эпический стиль уже перестает удовлетворять. В нём начинают зарождаться всякие другие стили и жанры. Этот тип эпоса мы можем назвать свободным или смешанным эпосом.

Оба эти стиля перемешаны у Гомера.

Признаки раннего (строгого) эпического стиля:

1) Объективность. Древний эпический стиль даёт объективную картину мира и жизни, не входя глубоко в психологию действующих лиц и не гоняясь за деталями и подробностями изображения. Важно только то, что событие происходит. Всё изображаемое в эпосе трактуется как объективная реальность. Здесь нет ничего выдуманного из-за субъективной прихоти художника. Невозмутимый повествовательный тон характерен у Гомера для любых сказочных сюжетов (как будто всё это в действительности существовало).

2) Вещественное изображение жизни. Вместо углубленной психологии и вместо показа собственного отношения к жизни художник сосредотачивает внимание на внешней стороне изображаемых им событий.

3) Традиционность. Объективный характер эпического изображения жизни сопровождается в строгом эпосе сознанием постоянства царящих в ней законов. Для эп. художника по сути нет разницы между настоящим и прошлым - он изображает всё постоянное, вековое.

4) Монументальность. Широкий охват настоящего и прошлого делает эпическую поэзию возвышенной, торжественной, далёкой от субъективной прихоти человека в сравнении в величавым и общенародным прошлым.

5) Героизм. Особым стилем показываются в эпосе и люди, если они понимаются как носители всех этих свойств эпоса. Человек показывается героем, потому что внешне лишен эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом.

только уравновешенное спокойствие, но и внутреннее утешение.

Признаки свободного (смешанного) эпического стиля:

1) Эпические жанры, кроме героической поэмы: «Илиада» и «Одиссея» в основном - героические поэмы. Эпосу Гомера свойственны зачатки других греческих жанров, например сказки. Сказка ничем существенным не отличается от мифа по содержанию - но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нём лиц и событий, сказка же относится к изображаемому достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. Примеры: сирены, Сцилла - чудовище с шестью головами и 12 лапами и Харибда - водоворот. В гомеровском эпосе есть и элементы романа. Он повествует о бытовых явлениях, выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках Телемахом своего отца - элементы прикл. романа, вторая часть «Одиссеи» - элементы семейного романа.)

2) Лирика. Много лирических мест. Страстная любовь к жизни, особенно в условиях безвыходного положения, пронизывает обе поэмы. Гомер часто рисует себе страдания родных погибшего героя, которые пока ещё ничего не знают о его злой участи.

3) Драматизм. У Гомера имеются элементы и трагедии, и комедии со всеми свойственными им драматическими конфликтами. Трагичны почти все герои поэм.

богам и героям весьма иронично. Сатирический элемент очень силен. Циклопы - карикатура на людей, живущих безо всяких законов.

Поэтическая техника эпоса.

Повторение - повтор целых стихов или их частей, рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни.

Сравнение с огнём, животными и т.д.

Хронологическая несовместимость.