Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
35. Эпоха принципата Августа и особенности литературы римского классицизма.

35. Эпоха принципата Августа и особенности литературы римского классицизма.

Империя, основанная Октавианом Августом консолидировала римское рабовладельческое общество на основе военной диктатуры. В 27 г до н. э. он отказался от открытой диктатуры и формально восстановил «республику», оставив за собою верховную военную власть и управление пограничными провинциями, получил почетное прозвище «Август» («Возвеличенный»). В римской империи формально сохранились республиканские органы, сенат, консулы и все прочие старинные должности; Август считался только принцепсом, т. е. первым гражданином в государстве.

Эти «республиканские формы скоро оказались, однако, слишком стеснительными, и в 23 г. была произведена новая реформа: Август получил права плебейского трибуна, которые давали возможность, без нарушения старых традиций, вмешиваться в распоряжения сенатских органов и осуществлять фактически единовластие в пределах формальной компетенции сената. Сословные привилегии аристократии строго сохранились, но республика была только видимостью.

Август понимал, что римляне устали от гражданских войн; поэтому все мероприятия проводились им под лозунгом восстановления старых порядков и мира. Теоретики нового режима старались отвлечь внимание от вопросов государственного устройства, акцентируя в первую очередь необходимость нравственной реформы. Многие нововведения проходят под знаком религиозной и нравственной реставрации, восстановления «обычаев предков». «Золотой век», положивший конец гражданским войнам, принесший на землю Мир» и «изобилие» и, в свою очередь требовавший от граждан «благочестия» и «верности».

Август стремился распространять взгляды, оправдывающие его режим. Он покровительствовал тем литературным течениям, которые отвечали духу его мероприятий. Он окружил себя писателями и художниками, понимая, какое огромное влияние может оказать искусство на настроение и образ мыслей римского общества; Август лично присутствовал на публичных чтениях новых произведений и появлялся во время литературных чтений. Чаще всего они происходили у друга Августа — Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых писателей и поэтов того времени. Он был сказочно богат и щедро вознаграждал тех, кто восхвалял блага нового режима и достоинства самого Августа.

Так, он неизменно благоволил к Вергилию и Горацию, которые были настоящими придворными поэтами. Знаменитый поэт Вергилий написал «Энеиду» — поэму о подвигах Энея, мифического предка Цезаря и Августа, прославлявшую прошлое Рима и Италии. Мифология в этой поэме искусно переплетается с восхвалением Августа и его семьи.

Другой поэт — Гораций, сражавшийся в битве при Филиппах на стороне республиканцев, писал теперь, обращаясь к Августу: «Ты обуздал дух своеволия, опасный для правления».

Особенно прославляли поэты успехи внешней политики Августа. Хотя в Германии его полководцы потерпели поражение и не всегда успешно шла война на Рейне и Дунае, они утверждали, что большая часть обитаемого мира уже покорена, а жители другой — скифы, парфяне, индийцы, бритты — тоже склонились перед могуществом Августа.

использовал для этого своих помощников.

Литература римского классицизма – литература, одушевленная идеалами милосердия и достоинства. Гораций разрабатывает теорию римского классицизма, выдвигая идеал простоты и единства (Искусство поэзии).

Ведущей сферой словесности остается поэзия. Вергилий (70–19 до н. э.) вводит в нее буколический жанр (сборник пастушеских стихотворений Буколики), создает дидактическую поэму о земледелии (Георгики) и историко-мифологическую поэму о происхождении римского народа (Энеида). Гораций (65–8 до н. э.) сочиняет эподы.

Гораций (65–8 до н. э.) сочиняет эподы (двустишия), сатиры, оды, торжественные гимны, сочетая в них лирические мотивы с гражданскими и отходя тем самым от принципов неотериков. С Тибуллом (ок. 55–19 до н. э.), Проперцием (ок. 50–15 до н. э.) и Овидием (43 до н. э. – 18 н. э.) связан расцвет элегической поэзии. Перу Овидия, помимо того, принадлежат Метаморфозы (Превращения) – гекзаметрический эпос, в котором излагаются основы греко-римской мифологии, и Фасты, описывающие элегическим размером все римские ритуалы и празднества. Крупнейшим прозаиком «золотого века» является историк Тит Ливий (59 до н. э. – 17 н. э.), автор монументальной Истории Рима от основания Города в 142 книгах (от мифических времен до 9 до н. э.).