Приглашаем посетить сайт

Борухович В.Г.: История древнегреческой литературы. Классический период
Глава I. Введение

Глава I

ВВЕДЕНИЕ

История древнегреческой литературы"—древнейшей европейской литературы, развивавшейся самостоятельно, не опираясь на опыт литературы других народов,— составляет важнейшую часть курса античной1 литературы, изучгкщего памятники художественного слева греко-римского рабовладельческого общества, просуществовавшего более полутора тысяч лет. Литература этого периода отличается определенной общностью мировоззрения и довольно прочными традициями.

От античной литературы, в частности, от литературы древних греков, берут свое начало почти все современные жанры — эпос, лирика, комедия, трагедия, эпиграммы. Слово «поэзия» тоже является греческим словом и означает «творчество» (поэт — творец).

В развитии мировой литературы античная литература сыграла огромную роль. На протяжении веков не прекращалось и не прекращается до сих пор плодотворное влияние греческой и римской литературы на культуру различных европейских стран и народов. В истории Европы процесс развития ее искусств не раз совершался под знаменем возрождения античной литературы. Один нз таких периодов — это эпоха Возрождения, эпоха прогрессивного переворота в сфере идеологии и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, обусловленного зарождением капиталистических отнешений в этих странах.

Направленное против схоластики и аскетизма Средневековья новое гуманистическое мировоззрение Возрождения находило в античной культуре силы для берьбы за свои идеалы.

В архитектуре, в живописи, в скульптуре, в литературе эпохи Возрождения ожил дух античности.

Интерес к античному искусству впервые возник в средневековой Италии XV в., где сначала случайные находки, а потом и специальные раскопки вдруг приоткрыли перед человеком мрачного средневековья яркий, светлый, жизнерадостный мир древних греков и римлян. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир—греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть»2" древности, в частности, многочисленные списки с творений античных авторов. Все найденное тщательно изучается и комментируется и естественно влияет на развитие искусств.

В XVII—XIX вв. европейская культура еще раз обратилась к вдохновляющему источнику. Этот период в развитии европейской культуры носит название классицизма. Он зародился во Франции, распространился по всей Европе и господствовал в ней до первой четверти XIX в.

Представители классицизма выражали свои идеи, обращаясь к искусству Древней Греции и Рима. Прогрессивные тенденции классицизма выражались в пропаганде идеи создания национального государства в противовес феодальной раздробленности. Идеальной формой для выражения своих мыслей представители классицизма считали сюжеты античного мира и часто современных себе людей изображали в облике героев, живших вдревности.

В XVIII и первой четверти XIX в. классицизм утвердился и в России. Его представители в своих произведениях (и в живописи, и в культуре, и в архитектуре, и в литературе), используя образцы античного искусства, развивали лучшие черты классицизма, насыщая свои творения патриотическими и просветительскими идеями.

Во второй половине XIX в., произведения античного искусства по-прежнему привлекали к себе внимание художников и мыслителей, хотя в это время уже наблюдается столкновение двух тенденций в использовании наследия классического прошлого. С одной стороны в античности реакционные силы видят абстрактный идеал прекрасного, далекий от современности, уводящий от нее, с другой стороны прогрессивно настроенные слои черпают в античности дух утверждения жизни.

Греции и Рима, К. Маркс писал: «... они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом» 3

Объясняя это явление, Маркс пишет: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, недолжно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии стой неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом н неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова» 4.

В соответствии с основными социальными этапами, которые прошло древнегреческое общество, процесс развития его литературы можно разделить на следующие периоды:

I. Архаический период, простирающийся от древнейших времен (приблизительно от X в.) до VII в. до н. э.

В этот период создаются произведения устного народного творчества. К концу его рождается эпос, увенчанный поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея».

— от VII в. до н. э. до III в. до н. э.

Эпос постепенно уступает свое место новым литературным жанрам, в которых на первый план выступает личность творца.

Пышно расцветает лирика, а затем и драма; зарождается и к V в. достигает высокого уровня проза (исторические повествования, произведения ораторского искусства, философский диалог). Кульминационным пунктом литературного процесса оказываются аттическая драма, трагедия и комедия. Ведущим центром культуры в этот период (начиная с V в.) являются Афины.

III. Эллинистический период — охватывает время с III в. до н. э. до I в. дон. э. (включительно).

Он характеризуется возникновением новых культурных центров — Александрия в Египте, Пергам в Малой Азии. Продолжается процесс создания новых, малых форм литературы. Эпос сменяется эпиллием («малым эпосом»), мифологическая драма — бытовой комедией и мимом (комической сценкой на бытовые темы). Важнейшая черта литературы этого времени заключается в том, что именно в этот период начинается тщательное изучение и систематизация богатого наследия прошлого.

— с конца I в. до н. э. до гибели Западной Римской империи.

Он менее всего поддается определению, хотя есть важное явление, которое его с одной стороны ограничивает— это победа христианской религии и, соответственно, христианской религиозной литературы, постепенно вытесняющей так называемую «языческую», Традиции эллинистического периода еще очень живы — расцветает ораторское искусство, софистика, следовавшая классическим образцам аттического стиля. Наиболее замечательные произведения литературы этого периода созданы во II в. н. э. и связаны с именами греческих писателей Плутарха и Лукиана.

Настоящий курс посвящ н истории древнегреческой литературы классического периода.

Примечания.

— древний.

3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. изд. 2-е, т. 12. стр. 737.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. изд. 2-е, т. 12, стр, 737—738.