Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
24. Роман

24. Роман

— один из наиболее поздно сформировавшихся жанров античной литературы.

Греческий роман I —III веков нашей эры был весьма популярен как можно заключить по большому количеству его образцов. Пять романов дошли до нас целиком: «Харей и Каллироя» Харитона, «Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Лсокиппа и Клнтофонт» Ахшгла Татия, «ДAФНИС И ХЛОЯ» ЛОНГА, «ЭФИОПИКА» ГЕЛИОДОРА;

Роман непременно кончается браком, если влюбленная пара до начала своих бедствий не успела его заключить, или радостным воссоединением супругов, если брак предварял скитания. Несмотря на общность схемы, неожиданные всякий раз повороты сюжета, широта географического горизонта, дававшая возможность «побывать» в далеких городах и манящих неизвестностью странах, а также калейдоскопическое богатство приключений делали романы, при всем их сходстве, непохожими друг на друга. Их отличия определялись также тем адресатом, к которому они обращались.

» была написана в III в. н. э. 1, очевидно, в первой его половине2. Сочинения Гелиодора — античный любовный роман, в основу которого положен вымысел о необыкновенных приключениях прекрасной и добродетельной пары в Греции, Египте и Мероэ.

«Эфиопика» в переводе означает «Эфиопские», при этом подразумеваются «дела», «события», «повествования». Таким образом, «Эфиопские дела», или «Эфиопские события», или «Эфиопские повествования»7. Эфиопами, людьми с обожженными солнцем лицами, древние греки, а потом и римляне называли людей с темным цветом кожи, живущих в Африке и на Индостанском полуострове

Персонажи романа Гелиодора действуют в Афинах, Дельфах, на о-ве Закинф, скалистом мысу Крита, проходят через весь Египет, от Гераклова устья Нила до Сиены и в конце концов оказываются в г. Мероэ.

В «Эфиопике» можно выделить три временных пласта, последовательно соответствующих персидскому господству в Египте и северной части Куша (525—332 гг. до н. э.), эллинистическому и римскому периодам.

в «Эфиопике» мы имеем энциклопедический справочник по Мероэ.

«ДАФНИС И ХЛОЯ» ЛОНГА — одно из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Оно стоит одиноко среди софистических любовных романов, так как автор перенес место действия в буколическую обстановку. Оторванная от жизни любовь греческих романистов получает у Лонга оправдание в условной атмосфере буколики, где пастушеские божества приходят в трудные моменты на помощь героям. Буколика осложнена при этом мотивами «новой» комедии.

«официального общества», любовь не имеет у Лонга того отвлеченно-бесплотного характера, который обычно присущ чувствам добродетельных героев, в особенности героинь греческого романа. Дафнис и Хлоя — подростки, почти дети; полюбив друг друга, они должны еще пройти незнакомую им «науку любви», и последовательные этапы этого процесса, начиная от первого пробуждения неясных весенних томлений, составляют содержание романа, вместо привычных злоключений странствия. Рост и осознание любовного желания развертываются параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года.

Похищение, плен, кораблекрушение, все эти обязательные приключения сохранены и у Лонга, но поданы как мимолетные опасности, возникающие благодаря вторжению в пастушескую сферу чуждых ей горожан. В описаниях сельского пейзажа и быта «Дафнис и Хлоя» перекликаются с такими произведениями софистической прозы, как «крестъянские письма» Алкифрона (стр. 248), а нарядный, «горгианский» стиль романа, прекрасно гармонирующий с его содержанием, воспроизводит певучесть эллинистической буколики.

Заканчивается роман, конечно, тем, что оба героя «узнаны» своими богатыми родителями и справляют свадьбу; тем не менее Лонг отнюдь не рисует безмятежной «пастушеской» идиллии и ярко изображает, например, зависимость судьбы и самой жизни.