Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
34. Римская историография I в. д. н. э. – нач. I в. : Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий

34. Римская историография I в. д. н. э. – нач. I в. : Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий

Литературный перелом, которым ознаменован конец II в., обнаруживается прежде всего в актуализации тематики.. Политическая злободневность становится темой литературного изложения, и в Риме появляется публицистика. Римские государственные деятели перестают удовлетворяться той литературной продукцией, которую поставляли для них выходцы из другой среды, и сами берутся за перо (выступают с памфлетами, политич. отчетами в виде мемуаров и автобиографий; публикация «речей»). Обострившаяся социальная борьба в корне меняет отношение верхушки общества к литературному труду.

Быстро растет ИСТОРИОГРАФИЯ, в которой публицистические задания переплетаются с художественными. Привычный в античной историографии прием введения «речей» открывал широкие публицистические возможности, и римские историки свободно переносили в прошлое политические лозунги своего времени. Вместе с тем история в античных условиях была не столько наукой, сколько одним из видов художественного повествования, и допускала известную долю вымысла в целях занимательности изложения. Первые два века республики, о которых сохранилось мало точных сведений, представляли особо благодатную почву для рассказа, расцвеченного вымыслом, и борьба плебеев с патрициями изображалась в красках, заимствованных из живой современности (Луцилий, Цицерон).

– период распада старой республиканской идеологии. Умеренно-консервативная позиция, последним теоретиком которой был Цицерон, в 50-е годы I в. уже не находила того сочувствия, которым она прежде пользовалась в средних слоях Рима. Мировоззренческий поворот, связанный с разложением республики, нашел отражение в литературе. В области прозы мы наблюдаем резкую реакцию против цицеронианизма.

«аттикизма» как противоположности «азианизму». В то время как Цицерон требовал от оратора умения владеть различными стилями и приспособляться к аудитории и к условиям момента, Римские аттисты признавали только простой безыскусственный стиль, точное выражение мыслей как словесное воплощение моральной личности оратора. строгая деловитость и беспощадная прямота. Красноречие Цицерона представлялось с этой точки зрения «азианским», напыщенным. Лозунгом римских аттистов было сжатое и концентрированное красноречие, избегающее пышного орнамента и ритмического построения фразы.

Аттическое красноречие не имело успеха на римском форуме и вскоре было забыто; непосредственных памятников не сохранилось, но стилистические установки, близкие к аттизму, мы находим в трудах ЦЕЗАРЯ и САЛЛЮСТИЯ.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (102 – 44 гг. до н. э.), выдающийся политический и военный деятель Древнего Рима, был замечательным оратором и писателем. Мировую знаменитость получили его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Оба произведения остались незаконченными.

«Записки о галльской войне» рассказывают о деятельности Цезаря в Галлии, где он был проконсулом почти десять лет, ведя многочисленные войны с галльскими и германскими племенами, сопротивлявшимися римскому вторжению. «Записки о гражданской войне» повествуют о начале войны между Цезарем и Помпеем. В первом произведении Цезарь хочет представить в выгодном свете свою деятельность в Галлии, показать себя непобедимым полководцем и мудрым политиком. В строго обдуманном изложении читателя внушается мысль, что война в Галлии была направлена исключительно на защиту законных интересов Рима и союзных с ним племен. В отношении фактической стороны повествования Цезарь старается избежать прямой лжи, но часто действует методом умолчания.

В «Записках о гражданской войне» он стремится показать, что вина за начало гражданской войны в Риме лежит не на нем, а на его противниках – Помпее и сенатской партии.

«Записках о галльской войне» он сообщает важные этнографические сведения о жителях Европы того времени – галлах, германцах, британцах.

Цезарь пользовался славой выдающегося стилиста. Его сочинения отличаются простотой и ясностью стиля. Однако эта лаконичность, строгий отбор лексических средств не уменьшают выразительности текста.

– 35 г. до н. э.) – римский историк I в. до н. э. Он принадлежал к партии популяров, возглавляемой Юлием Цезарем. Саллюстий занимал ряд важных должностей вплоть до проконсула римской провинции Новая Африка. После гибели Цезаря отходит от политики, всецело посвятив себя литературному труду. Из его ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ сохранились «Заговор Катилины», «Война с Югуртой», и отрывок «История».

Живя в эпоху острого политического и соц. кризиса римского полиса, крушения республики, Саллюстий ищет в истории объяснение событиям современности. Он обращается, в частности, к идущей от греческой философии теории «упадка нравов», которая видела причину гибели общества в двух главных пороках – властолюбии и алчности. Саллюстий хочет представить себя беспристрастным наблюдателем событий, но в действительности он глубоко тенденциозен. Виновником упадка Римского государства он изображает римскую знать, развращенность, продажность и безнравственность нобилитета. он обличает пороки современного ему общества.

Первая монография Саллюстия - «Заговор Катилины» - посвящена событиям недавнего прошлого. Центральная фигура – Катилина. Изложение открывается его характеристикой и заканчивается рассказом о его героической гибели. Но Катилина подан на фоне разложения римского общества как продукт этого разложения.

«Война с Югуртой». Основывая выбор темы, Саллюстий указывает, что «тогда впервые началась борьба с высокомерием нобилитета». Ход войны излагается в связи с борьбой партий в Риме.

«История»; это уже не монография, а последовательное изложение римской истории за определенный период времени. . Он начал со смерти Суллы, на которой закончил свое повествование историк Сисенна, и выпустил 5 книг, охватывающих 78 – 67 гг. Саллюстий не скрывал уже классовой борьбы в Древнем Риме; римская история представлялась ему теперь в виде нескончаемых раздоров между плебсом и знатью.

Произведения Саллюстия – выдающийся памятник античной историографии.

Сжатость и эмоциональная напряженность повествования, выразительная антитеза, меткая афористическая фраза, подчеркнутая архаизация языка – характерные черты стиля Саллюстия.

Сжатость и эмоциональная напряженность повествования, выразительная антитеза, меткая афористическая фраза, подчеркнутая архаизация языка – характерные черты стиля Саллюстия.

– выдающийся римский историк.

– историк-литератор. Как литератор он продолжал традиции цицероновской прозы и отрицательно относился к римскому аттикизму, в частности к Саллюстию.

Он создал огромный труд, насчитывавший 142 книги, из них полностью сохранилось 35, остальные известны лишь в кратком изложении. В основе исторического труда Ливия лежит идея величия Рима, прославления нравов, патриотизма и героизма предков, характерная для идеологической политики принципата Августа.

Тит Ливий был представителем художественно-дидактического направления античной историографии. Для него были важны не столько исследовательские, сколько назидательно-нравственные задачи; принцип: «история – наставница жизни». Эта целевая установка вела автора по чисто художественному пути, он отбирал более яркие, эмоционально выразительные факты, стремился к увлекательному худож. изложению. Отсюда – предпочтение фольклорной легенде перед историч. фактом (особенно в первых десяти книгах, повествующих о начале римской истории), блестящая риторика речей, вложенная в уста исторических персонажей, напряженный драматизм и отточенная стилистика повествования. Все это делает труд Тита Ливия достоянием не только исторической науки, но и художественной прозы античного Рима