7. Упадок героического эпоса.
Отрывки из эпоса "Труды и Дни" Гесиода (8 в. до н. э.)
<Стоя и к солнцу лицом обратившись мочиться не гоже.
Даже тогда на ходу не мочись, как зайдёт уже солнце,
Вплоть до утра - всё равно по дороге ль идёшь, без дороги ль;
Не обнажайся при этом: над ночью ведь властвуют боги.
Мочится чтущий богов, рассудительный муж либо сидя,
Либо - к стене подойдя на дворе, огороженном прочно.>
<Совокупившись, не стой неодетый, с.......
Перед огнём очага, но держись в это время подальше.
Также, не с похорон грустно-зловещих домой воротившись,
Сей потомство своё, а с пира пришедши бессмертных.>
<Мало хорошего, если двенадцатидневный ребёнок
Будет лежать на могиле, - лишится он мужеской силы;
Или двенадцатимесячный: это нисколько не лучше.>
<Также не мой себе тело водою, которою мылась
Женщина: ибо придёт за это со временем кара
Тяжкая.>
<Также, смотри, не мочись никогда ни в истоки, ни в устье
В море впадающих рек, - берегись и подумать об этом!
Не опорожнивай в них и желудка, - то будет не лучше.>
Упадок героического эпоса. Гимны и пародии. Дидактический и генеалогический эпос (Гесиод) Родовая община шла к упадку. Росла частная инициатива. Выдвигались отдельные собственники, для которых родовые авторитеты уже не имели никакого значения. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества
. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос). Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне.
В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т. е. наставительный, поучительный характер. В самом начале поэмы “Труды и дни” (ст. 9 – 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе.
Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов
. Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т. е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Стиль Гесиода — противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля. Он поражает своей сухостью и крат костью. «Теогония».
После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Война с титанами сост. композицию поэмы. «Труды и дни». Поэма эта — образец дидактического эпоса, развивает несколько тем.
и в единоспасающую силу труда — центральная идея поэмы
. Вторая, основная тема посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош).
«Гомеровские гимны» составляют сборник из 33 произв., условно наз. гимнами. Они созданы в разное время, начин. С 7 в до н. э. и кончая периодом поздней античности. Большинство из них представляют собой проэмии – кр. вступления перед декламацией рассказа о деяниях того или иного бога. «Гимн к Афродите» относится7-6 до н. э. Он повествует о встрече Афр.