Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
21. Историография.

 21. Историография.

Геродот считается первым представителем художественной историографии. Именно его труд дошел до нас полностью. Его современники и последователи называли Геродота «отцом истории». К Афинам и их демократическому строю Геродот относился с величайшим сочувствием; заканчивая свой труд в напряженной политической обстановке начала Пелопоннесской войны, он усиленно выдвинул историческую роль Афин и их заслуги перед Элладой. Свое произведение автор назвал «историей», что в переводе означает «изыскание». В последствии «история» Геродота получила заглавие «музы» и была разделена на 9 книг, соответственно числу муз.

Цель труда – «дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные как эллинами, так и варварами, в особенности же – причина, по которой они вступили в войну между собой».

Геродот является представителем чисто повествовательной истории; его изложение - это рассказ о достопримечательностях земель и народов, о судьбах государств и отдельных людей, тема рассказа – борьба между Европой и Азией, которая привела к греко-персидским войнам. Она служит некой рамкой для рассказов о разных странах, говорит об истории Лидии до ее покорения персами, об истории персидской державы и Вавилона, подробно представляет историю Египта, а также ряд событий из греческой истории (хронологически параллельных рассказу о персах), описывает Скифию, Ливию и Фракию.

«персов» Эсхила). Геродот не сомневался в том, что божество управляет миром и повседневно вмешивается в дела людей. Божественное возмездие за неправду и «чрезмерность», зависть богов к человеческому счастью – все это представляется Геродоту реальными силами истории, действие которых он показывает на изображении превратностей судьбы человека.

Если же говорить о Фукидиде, то он внес также немало в развитие истории как науки. От Геродота его отделяло лишь одно поколение, однако оставленная Фукидидом история Пелопоннесской войны представляет собой огромнейший в научном отношении шаг вперед по сравнению с Геродотом и является наивысшим достижением античной историографии. Вместе с тем история Фукидида является также первым значительным памятником аттической прозы. Геродот писал по-ионийси; начиная же с Фукидида, греческая художественная историография переходит к аттическому диалекту.

От ранней софистики он усвоил скептическое отношение к религиозно-мифологическому миросозерцанию и критический подход ко всевозможным традициям и авторитетам; война, к которой это соперничество привело, заинтересовала Фукидида с момента своего возникновения. Вскоре ему пришлось принять личное участие в войне, и в 424 году он командовал афинским флотом. Неудачное ведение военных операций заставило Фукидида удалиться в изгнание, и он около 20 лет провел вне Афин, отдавая свои досуги собиранию материалов по истории войны.

История Фукидида была впоследствии разбита на восемь книг. «Я не считал согласным с своей задачей записывать то, что узнавал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого, - писал Фукидид, - изыскания были трудны, потому что очевидцы отдельных фактов передавали об одном и том же неодинаково, но так, как каждый мог передавать, руководствуясь симпатией к той или другой из воюющих сторон или основываясь на своей памяти». Трудность критической проверки фактов современной истории и заставила Фукидида с еще большим недоверием относиться к преданиям о прошлом. «То, что предшествовало этой войне и что происходило в еще более ранние времена, невозможно было, за давностью времени, исследовать с точностью». Во вступительном очерке древнего периода греческой истории Фукидид ограничился поэтому лишь попыткой воссоздать общую картину развития, его можно с полным основанием считать основоположником