Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
1. Структура мифа.

Мифы о подвигах богов и героев объединялись в целые циклы мифических преданий, которые греки считали своей реальной историей. По представлениям греков, всем миром управляют боги. "Тучегонитель" и "громовержец" Зевс - верховный бог, "отец богов и людей". Его брат - бог моря Посейдон. Другой брат - правитель подземного царства, властелин страны мертвых Аид. Зевс обитает вместе со своей супругой Герой и остальными богами на горной вершине Олимпа. Бог огня Гефест и бог войны Арес - дети Зевса и Геры. Дочерью Зевса, рожденной из головы отца, была Афина - богиня мудрости и ремесел. Зевс не был верным супругом и имел немало детей от других богинь. Среди них наибольшей славой пользовались боги-близнецы Аполлон и Артемида. Первый - бог сверкающего и палящего солнца, покровитель искусства, вторая - богиня луны и охоты. Из морской пены возле острова Кипра родилась, по преданию, Афродита (Киприда), богиня любви и красоты. Вестником олимпийских богов, покровителем пастухов, путников и торговцев был Гермес, сын Зевса и нимфы Майи (низшее божество природы). От союза Зевса и смертной женщины родился Дионис, бог растительности, виноградарства и виноделия. В гомеровских поэмах Диониса еще нет среди олимпийских богов, так как в традиционной греческой мифологии он появился много позднее из-за своего "полуземного" происхождения. Боги и богини имели возлюбленных среди смертных людей, а дети, рожденные от таких союзов, превосходили остальных людей силой и отвагой. Греки называли их героями и почитали как своих родоначальников и покровителей. В отличие от богов герои были смертны, бессмертной оставалась лишь их великая слава.

Древнейшими литературными памятниками античной Греции и первыми памятниками европейской литературы являются две эпические поэмы - "Илиада" и "Одиссея". Их автором называли слепого поэта Гомера, которого греки считали родоначальником всех поэтов, избранником богов и учеником Муз, богинь поэзии и искусства. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, - писал знаменитый греческий ученый Аристотель, - хотя, конечно, поэтов было много". 10 В греческих мифах рассказывалось о многочисленных предшественниках Гомера. Так, поэт Орфей заставлял деревья и скалы сдвигаться с мест и устремляться вперед на звуки его песен. Поэт Фамирид дерзнул вступить в состязание с самими Музами, победил их, но в наказание был ослеплен ими, так как боги не терпят превосходства человека над собой. К Орфею и Фамириду присоединяли имена Мусея, Лина и других поэтов-певцов, но никто не мог назвать их песен. Поэтому первым поэтом греков, одного из древнейших народов Европы, создателя величайшей античной культуры, продолжал неизменно считаться Гомер.

Но "Илиада" и "Одиссея" сохранили следы устной народной поэзии, предшественницы литературного творчества, не нашедшей у греков письменной фиксации и воссоздаваемой на ее древнейших этапах лишь ретроспективно.

Бесхитростная песня, исполняемая под аккомпанемент простого струнного инструмента и сопровождаемая ритмическими движениями, была неизменной спутницей человека, начиная с древнейших времен. Виды таких песен очень разнообразны и связаны с основными процессами человеческой жизни, из которых важнейшим всегда был труд.

В "Илиаде" рассказывается о том, как юноши и девушки собирают плоды, а, развлекая работающих,

... отрок прекрасный на звонкорокочущей лире
Сладко перстами бряцал, припевая прекрасно под струны
Голосом нежным...

(Ил, кн XVIII, ст. 570-572)

Выгоняя стада, поют пастухи, в такт движения веретена поют женщины. Все эти песни - трудовые.

Песни поют на свадьбах, с песнями бросаются воины на врагов, в песнях славят одержанную победу. Над умершими поют трены - песни-плачи. С песнями обращаются к богам и так далее. Таким образом, в гомеровских поэмах постоянны упоминания о песнях различного характера.

Вначале такие песни исполнялись коллективно либо кем-нибудь из представителей рода. Сочинение и исполнение песни еще не требовало профессиональных навыков и было доступно кaждому. О певцах-профессионалах впервые рассказывается в "Одиссее", возникшей несколько позднее "Илиады". Два таких певца - Демодок и Фемий - становятся действующими лицами поэмы. "Илиада" и "Одиссея" помогают восстановить содержание не дошедших до нас древних песен. Их сюжеты обычно заимствованы из мифологических сказаний о подвигах богов и героев. По словам Маркса, эти сказания составляли "не только арсенал греческого искусства, но и его почву". 11

из поколения в поколение. Тему песни аэд выбирал сам или получал от слушателей. В "Одиссее" слепой аэд Демодок развлекает пирующих шутливой песней о любовном свидании богини Афродиты и бога Ареса. Бог Гефест, супруг Афродиты, подстерег влюбленных и накинул на них золотую сеть. Затем он пригласил всех богов посмеяться над незадачливыми любовниками, запутавшимися в тончайшей сетке (отсюда пошло выражение "гомерический хохот"). Величественна и скорбна другая песнь Демодока, в которой поется о взятии неприступной крепости Трои. Слушая эту песню, присутствующие плачут, потрясенные ужасами событий.

Странствующий аэд почитался в народе как мудрец и чародей. Его искусство считалось даром богов, наделивших своего избранника также даром пророчеств.

Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила