Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
29. Развитие риторики. Цицерон.

Развитие риторики – Горгий (480-380гг. до. н. э.) разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные стилистические средства украшения (горгианские фигуры). Лисий (435-380гг. до. н. э.) – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до. н. э.) – афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до. н. э.) – афинский оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация. Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля – Платон (427- 347гг до. н. э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа. Аристотель (384-322гг. до. н. э.) – великий древнегреческий философ, ученый- энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения. Он возражал против смещения разных стилей Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) – Цицерон (106-43гг. до. н. э) – философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н. э.) – оратор, ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма, реформатор литературного стиля своей эпохи.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был старшим современником Лукреция и Катулла. Его блестящая разносторонняя деятельность развертывается в период падения римской республики, последним выдающимся идеологом которой он был.

Цицерон родился близ Арпина в Лациуме. Образование он получил в Риме у греческих учителей. Цицерон готовился к государственной деятельности. В числе его учителей был один из членов сципионовского кружка - престарелый Сцевола. Приверженность идеям этого кружка характерна для Цицерона на протяжении всей его деятельности.

Молодой Цицерон знакомится с греческой философией, слушает находившегося в Риме главу новой Академии Филона, пишет стихотворения, переводит, увлекается ученой александрийской поэзией.

Адвокатская деятельность талантливого оратора началась при Сулле. Он выступил в 80 г. в защиту Секста Росция, ложно обвиненного в убийстве отца. Цицерон не побоялся взять под свою защиту человека, против которого вел интриги любимец могущественного Суллы Хрисогон. Речь вызвала, по-видимому, неудовольствие Суллы, и в 79 г. Цицерон покидает Рим и отправляется на два года в Грецию, Малую Азию и Родос. На Родосе он знакомится с ритором Аполлонием Молоном. Здесь еще жили полисные традиции и процветало красноречие, но ораторы придерживались особого, сдержанного стиля речи. Начавший свою ораторскую деятельность с увлечения азианским стилем, модным в то время, Цицерон возвращается в Рим с новыми требованиями к ораторскому искусству.

После смерти Суллы он постепенно выдвигается и становится крупным государственным деятелем (эдил в 69 г., претор в 66 г. консул в 63 г ). Он выступает с рядом блестящих речей. Особенно содержательными и интересными были его речи против наместника Сицилии Верреса (70 г.) Веррес безжалостно разграбил цветущую провинцию, и Цицерон разоблачает его, а вместе с тем порицает и всю олигархическую верхушку, наживающуюся на разграблении провинций. Хотя Веррес предпочел уйти в добровольное изгнание уже после первой сессии суда, однако Цицерон опубликовал все свои речи. Он нарисовал в них яркую картину римского произвола в управлении провинциями, заклеймил жестокость и невежество Верреса.

Однако очень скоро Цицерон начинает выдвигать лозунг "согласия между социальными прослойками". Этот лозунг он пытается провести в жизнь в бытность свою консулом в 63 г. В это время в Риме вспыхнуло восстание, во главе которого встал разорившийся римский аристократ Каталина. Он объединил вокруг себя обедневших нобилей, деклассированных бедняков и даже представителей зависимых от Рима государств. Цицерон проявляет энергию в подавлении заговора и выступает со знаменитыми речами против Каталины. На некоторое время он становится главой римского государства. Положение его резко ухудшается с приходом к власти Цезаря, Помпея и Красса, заключивших союз (59 г.). Цицерон отказывается поддерживать триумвиров, и враги добиваются его изгнания в 58 г.

Письма, которые он посылает в Рим, свидетельствуют о том, что он понимает, в какой трудный период вступила римская республика. Он находится в состоянии глубокой душевной подавленности.

"Об ораторе" (55 г.), "О государстве" (54 г.).

В это время им был написан ряд философских произведений: "О границах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О законах", "О природе богов", "Об обязанностях".

В занятиях философией Цицерон, по собственному признанию, ищет душевного покоя, утешения и жизненной мудрости. Широкая образованность и блестящий литературный талант помогли ему создать интересные произведения, написанные в живой диалогической форме. Он излагал в них основные положения современных ему философских школ: стоиков, эпикурейцев, новой Академии. Подлинные произведения этих философов не дошли до нас, и трактаты Цицерона представляют большую историческую и познавательную ценность.

После убийства Цезаря в 44 г. деятельность Цицерона на короткий период оживляется. Он выступает с целой серией речей против Марка Антония - "Филиппики"73 (14 речей). В этих речах он вновь пытается отстаивать республиканские идеалы и нападает на диктатуру. Однако, когда был заключен второй триумвират (43 г.), Цицерона по требованию Антония внесли в проскрипционный список. Цицерон бежал на свою виллу, но был убит по приказу Антония. Голова Цицерона была выставлена на форуме. Рассказывают, что жена Антония исколола его язык булавками, мстя ему за речи, произнесенные против ее супруга.