Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
17. Классический период древнегреческой литературы.

К концу V в. до н. э. в греческой литературе проза постепенно оттеснила поэзию и заняла ее место. Она стала художественным средством выражения общественных идей, мыслей и чувств. Развитие прозы связано с крушением мифологического миросозерцания, с ростом критической и научной мысли.

Греки называли прозу "логосом", или "пешей речью", и противопоставляли ей то, что сочинялось в определенном стихотворном размере и предназначалось для пения или декламации. Латинский термин "проза" образован от причастия prorsus (prosus), имеющего значение "направленный прямо".

В устном народном творчестве греков поэтические и протаические жанры существовали с давних времен. Среди устных прозаических жанров преобладали малые формы - пословицы, поговорки, басни, сказки. Впоследствии пословицы и поговорки вошли в различные сборники, например в народную книгу о жизни и изречениях семи мудрецов. Их часто цитировали писатели, особенно много пословиц и поговорок в комедиях Аристофана. Среди многочисленных греческих пословиц, поговорок и изречений укажем наиболее известные: "Из мухи делать слона", "Афине молись да рукой двигай", "Одна ласточка не делает весны", "От дыма бежал, а в огонь попал", "Рука руку моет", "Гора родила мышь", "Птичье молоко", "Во всем знай меру", "Познай самого себя" и т. д.

Басни, предназначенные для поучения и наставления, были поэтическими и прозаическими. Басни о животных своими корнями уходят в ту эпоху, когда охота являлась основным источником человеческого существования, а звери представлялись существами могучими, но во всем подобными человеку. Несколько позже появляются басни о людях и сверхъестественных существах в человеческом облике.

Первые поэтические переработки басен встречаются в греческой литературе у Гесиода и Архилоха. Автором всех прозаических басен греки называли горбатого и уродливого фригийского раба Эзопа, жившего в VI в. до н. э. и сброшенного за святотатство в пропасть дельфийскими жрецами. Ученые сомневаются в реальности существования Эзопа, но под его именем сохранилось более четырехсот басен, записанных впервые в Аттике в IV в. до н. э. Из многочисленных басен Эзопа, ставших источником для всех последующих баснописцев, наиболее известны "Лисица и виноград", "Цикада и муравей", "Старик и смерть", "Лягушки, просящие царя", "Волк и ягненок", "Ворона и лисица" и др.

До нас почти не дошли греческие сказки, так как к ним в античности не проявляли интереса и не записывали их. Сказки рассказывались старухами на женской половине дома. По отдельным упоминаниям Аристофана и других авторов мы знаем о существовании особого рода сказочных персонажей, вроде Ламии, которыми пугали детей. Отголоски древних сказок звучат в литературных обработках некоторых мифов (миф о Персее, миф о приключениях Одиссея), в древней комедии и в других литературных источниках.

Историография

Как известно, первыми письменными литературными памятниками античности являются поэтические тексты - эпиграммы, созданные в VIII в. до н э. Прозаические надписи относятся к VII в. Это служебные записи: списки должностных лиц, победителей на состязаниях, перечни постановлений, договоры и прочее. Следует, однако, упомянуть о греческих письменных памятниках конца II тысячелетия до н. э. (крито-микенская письменность). После длительного перерыва в VII в. до н. э. вновь появляются служебные прозаические записи, но уже в новом алфавите.

Литературные прозаические записи возникают несколько позже, в VI в., в Ионии, на родине гомеровского эпоса. В начале VI в. Египет стал усиленно экспортировать в Ионию папирус, а вскоре появились и первые письменные сочинения в прозе, потребность в которых совпала с открытием дешевого и удобного писчего материала.

с начала своего существования греческая литературная проза, обладавшая высокими художественными достоинствами и предназначенная для самой широкой аудитории, была неотделима от науки, которая еще не выделилась среди остальных форм идеологии. Отсюда и своеобразное деление греческой прозы, принятое античными филологами, на историографию, включающую сочинения по географии, философию, дополненную медициной, и ораторскую прозу.

Философия

Греческая философия возникла в VI в. в Ионии. Ее появление было связано с настойчивым и упорным стремлением греков понять и объяснить природу и ее сущность. Энгельс называл первых греческих философов стихийными материалистами, так как первопричину всего существующего они искали в материальном мире. Фалес считал такой первопричиной воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некое беспредельное материальное начало (апейрон). В городе Эфесе в Ионии жил философ Гераклит, которого Ленин назвал основоположником диалектики. До нас дошли афористические отрывки Гераклита, в которых были сформулированы тезисы о вечности и всеобщности движения, о вечности и несотворенности материального мира, сущностью которого Гераклит провозгласил огонь. Уроженец Фракии Демокрит, создатель атомистической теории, завершил развитие ионийской материалистической философии.

К сожалению, сочинения греческих философов-материалистов известны только во фрагментах. Их произведения уничтожили противники материалистов, которые на протяжении многих столетий боролись с ними при поддержке официальной идеологии. Гораздо лучше известны нам сочинения представителей античного идеализма; в частности, почти полностью сохранились произведения Платона. Платон подвел итог идеалистическим концепциям южноиталийских идеалистических школ - пифагорейской и элейской. Первые говорили о переселении душ и воспринимали мир как ограниченное и неподвижное порождение числа, вторые устанавливали единство и неподвижность бытия и объявляли мысль тождественной бытию.

Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из древнего аристократического рода и в молодости был убежденным последователем Сократа, вокруг которого группировалась аристократическая молодежь Афин. После казни Сократа в 339 г. Платон надолго покинул Афины и отправился путешествовать по Греции и Италии. Несколько лет он провел в Сицилии и не раз возвращался туда вновь в различные годы своей жизни. В Сицилии Платон пытался убедить правителя в необходимости государственных реформ и тщетно надеялся, что тот реорганизует свое государство на основе предложенного им плана идеального аристократического государственного устройства. По возвращении в Афины Платон поселился близ рощи древнего героя Академа и в соседнем гимнасии стал собирать учеников, назвав свою школу Академией.

научную проблему, возникшую уже в античной критике. Не решен окончательно также вопрос о хронологии платоновского творчества. Произведения Платона обычно делят на три группы. К первой относятся ранние диалоги, в которых Платон использует метод Сократа и ведет исследование в форме беседы, чередуя вопросы и ответы ("Ион", "Малый Гиппий", "Хармид" и др.). Главное действующее лицо всех этих диалогов - Сократ. К зрелому периоду относятся произведения, в которых Платон вырабатывает собственный стиль: в диалогах наряду с беседой появляется связное изложение, философская тема дается в высокохудожественном оформлении. Образ Сократа по-прежнему играет большую роль ("Пир", "Федон", "Федр", "Государство"). В поздних диалогах роль Сократа постепенно ослабевает. В "Законах", последнем произведении Платона, Сократ уже не появляется. Художественная ценность этих сочинений ("Парменид", "Феэтет", "Тимей", "Критий", "Законы") снижается. Во всех этих произведениях последовательно вырабатывается система философских воззрений Платона, антидемократическая и глубоко реакционная по своей сущности.

Красноречие

Третьим видом греческой прозы античные ученые назвали ораторскую прозу, или красноречие.

Весь уклад жизни Греции способствовал тому, что в любом полисе, особенно демократическом, всегда имелись аудитория и ораторы, готовые выступить перед слушателями. Греки очень ценили живую, устную речь, и даже чтение для себя было неизменно чтением вслух. В Афинах слово "оратор" обозначало политического деятеля, и первым великим греческим оратором был Перикл, которого шутливо называли "громовержцем" и "олимпийцем".

Уже в V в. появляются первые теоретические сочинения об ораторском искусстве. Родиной науки о красноречии греки считали Сицилию, где Коракс и его ученик Тисий составили первое руководство по судебным речам. Их учеником и земляком был Горгий, который в 427 г. приехал в Афины в составе сицилийского посольства и произвел такое впечатление на афинян своими речами, что они уговорили его остаться в Афинах и заняться обучением красноречию. От Горгия сохранились две речи - "Прославление Елены", в которой он доказывал, что бежавшая от мужа с любовником Елена не заслуживает порицания, и "Речь в защиту Паламеда", героя троянских мифов, обвиняемого в измене. Речь, по словам Горгия, убеждая, обманывает душу. Поэтому он придает особое значение стилю речи, важнейшему средству "зачаровывания слушателя". Стиль Горгия характеризуют поэтические обороты, смелые метафоры и так называемые горгиевы фигуры, то есть членение предложения на равные по объему части, соотнесенные между собой смысловым противопоставлением и рифмой или созвучием в конце каждой части. "Горгиевы" фигуры не были изобретены им. Подобного рода художественные приемы распространены в фольклоре и в поэзии. Но он возвел их в определенный метод, максимально сблизив прозаическую речь с поэтической.

риторики, науки об ораторской речи.

Самым распространенным видом красноречия в Афинах было судебное, связанное с особенностями античного судопроизводства, в котором не допускалось представительство сторон, и тяжущиеся должны были выступать сами, отстаивая свои интересы, а решение выносили присяжные. В комедии "Осы" Аристофан высмеивал "судебное неистовство" своих сограждан. Впоследствии древние писатели удивлялись количеству судебных процессов, происходивших ежедневно в Афинах.

Очень популярной, но негласной была в Афинах профессия логографов, то есть опытных в судопроизводстве и риторике людей, которые по заказу писали речи выступающим в суде. Такие речи составлялись по определенной схеме. Вступление было рассчитано на то, чтобы завоевать симпатии судей, затем излагалась суть дела, справедливость требований выступающего подтверждалась в части, которая называлась аргументацией, заключение содержало последнее личное обращение к судьям.

Знаменитым мастером судебного красноречия был Лисий, сицилиец по происхождению, переехавший на постоянное жительство в Афины. Лисий был состоятельным человеком и приверженцем афинской демократии, хотя и не имел прав гражданства в Афинах. После окончания Пелопоннесской войны власть перешла к аристократической афинской верхушке (олигархам). В числе первых жертв олигархического террора оказались Лисий и его брат. Их имущество было конфисковано. Лисию удалось бежать, но брат его был схвачен и казнен без суда. Спустя год Лисий вернулся в Афины, отдав последние сбережения лидерам демократов для успешного завершения демократического переворота. Бедность вынудила его стать логографом. Из 233 речей Лисия, известных в древности, лишь одна была произнесена им. В этой речи Лисий обвинял некоего Эратосфена, убийцу брата. Процесс против Эратосфена Лисий превратил в процесс против всех афинских олигархов, раскрыв перед собравшимися страшную картину произвола и террора. До нас дошли 23 речи полностью и 11 в отрывках.