Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 5.
11. Теория творчества и мифы о человеке у Платона.

 11. Теория творчества и мифы о человеке у Платона.

V-VI вв. до н. э. – период интенсивного развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона, и, наконец, колеблющаяся между материализмом и идеализмом система Аристотеля.

Платон (427 – 347) – основоположник античного идеализма. Учение Платона глубоко антидемократично. Народ должен сохранять свои религиозные представления, которые у Платона становятся уже сознательным средством обмана масс. Особенно ненавистны Платону материалистические теории, так как они сеют безбожие и грозят революцией.

«прозрениями»; как провидец он вещает о загробной жизни души, об истинном мире вечных и неизменных «идей».

«сократический» период Платон ещё строго следует методу своего учителя Сократа и ведет исследование главным образом в форме беседы, вопросов и ответов. В дальнейшем, когда у Платона вырабатывается самостоятельная система, рядом с беседой появляется и связное изложение. Философская аргументация чередуется с художественно обработанными «мифами». К этому периоду относятся и наиболее совершенные по художественному оформлению диалоги (например, «Пир», «Федон», «Федр»). Новый поворот во взглядах Платона привел к тому, что, начиная с 60-х годов IV в., Сократу отводится менее значительное место.

Как литературные произведения, диалоги Платона интересны прежде всего искусством портретной характеристики. В дискуссии сталкиваются между собой не только мнения, но и их живые носители. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников.

Действующих лиц своих диалогов Платон индивидуализирует, не только указывая их позиции в философских вопросах, но и рисуя их поведение, манеру держаться. Живой драматизм диалогов подчеркнут сценарием. Стечение публики по случаю приезда знаменитого софиста («Протагор»), пирушка после победы на трагических состязаниях («Пир»), прогулка в жаркий летний день («Федр»), предсмертное свидание Сократа с друзьями («Федон») создают обстановку, на фоне которой непринужденно возникает философская беседа.

«мифы»: Платон изображает парение ещё не воплотившейся души у граней наднебесных пространств и созерцание «истины» («Федр»), рисует картины загробного суда («Георгий», «Федон», «Государство») и т. д.