Приглашаем посетить сайт

РАЗДЕЛ III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общая характеристика.

Битву при Херонее в августе 338 г принято считать переломным моментом в истории античной Греции. Затяжной и всесторонний кризис, парализовавший общественную жизнь всех греческих полисов и особенно ярко проявившийся в Афинах, завершился установлением македонского господства в Греции. Зажиточные круги греческого населения еще задолго до этого лелеяли мечты о сильной монархической власти, способной указать выход из кризиса и предотвратить выступления рабов и безземельного обездоленного люда. В сочинениях историка Ксенофонта и оратора Исократа в начале IV в, обосновывалась необходимость общеэллинского объединения под властью одного человека.

В 336 г. умер Филипп Македонский. Его преемником стал 20-летний Александр. За 11 лет правления Александра границы македонской монархии раздвинулись от берегов Черного моря и Нила до Сыр-Дарьи, на берегу которой стоял один из 70 новых городов, названных именем завоевателя,- Александрия Крайняя (совр. Ленинабад). Греко-македонская армия Александра прошла по землям Африки, Европы и Азии. Александр мечтал о покорении всего мира и создании единого государства (ойкумены) с этнически однородным населением, которое образовалось бы после планомерных переселений и смешения народов. Смерть неожиданно настигла Александра в Вавилоне, когда он, полный сил и энергии, подготовлял поход в пределы Индии.

Египет достался Птолемею, Сирия - Селевку, Македония и Греция - Антипатру. Впоследствии возникли новые самостоятельные государства: Пергам, Понтийское царство, Вифиния, Парфия, и Бактрия. Трехсотлетний исторический период от воцарения Александра до покорения Римом последнего "послеалександровского" государства, Египта, в 31-30 гг. до н.э. в науке называется эллинистическим, или эллинизмом. Этот термин был введен в научный обиход в прошлом веке, и его условность в том, что он подразумевает лишь одностороннюю связь Эллады с другими странами, подчинившимися ее влиянию. В действительности же наряду с греческим (то есть эллинским) воздействием на Восток имело место не меньшее влияние Востока на Элладу. Причудливое сочетание греческих и восточных элементов отмечалось во всех областях общественной жизни. Вместо демократических или аристократических полисов, городов-государств, представлявших собой общину свободных граждан, сохранившую характер племенного объединения, некогда связанного кровным родством, возникли монархии. Бывшие полководцы Александра провозгласили себя царями и объявили свою власть наследственной. Царь являлся собственником всей земли и имел монополию на наиболее доходные отрасли промышленности. Царь управлял страной с помощью греко-македонского войска и целого штата чиновников, среди которых было незначительное число представителей местной знати. Основная же масса свободного населения была отстранена от участия в государственных делах.

Впрочем, рабовладельцы смирились со своим положением подданных монарха, так как цари давали им гарантию спокойствия. Если раньше родина ограничивалась небольшой территорией полиса, то теперь она была всюду, где звучала греческая речь. Раньше гражданство было привилегией происхождения и рождения (даже Перикл в свое время не сумел добиться признания гражданских прав за своими сыновьями, мать которых была уроженкой Милета, а не Афин), теперь каждый свободный человек мог купить себе право гражданства в любом эллинистическом городе. Официальным государственным языком повсюду стал греческий язык, получивший название "всеобщего" (койне). Он был создан на основе ионийского диалекта под воздействием аттического, вытеснил все прежние греческие диалекты и явился далеким предком современного греческого языка. Этим языком должен был владеть каждый, если он хотел читать или торговать,- македонянин, сириец, египтянин, этруск или римлянин. Жизнь сосредоточилась в крупных городах, центрах товарного производства, землевладения и торговли. Недавно замкнутое и разделенное на отдельные участки, Средиземное море стало центром мировой торговли. Индия и Испания везли на продажу золото, Кипр - медь и лес, Китай - железо и шелк, Причерноморье - скот, рыбу, воск, зерно, лен, Финикия - пурпур и кедр, Сирия - драгоценности и благовония, Александрия - папирус, полотно и так далее. Торговля и мореплавание, связанные с длительными и далекими путешествиями, считались наиболее доходным занятием.

Практические потребности новой эпохи определили расцвет точных и естественных наук, подготовленный еще в IV в. до н.э. Эллинистический период был временем необычайного подъема и развития математики, астрономии, механики, физики, географии, медицины и физиологии.

В III в. до н.э. астроном Аристарх Самосский установил, что центром мироздания является солнце, а не земля, которая вращается вокруг солнца и своей оси. Открытие Аристарха не встретило поддержки, и в дальнейшем восторжествовала геоцентрическая система Птолемея (II в. н.э.), продолжателя Аристотеля. Лишь в XVI в. гелиоцентризм был научно обоснован Коперником. Евклид, современник Аристарха, написал "Элементы геометрии", сочинение, которое поныне остается классическим изложением основ геометрии. История не сохранила имен изобретателей оптических линз, водяных часов, водяных мельниц и ряда других механизмов, созданных в эпоху эллинизма. В III в. до н.э. в городе Сиракузах (Сицилия) был построен первый в мире планетарий. Его создателем был математик, инженер и механик Архимед, основоположник теоретической механики, автор многочисленных книг по различным вопросам техники, строитель осадных машин и катапультов. В одно время с Архимедом в городе Александрия в Египте жил Эратосфен, поэт, философ, литературовед, математик и географ. Он первым измерил длину окружности Земли, высказал предположение о существовании западного материка и о том, что в Индию можно попасть из Испании, обогнув Африку. Правильность предположения Эратосфена в 1497 г. доказал Васко да Гама, приплывший этим путем в Индию. Греческие врачи познакомились с восточной медициной и вывели ее за пороги храмов, изъяв из рук жрецов. Поэтому медицина далеко шагнула вперед. Помимо открытия диетологии, в эпоху эллинизма врачи предвосхитили открытие Гарвея и установили движение крови в артериях, связь пульсации с сердцебиением, различие в функциях мозга и мозжечка. Тогда же начали делать смелые операции, и больших успехов достигла анатомия, так как в научную практику было введено анатомическое рассечение трупов. Эллинистические ученые разработали первоначальные приемы точного наблюдения и научного опыта. Их стараниями единая наука древних греков, итог которой был подведен Аристотелем, видоизменилась и расчленилась на отдельные науки.

Эллинистическая эпоха была эпохой градостроительства и нового расцвета архитектуры. Памятниками монументального искусства эллинизма являлись знаменитый трехэтажный Фаросский маяк общей высотой в 120 метров, надгробный памятник царю Мавсолу в Малой Азии (мавзолей), колосс Родосский - огромная статуя бога солнца, воздвигнутая у входа в родосскую гавань.

к передаче патетики чувств и индивидуализации образов. Скульптурными шедеврами эллинизма являются Ника Самофракийская, статуи умирающих галлов, замечательный алтарь Зевса в Пергаме и другие. В эллинистическую эпоху были изобретены мозаика и резьба камей.

Двойственность мировосприятия и мироотношения характерны для эллинистической идеологии во всех формах ее проявления. Когда гражданин маленького полиса стал гражданином мира (космополитом), он ничем не смог возместить для себя утрату коллективной солидарности и крушения социальных чувств. С упадком полисной религии связаны рост суеверий, вера в судьбу (Тиху) и в божественный случай, иногда переменчивый и ненадежный. Столкновение греческой и восточной религий (религиозный синкретизм) привели не только к увеличению числа богов, но и к отождествлению их. Так, Диониса отождествили с Сераписом, Осирисом и другими умирающими и воскресающими божествами природы. Египетская Исида слилась впоследствии с греческими богинями Деметрой и Афродитой, восточными - Астартой и Кибелой и стала почитаться как богиня Мать. В первые века христианства статуи ее сохранялись и считались изображениями Богоматери. В эллинистических монархиях вместо старых полисных культов учреждались культы правителей, вначале казавшиеся странными и неприемлемыми для греков, но привычные для восточных народов. Пассивное сопротивление афинян прижизненному обожествлений Александра хорошо выразил одни афинский оратор, сказав: "...предоставим Александру именоваться богом, если ему этого хочется". Люди искали в религии личного утешения и поэтому увлекались теми мистическими культами, от которых ждали очищения и спасения (культ Диониса, орфические таинства и т.д.).

На роль утешительницы и руководительницы в жизни стала претендовать философия, которая занялась преимущественно этическими проблемами, отыскивая путь к душевному спокойствию и счастью человека. Центром философских школ и направлений по-прежнему продолжали оставаться Афины. Там существовала Академия Платона и перипатетическая школа Аристотеля. Но их влияние отошло на второй план перед новыми учениями - стоицизмом, эпикуреизмом и кинизмом.

Приверженцы стоической школы выдвинули свой идеал мудреца, который руководствуется только доводами разума, контролирующего все его чувства и желания. "Только мудрец богат и свободен",- учили стоики, подразумевая духовные богатство и свободу и призывая "жить согласно природе". Они пропагандировали идею "мирового государства", объединяющего все человечество, но вместе с тем говорили о "разумности всего существующего". Стоическая философия с ее запутанной, по словам Энгельса, и противоречивой этикой 60, с ее политической, социальной и религиозной терпимостью была популярна в самых различных кругах общества.

уродующей людей. Эти проповеди, обычно строившиеся в форме непринужденной беседы со слушателями, более всего были популярны среди низов населения. Меткие изречения киников, их остроумные шутки; обличительные сатирические выступления, в которых чередовались стихи и проза (мениппова сатира), встречали живой отклик в народе.

Из многочисленных философских направлений эллинистического периода материалистическим был лишь эпикуреизм, получивший свое название по имени основателя школы, афинского философа Эпикура (341-271 гг. до н.э.). Эпикур продолжил и развил атомистическую теорию Демокрита. На ней было основано его учение о природе. Материалистически решая основной вопрос философии о соотношении бытия и сознания, Эпикур отрицал роль богов в развитии мира и их участие в судьбе человека. Античный атеизм никогда не мог подняться до полного отрицания богов, но веру в участие богов в жизни природы и людей и религию, основанную на страхе перед богами, Эпикур называл величайшим заблуждением человечества 61. "Эпикур... был подлинным радикальным просветителем древности, он открыто нападал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян..."62.Этические воззрения Эпикура,обусловленные исторической обстановкой того времени, отличались некоторой эклектичностью. Эпикур определял философию как "деятельность, создающую путем рассуждения и аргументации блаженную жизнь". Высшим "наслаждением жизни", доступным только мудрецу, Эпикур считал "безмятежность" (атараксия), обретенную в познании истины и освобождающую человека от ошибок и заблуждений. Безмятежность, по Эпикуру, дает человеку внутреннюю независимость и душевное спокойствие. Государство, основанное на взаимном договоре людей, предоставляет гражданам возможность достигнуть жизненного идеала, однако подлинная сфера человека - частная жизнь, которая должна строиться на принципах гуманного отношения к окружающим. Таковы основные положения эпикуровской этики, не имеющей ничего общего с проповедью грубых удовольствий, какой представляли философию Эпикура ее враги. От сочинений Эпикура, кроме отрывков, дошло несколько писем философа.

Вплоть до римского завоевания Афины продолжали оставаться "школой" эллинистического мира, но центром эллинистической культуры и мировой торговли сделался город Александрия в Египте. Этот город уже не был полисом в прежнем смысле этого слова, настолько пестрым было его население, съехавшееся сюда из разных стран и городов. Александрия была резиденцией новых правителей Египта. Первые Птолемеи пригласили в свою столицу немало замечательных людей того времени и приложили много сил и стараний, чтобы собрать воедино все наследие греческой мысли. В Александрии был построен Музей (храм Муз), где предстояло жить и трудиться деятелям искусства и литературы, освобожденным от материальных забот и имеющим все необходимое для своей работы. В Александрийской библиотеке, план создания которой был задуман Птолемеем I и осуществлен его сыном, Птолемеем II, были собраны все памятники греческой литературы. Насколько интенсивным было комплектование этой библиотеки, видно из того, что через 30-40 лет после ее создания в ней насчитывалось 490000 свитков недублетных книг, а в другой, подсобной библиотеке,- 42800 свитков. В Александрии развилась и процветала книжная торговля, и основным предметом экспорта стал папирус, считавшийся самым лучшим материалом для письма. Во времена первых Птолемеев появляются иллюстрированные книги. В стенах Музея и библиотеки в Александрии зародилась новая наука о словесном творчестве - филология. Она возникла из практической потребности разобрать и классифицировать привезенные книги. К этому делу были привлечены известные ученые, писатели и поэты, которые вложили огромный труд, чтобы изучить, объяснить и издать тексты. Они составляли первые каталоги и словари непонятных слов (глоссарии), отыскивали биографические сведения об авторах, изучали и сравнивали художественные особенности литературных произведений. Этим первым филологам мы обязаны тем, что памятники классической греческой литературы дошли до нашего времени. Александрийские ученые начали свою кропотливую работу с изучения Гомера. В начале III в. до н.э. Зенодот подготовил первое издание Гомера, его продолжателями были Эратосфен, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский, которые в своих изданиях стремились восстановить первоначальный текст поэм, устранив ошибки и вставки. Наряду с такой работой александрийские ученые занимались и переводческой деятельностью. В этот же период в Александрии был переведен на греческий язык Ветхий завет, памятник древнееврейской литературы и фольклора.

части того, что говорится у поэтов и прозаиков". Грамматика Дионисия послужила основой всех последующих грамматик, вплоть до нового времени.

Литература, изобразительное искусство и наука эллинистического периода уже не имели той широкой социальной базы, как в предшествующую эпоху. Правители и их двор оказывали большое давление на деятелей культуры, так как создание благоприятных условий для творчества определялось не волей и потребностями народа, а прихотями монарха и его приближенных.

Литература эллинизма отошла от больших социальных проблем. Сузился круг литературных тем, но расширилась аудитория читателей и увеличилось число писателей. Впервые в это время к литературе стали обращаться с целью проведения досуга. Так появилась литература для развлекательного чтения (беллетристика).

Объектом художественного изображения стал отдельный человек с его личными переживаниями и обстоятельствами его частной жизни. В этом новом видении человека и в новом отношении к нему писателей - огромное прогрессивное значение эллинистической литературы времени ее расцвета и ее преимущество перед литературой классического периода.