Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
25. Лукиан.

25. Лукиан.

С годами Лукиан стал ощущать себя все более в оппозиции к господствующему направлению в софистике.

Торжественная, панегирическая установка на искусственные «высокие» чувства всегда была ему чужда, а к усиливавшимся религиозным тенденциям он относился резко отрицательно. Сатирическая струя в его творчестве стала расширяться.

Первым этапом на этом пути был переход к периферийным малым формам софистической прозы. 60-м гг. II в. наметился отход Лукиана от софистики. Его начинает привлекать философия. Наряду с антирелигиозной сатирой, у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против философов.

Острота социальной сатиры представляет собой, однако, сравнительно редкое явление у Лукиана. Его сатира отличается изяществом и остроумием, но не глубиной захвата!. Неизбежная историческая ограниченность сатиры Лукиана и отсутствие у него положительной программы не должны все же заслонять того обстоятельства, что Лукиан принадлежал к числу наиболее свободомыслящих умов своего времени. В последний период литературной деятельности Лукиана борьба эта приняла еще более обостренные формы.

Тематика становится все более современной. Сатирик отходит от диалогической формы, которая вынуждала его выступать в маске одного из собеседников, и обращается к памфлету-письму, высказываясь непосредственно от своего лица. К анализу творчества Лукиана логичнее подойти с позиций его отношения к широко распространившемуся в это время и восходящему к аттикизму явлению, получившему название второй софистики.

когда активизировался интерес к риторике, и просуществовала до III века. Однако риторика периода империи практически полностью оторвалась от реальной жизни, ограничившись художественно-формалистическими упражнениями в составлении фиктивных речей, стремясь к изысканности и совершенству словесной формы.

Еще более богато в жанровом отношении творческое наследие Лукиана:1) фиктивно-судебные или похвальные ораторские речи (“Похвала мухе”, “Лишенный наследства”), составленные в духе тогдашних декламаций;2) комический диалог (“Разговор богов”, “Пир”, “Беглые рабы”);3) описание (“О сирийской богине”);4) рассуждение (“Как писать историю”);5) мемуарный и фантастический рассказ (“Жизнь Демонакта”, “Правдивая история”);6) эпистолярный и пародийно-трагедийный жанр (“Переписка с Кроносом”, “Трагоподагра”, “Быстроногий”) и т. п.

При этом Лукиан часто смешивает эти жанры, что крайне усложняет анализ художественного стиля и жанроопределяющих признаков его произведений.

Обычно принято делить творческий путь Лукиана на 3 периода: 1) риторический, 2) философский, 3) поздний период, который характеризуется частичным возвратом к риторике, чертами упадка и разочарования.