Приглашаем посетить сайт

Билеты. Вариант 6.
35. Тит Ливий. Тацит.

Историк времен принципата, современник Августа, Тит Ливии (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) - создатель монументального исторического труда "От основания города" в 142 книгах. Он поставил перед собой задачу изложить историю Рима от древнейших времен до современных автору событий. Выполнение этой грандиозной задачи потребовало от писателя много сил и времени. Он работал над своей историей около сорока лет. От грандиозного произведения Ливия до нас дошла лишь четвертая часть (книги 1-10 и 21-45). Остальные сохранились лишь в суммарном изложении.

Ливии происходил из города Патавия (современная Падуя), славившегося своими патриархальными нравами и республиканскими симпатиями. Легенда связывала его основание с троянцем Антенором. Еще во времена Ливия жители носили старинные одежды и с благословением относились к древним нравам и обычаям. Тит Ливии навсегда сохранил эту приверженность старине, и его республиканские взгляды нашли отражение в труде "От основания города".

Правда, восхищение древностью не помешало ему, как и Вергилию, примириться с принципатом; ведь Октавиан Август пытался возродить те самые патриархальные нравы, которые были по душе и Вергилию, и Ливию. Однако Титу Ливию чужд тот трагизм мироощущения, который часто свойствен Вергилию. Он верит в особую миссию римского государства, и Ромул говорит в одной из глав его произведения: "Боги хотят, чтобы мой Рим стал главой целого мира". Ливии хочет показать, "какая была жизнь, какие нравы и какими средствами во время мира и во время войны государство укрепилось и окрепло", как стали римляне "первым народом на земле". По мнению Ливия, "не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое другое государство не проникли так поздно скупость и роскошь". Патриотизм, которым проникнуто все изложение Ливия, окрашивает восхищением и благоговением его повествование о событиях и людях великого Рима. Он замечает: "У меня, когда я пишу о древности, каким-то образом сама душа становится старинной". Относись отрицательно к Цезарю и ко всем диктаторам, которые попирали республиканские свободы, он преклоняется перед Фабиями, Камиллами и другими героями Рима периода республики. Однако, описывая в четвертой книге посвящение Юпитеру военных трофеев Корнелием Коссом, он не забывает раскланяться в сторону Октавиана Августа, называя его "основателем всех храмов и восстановителем их".

Тит Ливии не был историком-исследователем, кропотливо работавшим над первоисточниками, как, например, Фукидид. Он берет свой материал у римских анналистов и эллинистических историков и художественно обрабатывает его. Одаренный писатель, он рассказывает живо и увлекательно, деля повествование на отдельные эпизоды, каждый из которых образует законченную яркую картину. Его художественная манера близка к классицистическому стилю: он предпочитает драматизацию действия и эмоционально насыщенный стиль и вместе с тем экономно отбирает детали при характеристике своих героев. Главной пружиной развития человеческого общества он считает его нравственные устои. Разрушение этих устоев приводит, с его точки зрения, к гибельным последствиям - к междоусобицам и распрям. Исторический жанр, по определению Цицерона, требует красноречивого изложения и поучительных примеров. Ливии следует заветам Цицерона: он приводит в своем труде поучительные для современников примеры из прошлого, сближает облик своих героев и события отдаленного прошлого с современными, следуя в этом за Вергилием.

грамматиков, свойственно богатство словесного выражения. В изложение вставляются и искусно составленные речи действующих лиц, придающие повествованию живость и драматическую насыщенность.

История Ливия пользовалась в Риме большим успехом и стала для современников и последующих поколений таким же основным трудом в области истории, как "Энеида" Вергилия - образцом римского эпоса. Гуманисты высоко ценили Ливия. Восторженно отзывались о нем Данте и Макиавелли. Созданные им образы римских государственных деятелей и полководцев вошли в традицию литературы нового времени наряду с образами Плутарха. В. Г. Белинский называл Тита Ливия "истинным и оригинальным Гомером римлян".

Публий Корнелий Тацит (род. около 55 г. - ум. около 120 г. н. э.) был близким другом Плиния и так же, как и Плиний, занимал ряд крупных государственных должностей. Однако его литературные произведения резко отличаются от благодушных писаний Плиния. Тацит был консулом в 97 г., а при Траяне занимал должность проконсула Азии. Талантливый оратор, он выступил первоначально с тремя монографиями: "Жизнеописание Юлия Агриколы", "Германия" и "Диалог об ораторах".

В первой монографии, написанной в стиле Саллюстия, Тацит рисует привлекательный образ честного, благородного и справедливого Агриколы, подчеркивая вместе с тем жестокость, коварство и мелочную злобность императора Домициана. "Как в древности мы доходили до крайностей свободы, так теперь, - пишет Тацит, - в свою очередь познали полное рабство, ибо, окруженные шпионами, мы потеряли право говорить и слушать! Вместе с даром речи мы бы утратили даже способность помнить, если бы человек мог забывать так же, как он может хранить молчание". "Жизнеописание Агриколы" свидетельствует об увлечении Тацита стоической философией. Он приходит к выводу, что человек должен побеждать свои страсти и искать счастья в себе самом. Вместе с тем уже в этой монографии Тацит выступает как блестящий мастер литературного портрета. Образ Агриколы начертан им с большой тонкостью и психологическим мастерством. "В чертах его лица не было ничего, что вызывало бы в людях страх, все свидетельствовало о его благожелательстве..." "Нельзя было увидеть его сумрачным, высокомерным и алчным - это было особенно удивительно".

В монографии "Германия" (98 г.) писатель дает описание страны, которую он видел сам. Германцев он считает самыми опасными врагами Римской империи. Римлянина поражает суровость климата, близость огромного и безвестного океана, пустынность местности, густые леса и непроходимые болота. "Новый стиль" с его взволнованной патетикой кажется автору наиболее подходящим для изображения этой страны. Военное устройство, суд, религия, частный быт германцев привлекают его пристальное внимание. Он описывает отдельные племена, населяющие страну. Сведения, сообщаемые Тацитом, представляют большую историческую ценность. Его монографию использовал Ф. Энгельс в своем произведении "О происхождении семьи, частной собственности и государства".

"Диалоге об ораторах" обсуждаются судьбы красноречия в Риме. Стиль Тацита здесь близок к цицероновскому. В произведении выступают ораторы Марк Апр и Юлий Секунд. С ними беседуют Мессала и трагический поэт Матери. Обсуждается вопрос о ценности поэзии, о том, следует ли предпочесть новое ораторское искусство старому. Причины упадка былого красноречия Тацит видит в изменении государственного строя, приведшего к измельчанию умов и характеров и к господству посредственности.

Особенно большой интерес представляют исторические труды Тацита - "История" (события с 69 г.) и "Анналы" (с 14 до 68 гг.). Эти произведения дошли до нас не полностью. В своих исторических трудах Тацит предстает как глубокий мыслитель и талантливый своеобразный художник. Ф. Энгельс охарактеризовал его как староримлянина патрицианского склада и образа мыслей. 81

правителей Рима. Римских императоров он рисует черными красками и, пытаясь проникнуть в их психологию, раскрывает коварство и двоедушие, отталкивающую жестокость, а иногда и невежество римских деспотов.

"Анналах" изложение событий по годам, принятое еще древними римскими историками, но насыщает повествование острым драматизмом, показывая гибель положительных героев и неизменное торжество мрачных сил. Иногда автор пользуется контрастным сопоставлением фигур, подчеркивая отрицательные и положительные черты, избегая "средних тонов" и спокойно повествовательной речи. Так, подозрительному, скрытному, злопамятному и лицемерному Тиберию противопоставлен честный и обаятельный Германии, кровожадным императрицам - жена Германика, мужественная и верная Агриппина Старшая. Однако положительных героев у Тацита мало, зато постоянно изображаются злобные и невежественные временщики, льстивые придворные, унижающиеся перед императорами сенаторы, жестокие воины. Ход истории не могут повернуть бессмысленно погибающие в борьбе с деспотами представители оппозиции (Сенека, Петроний и др.). Мировоззрение Тацита глубоко пессимистично. Он не видит выхода из страшного мира, в котором живет.

Тацит - выдающийся художник. Он показывает, как отрицательные качества Тиберия и Нерона под влиянием дворцовых интриг, лести и коварства временщиков превращаются в гибельные пороки - жестокость, деспотизм, двоедушие. Мастер литературного портрета, Тацит выразительными мазками рисует облик коварных правителей современного ему Рима. Своеобразен язык, которым он пользуется, - сжатый, сильный, полный намеков и нарочитой недоговоренности. Писатель все время держит читателя в напряжении, заставляет работать мысль и воображение, дополнять, а иногда и разгады вать намеки автора Так, например, описывается пожар Рима (64 г.н.э. ): "Никто не осмеливался бороться с огнем, потому что какие-то темные люди не давали его тушить, угрожая насилием. Некоторые из них сами бросали в дома зажженные факелы, крича, что так велено, чтобы облегчить для себя грабеж или и в самом деле по чьему-то приказанию" (Анн, XV, 38). Тацит намекает на императора Нерона. В Риме говорили, что он сам приказал устроить пожар, а когда огонь на улицах Рима вспыхнул, то Нерон любовался этим зрелищем и исполнял под аккомпанемент лиры песню о гибели Трои.

"Характер и поведение Тиберия менялись с течением времени. Он жил честно, пока был частным лицом и только принимал участие в управлении государством под руководством Августа. Пока живы были его сын Друз и его племянник Германик, он искусно прикрывался личиной добродетели. До смерти матери он раздваивался между добром и злом. Ужасный в своих жестокостях скрытно таинственный в своем разврате... он, наконец, бросился в бездну преступлений и злодейства и, забыв всякий стыд и страх, предался всецело гнусным порокам" (VI, 51).

"Анналов" созданы трагедии Корнеля и Расина. Тацита с увлечением читали русские декабристы. Его не раз перечитывал и Карамзин, создавая свою "Историю государства Российского". А. С. Пушкин внимательно изучал Тацита, работая над драмой "Борис Годунов". В стремлении к лаконизму, сжатости, к величайшей экономии художественных средств можно заметить следы увлечения трудами выдающегося историка Рима. К историческим конвенциям Тацита, к характерному для него преувеличению роли личности Пушкин относился критически. "Замечания на "Анналы" Тацита", написанные им, свидетельствуют о глубине и зрелости взглядов русского писателя на историю.