Гомеровский вопрос, совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; шире — совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса.
Уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в 6 в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм. Подлинная постановка Г. в. связана, однако, с интересом эпохи Просвещения к народной поэзии.
Немецкий филолог Ф. А. Вольф в своём «Введении к Гомеру» (1795) пришёл к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» — собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель прямо признал (1796) гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов.
Последователи Вольфа, так называемые «аналитики», стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. Однако все такие предположения оказывались субъективными и произвольными.
же несомненной внутренней противоречивостью, остаётся спорным.
Более положительных результатов достигло изучение Г. в. в расширительном значении термина. Исторической базой основного ядра сказаний, отложившихся в греческом эпосе, является «микенская» эпоха 16—13 вв. до н. э. Общественное устройство и материальная культура, изображенные в поэмах, содержат наряду с «микенскими» чертами также и позднейшие — вплоть до 8 в. до н. э.
Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом современных народов, в том числе народов СССР, раскрывает в них многочисленные следы песенной, полуимпровизационной стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература.
Большинство исследователей относит окончательное оформление «Илиады» к последней трети 8 в. до н. э., а «Одиссею» считает несколько более поздней.