Приглашаем посетить сайт

Лукреций

Лукреций

Другим крупнейшим поэтом этого периода был Тит Лукреций Кар (род. около 98 - ум. в 55 г. до н.э.). Лукреций создает эпическую поэму, следуя традиции Квинта Энния. Как Энний в свое время пропагандировал философию Эпихарма в поэме "Эпихарм", так Лукреций излагает философию Эпикура.

Биография Лукреция известна нам чрезвычайно плохо. Поэма его не была завершена, ее издал после смерти поэта Цицерон. Христианский писатель Иероним сообщает, что свое произведение Лукреций писал в промежутках между приступами безумия, вызванного каким-то "любовным напитком". Он же сообщает, что поэт покончил жизнь самоубийством.

Как и Катулл, Лукреций отрицательно относится к современной римской жизни. Люди, по его мнению,

Кровью сограждан себе состояние копят и жадно 
Множат богатства свои, громоздя на убийство убийство, 
С радостью лютой идут за телом умершего брата 
И пировать у родных ненавидят они и страшатся. 
(Кн III, ст 70-73. Пер Ф. А Петровского) 

Жажда богатств, наконец, и почестей жажда слепая 
Нудят несчастных людей выходить за пределы закона 
И в соучастников их обращают и в слуг преступлений, 
Ночи и дни напролет заставляя трудом неустанным 
Мощи великой искать. Эти язвы глубокие жизни 
Пищу находят себе немалую в ужасе смерти. 
(Кн III, ст 59-64) 

Путь к спокойной жизни открывает человеку, по мнению Лукреция, философия Эпикура.

В период падения римской республики, в эпоху острой соцнальной борьбы и глубоких противоречий философия Эпикура представлялась убежищем многим поэтам и мыслителям Древнего Рима. Она сулила безмятежный покой на лоне садов, в виллах, удаленных от шумного города, она обещала научить человека быть счастливым. Эпикурейская философия известна нам по немногочисленным памятникам, среди которых поэма Лукреция занимает важнейшее место. Благодаря ей до нас дошло научно-поэтическое изложение основных положений античной материалистической философии. Произведение Лукреция имеет поэтому не только поэтическую, но и историко-философскую ценность.

Поэма состоит из шести книг. В первой излагается атомистическая теория. Поэт утверждает, что во всей вселенной ничего не существует, кроме атомов и пустоты. "Из ничего не творится ничто".

Во второй книге Лукреций показывает, как из вечного движения атомов возникает весь окружающий нас разнообразный мир. Земля представляется ему лишь одной из пылинок, парящих в огромной вселенной.

В третьей книге поэт развивает учение о душе и духе. Он утверждает, что душа материальна, она состоит из мельчайших атомов и умирает вместе с телом.

В четвертой книге говорится об ощущениях. Ощущения представляются поэту материальными отображениями реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых, слышимых, ощущаемых предметов, проникая в органы чувств, вызывают различные представления.

Пятая книга посвящена истории земли и истории культуры. Государство появляется на определенной ступени развития общества. Язык возникает из потребности общения между людьми. Поэт критикует религию, показывая, что вера в богов ведет иногда к преступлениям (принесение в жертву юной Ифигении и т. п.). В шестой книге объясняются с естественнонаучной точки зрения грозные явления природы. Здесь рассказывается о происхождении грома и молнии, раскрываются причины страшных землетрясений. Заключение Лукреций, по-видимому, не успел написать.

Лукреция увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Атомистическая теория, учение о материальности мира и души, теория всеобщего развития, теория ощущений, учение о возникновении культуры и языка - все это было создано и разработано Эпикуром. Он считал, что задача человеческого счастья разрешима. Надо только правильно понять устройство вселенной и освободиться от страха перед богами и смертью. Излагая основные положения эпикурейской философии, Лукреций ставит перед собой такую же благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира.

Несчастными, по мнению Лукреция, делают людей различные суеверия, боязнь смерти и тяжелых кар Тартара, мелочная борьба честолюбий. Раскрыв перед своими читателями тайны устройства вселенной и человека, Лукреций хочет избавить их навсегда от заблуждений и страха.

Поэма полна высокого пафоса, написана с огромным поэтическим воодушевлением, Лукреций говорит о том, что он проводит бессонные ночи над своей работой, ища образных слов и звучных стихов, чтобы увлечь и воспламенить читателей и друга Меммия, которому посвящена поэма:

Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков 
Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет: 
Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется 
При нищете языка и наличии новых понятий. 
Доблесть, однако, твоя и надежда с тобой насладиться 
Милою дружбой меня побуждает к тому, чтобы всякий 
Труд одолеть и без сна проводить за ним ясные ночи 
В поисках слов и стихов, которыми мне удалось бы 
Ум твой таким озарить блистающим светом, который 
Взорам твоим бы открыл глубоко сокровенные вещи. 
(Кн. I, ст. 136-145) 

Излагая в первой книге теорию бесконечности вселенной, являющуюся одним из блестящих достижений античного материализма, Лукреций прибегает к ярким образам, иллюстрирует изложение наглядными примерами:

И, наконец, очевидно, что вещь ограничена вещью, 
Воздух вершинами гор отделяется, воздухом - холмы, 
Морю пределом - земля, а земле служит море границей, 
Но бесконечной всегда остается вселенная в целом. 
(Кн. I, ст. 998-1001) 

.. всегда обновляется жадное море 
Водами рек; и земля, согретая солнечным жаром, 
Вновь производит плоды; и живые созданья, рождаясь, 
Снова цветут; и огни, скользящие в небе, не гаснут. 
Все это было б никак невозможно, когда б не являлось 
Из бесконечности вновь запасов материи вечно. 
(Кн. I, ст. 1031-1036) 

Поэт постоянно обращается к воображению читателя, вовлекает его в живую беседу, ставит перед ним вопросы и отвечает на них. Он заставляет читателей внимательно всматриваться в окружающий мир, наблюдать и анализировать факты:

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает 
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами - 
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, 
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; 
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах. 
................................................ 
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно 
Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. 
Так о великих вещах помогают составить понятье 
Малые вещи, пути намечая для их постиженья. 
(Кн. II, ст. 114-124) 

Материалистическая философия открывает поэту небывалые для античной поэзии возможности изображения реальных процессов, происходящих в природе и в жизни человека. Мир природы, основанный на понятных для человека законах, представляется взору Лукреция прекрасным и целесообразным. Он любуется причудливыми громадами грозовых туч, дальними вершинами снежных гор, усыпанными звездами просторами неба:

Ты посмотри как-нибудь, как горам подобные тучи 
В воздухе мчатся вперед, накренясь под натиском ветра. 
Или взгляни, как они, на высоких горах накопившись, 
Кучами в небе сошлись, напирая одна на другую, 
И неподвижно стоят, когда замерли ветры повсюду. 
(Кн VI, ст. 189-193) 

Если возьмешь, наконец, ты отдельные хлебные зерна 
Злаков любых, то и тут не найдешь совершенно похожих 
Так, чтобы не было в них хоть каких-нибудь мелких отличий 
То же различие мы замечаем средь раковин всяких, 
Лоно пестрящих земли. 
(Кн. II, ст. 1371-1376) 

К. Маркс причислял Лукреция к своим любимым авторам и дал глубокую и меткую характеристику поэта, назвав его свежим, смелым, поэтическим властителем мира70.

Наиболее слабым, с точки зрения современной науки, является учение Эпикура о душе и об ощущениях. Признавая материальность души и утверждая, что она погибает вместе с человеком, он считал, что душа состоит из более мелких и легких атомов, чем другие тела. Несмотря на наивно-механистический характер этой теории, признание материальной природы души было также величайшим достижением для того времени и наносило удар религиозным учениям античности.

Смерть не имеет отношения к живому человеку. Пока он жив - смерти нет, а когда приходит смерть, то человека уже нет. Чувства и разум исчезли. В поэме Лукреция сама природа обращает свою спокойную и мудрую речь к боящемуся смерти человеку:

 ее блага, 
Будто в пробитый сосуд налиты, утекши бесследно, 
Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством жизни, 
И не вкушаешь, глупей, равнодушно покой безмятежный? 
(Кн. II, ст. 932-938) 

Античный материализм не отрицал существования богов. Эпикур считал, что боги существуют, но не вмешиваются в жизнь вселенной и в жизнь людей. Поэма Лукреция начиналась с обращения к Венере, богине красоты, любви и жизни, богине благостного мира и прекрасной родоначальнице римского народа (она была матерью легендарного римского героя Энея):

О благая Венера! Под небом скользящих созвездий 
Жизнью ты наполняешь и все судоносное море, 
И плодородные земли, тобою все сущие твари 
Жить начинают и свет, родившись, солнечный видят. 
(Кн. I, ст 2-5) 

Образы олимпийских богов, увековеченных античной поэзией и изобразительным искусством, прочно вошли в поэтическое и эстетическое сознание античных мыслителей и художников. Маркс заметил по этому поводу: "...Боги не фикция Эпикура. Они существовали. Это - пластические боги греческого искусства"71

Излагая научные положения философии Эпикура, Лукреций обнаруживает свой поэтический гений в разнообразных зарисовках окружающей жизни. От его взгляда не ускользают картины, тяжелых человеческих страданий (описание чумы - V кн., описание смерти - II кн.,), он изображает любовные переживания человека, с горечью рисуя разочарования любви (IV кн.), раскрывает низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе (III кн.), с потрясающей силой раскрывает ужас гибнущей перед алтарем Ифигении, негодует на жестокость кровопролитных войн (I, V кн.). Поэма Лукреция согрета глубоким гуманизмом, заботой о счастье человека, сочувствием к его страданиям и печалям.

Произведение Лукреция не утратило своего значения в течение веков. Лукрецием увлекался Джордано Бруно. Материалисты XVIII в. видели в Лукреции своего великого предшественника72.