Приглашаем посетить сайт

Борухович В.Г.: История древнегреческой литературы. Классический период
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже древние греки сознавали, что мастерство классической эпохи остается непревзойденным. В IV в. до н. э. в Афинах было установлено, что великие произведения мастеров трагического искусства V в. должны регулярно ставиться вновь и вновь на трагической сцене: «их изучают в школе, как Гомера и древних поэтов, цитируют в речах и сочинениях...» 1. Гете говорил о них: «Разве создания Эсхила, Софокла и Еврипида не были так прекрасны и глубоки, что их можно было бесчисленное число раз слушать, не делая их тривиальными и не убивая? Ведь даже дошедшие до нас немногие грандиозные обломки так обширны и значительны, что мы, бедные европейцы, занимаемся ими уже несколько столетий и еще несколько столетий будем с ними возиться и ими питаться» 2.

В чем же тайна классического искусства, сохраняющего, по словам Маркса, в известном отношении значение нормы и недосягаемого образца?

Отвечая на этот вопрос, буржуазная наука часто говорит об «эллинском гении», «чуде Эллады». Но это только попытка уклониться от ответа.

Развитие искусства осуществляется в закономерностях, еще в недостаточной степени раскрытых. Но можно указать, говоря об основных предпосылках, вызвавших к жизни классическое греческое искусство, на то, что оно было делом всего греческого народа, важнейшим элементом его духовной жизни.

— Афины создало самое совершенное искусство.

Примечания.

1. В. Иегер. Пайдейя, т. II, 1944, стр. 6. 1Эккерман. Разговоры с Гете, 1934, стр. 680.

2. Эккерман. разговоры с Гёте. 1934. стр. 680.