Приглашаем посетить сайт

Красноречие

Красноречие

Третьим видом греческой прозы античные ученые назвали ораторскую прозу, или красноречие. Весь уклад жизни Греции способствовал тому, что в любом полисе, особенно демократическом, всегда имелись аудитория и ораторы, готовые выступить перед слушателями. Греки очень ценили живую, устную речь, и даже чтение для себя было неизменно чтением вслух. В Афинах слово "оратор" обозначало политического деятеля, и первым великим греческим оратором был Перикл, которого шутливо называли "громовержцем" и "олимпийцем".

Уже в V в. появляются первые теоретические сочинения об ораторском искусстве. Родиной науки о красноречии греки считали Сицилию, где Коракс и его ученик Тисий составили первое руководство по судебным речам. Их учеником и земляком был Горгий, который в 427 г. приехал в Афины в составе сицилийского посольства и произвел такое впечатление на афинян своими речами, что они уговорили его остаться в Афинах и заняться обучением красноречию. От Горгия сохранились две речи - "Прославление Елены", в которой он доказывал, что бежавшая от мужа с любовником Елена не заслуживает порицания, и "Речь в защиту Паламеда", героя троянских мифов, обвиняемого в измене. Речь, по словам Горгия, убеждая, обманывает душу. Поэтому он придает особое значение стилю речи, важнейшему средству "зачаровывания слушателя". Стиль Горгия характеризуют поэтические обороты, смелые метафоры и так называемые горгиевы фигуры, то есть членение предложения на равные по объему части, соотнесенные между собой смысловым противопоставлением и рифмой или созвучием в конце каждой части. "Горгиевы" фигуры не были изобретены им. Подобного рода художественные приемы распространены в фольклоре и в поэзии. Но он возвел их в определенный метод, максимально сблизив прозаическую речь с поэтической.

По содержанию и обстановке произнесения речи делились на три группы: а) политическое красноречие, б) судебное и в) эпидиктическое, или торжественное. Каждый тип речи создавался в определенных правилах риторики, науки об ораторской речи.

сами, отстаивая свои интересы, а решение выносили присяжные. В комедии "Осы" Аристофан высмеивал "судебное неистовство" своих сограждан. Впоследствии древние писатели удивлялись количеству судебных процессов, происходивших ежедневно в Афинах.

Очень популярной, но негласной была в Афинах профессия логографов, то есть опытных в судопроизводстве и риторике людей, которые по заказу писали речи выступающим в суде. Такие речи составлялись по определенной схеме. Вступление было рассчитано на то, чтобы завоевать симпатии судей, затем излагалась суть дела, справедливость требований выступающего подтверждалась в части, которая называлась аргументацией, заключение содержало последнее личное обращение к судьям.

Знаменитым мастером судебного красноречия был Лисий, сицилиец по происхождению, переехавший на постоянное жительство в Афины. Лисий был состоятельным человеком и приверженцем афинской демократии, хотя и не имел прав гражданства в Афинах. После окончания Пелопоннесской войны власть перешла к аристократической афинской верхушке (олигархам). В числе первых жертв олигархического террора оказались Лисий и его брат. Их имущество было конфисковано. Лисию удалось бежать, но брат его был схвачен и казнен без суда. Спустя год Лисий вернулся в Афины, отдав последние сбережения лидерам демократов для успешного завершения демократического переворота. Бедность вынудила его стать логографом. Из 233 речей Лисия, известных в древности, лишь одна была произнесена им. В этой речи Лисий обвинял некоего Эратосфена, убийцу брата. Процесс против Эратосфена Лисий превратил в процесс против всех афинских олигархов, раскрыв перед собравшимися страшную картину произвола и террора. До нас дошли 23 речи полностью и 11 в отрывках.

Сложным искусством логографа Лисий владел в совершенстве, умело перевоплощаясь, передавая манеры, привычки каждого клиента, ясно представляя себе его социальную среду и образ жизни. Про эти речи говорили, что из них нельзя исключить ни одного слова без ущерба для смысла. Все речи удивительно разнообразны. Одну, например, произносит обманутый муж, убивший в спальне жены ее любовника. Закон на стороне мужа. Однако родственники убитого обвиняют убийцу в том, что он нарочно заманил свою жертву и инсценировал картину прелюбодеяния. Обвиняемый держится с подкупающей откровенностью и, делясь семейными невзгодами, усматривает свою вину лишь в безграничном доверии к жене. В другой речи оправдывается перед судом некий инвалид, владелец маленькой лавчонки на базарной площади. Государство платит ему пенсию за увечье. Но кто-то донес, что он якобы разъезжает верхом на лошади. Так как лошадь могли приобрести только обеспеченные люди, инвалиду грозит лишение государственного пособия. Хромой калека держится на суде с большим достоинством. Речь его насыщена юмором, что заставляет думать, будто подсудимый имел в своем кругу репутацию остряка, которую удачно использовал Лисий.

Как логограф начинал свою ораторскую деятельность Исократ, основатель первой риторической школы в Афинах, прославленный публицист и мастер эпидиктических, или торжественных, речей. Около 40 лет жизни Исократ посвятил педагогической деятельности, считая риторику основой воспитания, как первостепенную общеобразовательную дисциплину, построенную на принципах этики и философии. Исократ - идеолог зажиточных рабовладельческих слоев, призывавший всех греков к объединению под властью сильного монарха. Таким просвещенным и могущественным монархом, способным спасти Элладу, он объявил македонского царя Филиппа и призывал его взять на себя руководство общегреческими делами. Свои торжественные речи Исократ предназначал для публикации как политические памфлеты. Знаменитый "Панегирик" ("Речь перед всенародным собранием"), опубликованный в 380 г. и посвященный прославлению величия Афин, он сочинял 10 лет. Шутники говорили впоследствии, что Александр Македонский скорее завоевал весь мир, чем Исократ написал одну речь. Речи Исократа отличаются тщательной отделкой стиля. Ему принадлежит дальнейшее усовершенствование ритмизованного периода, законченного в себе самом, с ритмическим зачином и концовкой. Кроме того, Исократ вводит еще одно обязательное требование - категорическое недопущение "зияния", то есть столкновения гласных на стыке двух слов. Благозвучная и тщательно отделанная проза Исократа соперничает с поэзией и даже вытесняет ее. Исократа можно назвать основоположником всей поздней греческой прозы вплоть до византийской. Отмечая его влияние на позднейших ораторов, римский оратор Цицерон, живший через 300 лет после Исократа, писал: "Из школы Исократа, как из троянского коня, вышли подлинные мастера красноречия".

Исея, приверженца возвышенного патетического стиля, но сам не собирался стать оратором, так как имел слабое здоровье и большие дефекты произношения. Обстоятельства вынудили двадцатилетнего Демосфена начать судебный процесс против нечестных опекунов, расхитивших состояние его покойного отца, умершего, когда мальчику было всего семь лет. Тяжба с опекунами тянулась целых пять лет, и Демосфен выиграл процесс, который всеми знатоками был признан совершенно безнадежным. Хотя материальная выгода оказалась ничтожной, так как имущество было уже расхищено, а опекуны объявили себя некредитоспособными, Демосфен приобрел славу выдающегося судебного оратора. Он занялся логографией, подобно Лисию.

С 351 г. начинается политическая деятельность Демосфена, направленная на борьбу с Филиппом Македонским ради сохранения афинской, и одновременно общеэллинской, независимости. С этого времени вся жизнь Демосфена неразрывно связана с судьбой Афин. Он сам впоследствии говорил о себе: "Я умел различать события при их зарождении, заранее постигнуть их и заранее сообщить свои мысли другим". Демосфену пришлось вести трудную и упорную борьбу не только с внешним врагом. Филипп умело пользовался борьбой партий в греческих полисах, хорошо знал все их внутренние и внешние затруднения, поэтому, то с помощью оружия, то путем подкупов, он решил стать во главе Эллады.

Филиппа, посвящены "Филиппики" ("Речи против Филиппа") и "Олинфские речи" Демосфена. Вот, например, как характеризует Демосфен причины тягостного положения Афин в 3-й речи против Филиппа "Что же в таком случае за причина этого? Ведь, конечно, не без основания и не без достаточной причины тогда все греки с таким воодушевлением относились к свободе, а теперь так покорно терпят рабство. Да, было тогда, было, граждане афинские, в сознании большинства нечто такое, чего теперь уже нет, - то самое, что одержало верх и над богатством персов, и вело греков к свободе, и не давало себя победить ни в морском, ни в сухопутном бою; а теперь это свойство утрачено, и его утрата привела в негодность все и перевернула сверху донизу весь греческий мир. Что же это было такое? Да ничего хитрого и мудреного, а только то, что людей, получавших деньги с разных охотников до власти и совратителей Греции, все тогда ненавидели, и считалось тягчайшим позором быть уличенным в подкупе; виновного в этом карали величайшим наказанием, и для него не существовало ни заступничества, ни снисхождения. Поэтому благоприятных условий во всяком деле, которые судьба часто дает и нерадивым против внимательных, и ничего не желающим делать против исполняющих все, что следует, нельзя было купить ни у ораторов, ни у полководцев, равно как и взаимного согласия, недоверия к тиранам и варварам и вообще ничего подобного. А теперь все это распродано, словно на рынке, а в обмен привезены вместо этого такие вещи, от которых смертельно больна вся Греция. Что же это за вещи? Зависть к тому, кто получил взятку, смех, когда он сознается, снисходительность к тем, кого уличают, ненависть, когда кто-нибудь за это станет порицать,- словом, все то, что связано с подкупом. А ведь что касается триер, численности войска и денежных запасов, изобилия всяких средств и вообще всего, по чему можно судить о силе государства, то теперь у всех это есть в гораздо большем количестве и в больших размерах, чем у людей того времени. Но только все это становится ненужным, бесполезным и бесплодным по вине этих продажных людей".

Тех, кто в личных интересах предавал родину и способствовал усилению Македонии, Демосфен гневно разоблачает в речи "О недобросовестности посольства". Эта речь направлена против оратора, Эсхина, одного из вождей македонской партии в Афинах. Сохранилась также защитительная речь Эсхина, произнесенная на этом процессе.

К 340 г. Демосфену удалось создать союз греческих полисов против Македонии и стать руководителем афинской политики. Но силы противников были слишком неравными. После отдельных военных удач македонская армия в 338 г. разбила объединенную армию греков в битве у Херонеи в Беотии. Демосфен сам сражался в рядах тяжеловооруженных афинских воинов. "Вместе с телами павших при Херонее была зарыта свобода греков", - так охарактеризовал Херонейскую битву один из ее современников58

Дионисий. Противник Демосфена Эсхин обнаружил какую-то юридическую погрешность в формулировке предложения Ктесифонта и через суд обжаловал его как незаконное. Процесс состоялся лишь в 330 г. и был приурочен к кампании преследования антимакедонской оппозиции. Ктесифонта защищал сам Демосфен, обвинял Эсхин. До нас дошли речи обоих ораторов. Простая процессуальная тяжба превратилась в политический процесс, собравший в Афины представителей всех греческих государств. Выступление Демосфена являлось апологией всей его деятельности. Оно отличалось необычайной серьезностью и убежденностью. Для политического противника Демосфена этот процесс явился как бы подведением итогов всей его долголетней вражды с Демосфеном. Эсхин был опытным и талантливым оратором. В молодости он безуспешно подвизался на поприще актера. Поэтому актерские навыки отразились на стиле его речей и на манере их произнесения. Беспринципный политик, начавший карьеру как противник Филиппа, а затем ставший его страстным приверженцем, Эсхин в течение пятнадцатилетней борьбы с Демосфеном не гнушался никакими средствами. Так, в процессе против Ктесифонта он использовал все, чтобы очернить Демосфена, представить его изменником родины, сторонником персидской политики и так далее.

Демосфен ответил на все провокационные попытки скомпрометировать его как человека и гражданина, и, несмотря на сложность политической ситуации, Эсхин не смог собрать даже 1/5 голосов и вынужден был уйти в изгнание. Он уехал на остров Родос, где стал учителем красноречия. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Победа Демосфена была триумфом демократических сил Греции. Поэтому противники демократии приложили все усилия к тому, чтобы добиться удаления Демосфена из Афин. В 323 г. после смерти Александра Македонского, преемника Филиппа, греки, возглавленные афинянами, вновь поднялись против Македонии. В торжественной обстановке прошло возвращение Демосфена в Афины. Но восстание окончилось поражением. Афиняне вынуждены были принять тяжелые условия мира, одним из пунктов которого была выдача всех организаторов восстания. Демосфен бежал. Македонский отряд, преследовавший его, окружил храм Посейдона на острове Калаврии, где он скрывался. Здесь, чтобы не доставаться врагу живым, Демосфен принял яд. Лишь спустя 40 лет афиняне смогли публично воздать почести своему народному герою. На центральной площади Афин была воздвигнута бронзовая статуя, у подножия которой высечена знаменитая надпись: Будь у тебя, Демосфен, столь мощная сила, как разум,

59

Жизнь и деятельность Демосфена неизменно привлекала внимание всех последующих поколений. Римский оратор Цицерон, вступив в борьбу с Марком Антонием за сохранение республики, назвал свои речи против Антония "Филиппиками". В начале XIX в. в Германии был опубликован перевод политических речей Демосфена с целью призвать немецкий народ к освободительной войне против Наполеона. Первым популяризатором и переводчиком Демосфена в России был Ломоносов. О том, насколько царское правительство опасалось влияния древнего оратора, свидетельствует тот факт, что в конце XVIJI в. цензура запретила публиковать перевод речей Демосфена, подготовленный известным историком и публицистом Н. М. Карамзиным.

Стилистическая манера Демосфена отличалась большим разнообразием. Древние отмечали, что Демосфен любил объединять разные риторические стили. Он сам говорил: "Не слово и не звук голоса ценны в ораторе, но то, чтобы он стремился к тому же, к чему стремится народ, и чтобы он ненавидел и любил тех же, кого ненавидит или любит родина".