Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
8. Греческая элегия и ямбография.: тематическое разнообразие и представители.

8. Греческая элегия и ямбография.: тематическое разнообразие и представители.

Элегия и ямб – важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним признаком элегии, который отличал от её от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры – пентаметром, образующее строфу из двух стихов – элегический дистих (элегическое двустишие). Стиховая форма элегии сближала её с эпосом, тематика её зачастую совпадала, особенно на первых порах – в 7 в., с теми размышлениями, которые эпические поэты вкладывали в уста своих героях; язык элегии был поэтому близок к эпическому.

Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили и фольклорным средством общественного порицания. Это черты народного ямба: сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка – сохранились в литературном ямбическом жанре, но он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений, в средство личной полемики по общественным и частным вопросам. Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит пользование особыми стихотворными размерами, ямбами или хореями.

Одним из древнейших известны элегических поэтов был Калин из Эфеса (в Малой Азии), живший в первой половине 7 в. От него сохранилось только одно стихотворение - призыв к защите родины от нападения врагов.

В элегиях, посвященных описанию бытовой жизни, встречается много эпических формул и выражений; поэт как бы ставит себя в положение гомеровских героев, но это сопоставление приобретает порой иронический оттенок.

Поэзия Архилоха ломает все рамки староаристократического приличия. Согласно указаниям античных ученых, он является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. В лирике Архилоха уже обнаруживается, таким образом, конфликт между личностью и обществом, но конфликт этот ещё не приводит к обособлению. Архилох не чужд дидактики. Он останавливается на проблеме изменчивости существования, в котором все зависит от «судьбы и случая», но вместе с тем признает созидательное значение человеческих усилий.

У Архилоха сильный, сжатый и образный язык; он является несравненным мастером стиховой формы. Грубые стороны стихотворения Архилоха есколько смущал позднейших моралистов, однако вся античность признавала поэта классиком ямбического жанра.