Приглашаем посетить сайт

ПОСЛЕГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС

ПОСЛЕГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС

Древние приписывали Гомеру, кроме "Илиады" и "Одиссеи", целый ряд эпических поэм, посвященных мифической истории греков. Многие из этих поэм, исполняемых аэдами, не были записаны и оказались неизвестными уже в III в. до н.э., когда первые греческие филологи начали собирать все памятники литературы. Поэмы эти получили название киклических, так как, сгруппированные по историко-географическому принципу, они включали в себя весь комплекс мифов ("кикл", или "цикл", означает "круг"). Поэмы эти известны в пересказах, в цитатах и по памятникам изобразительного искусства. Возможно, что некоторые киклические поэмы были даже древнее гомеровских, испытавших на себе их влияние. Но большинство возникло в VII-VI вв. до н.э.

Наиболее популярными были фиванский и троянский киклы. Первый объединял произведения, в которых рассказывалось об основании Фив, о царе Кадме и его потомках - Лае и Эдипе, а также о детях и внуках последнего. Троянский кикл начинался предысторией Троянской войны, которая объяснялась решением Зевса сократить население земли. Далее рассказывалось о свадьбе Пелея и Фетиды, затем излагались события, связанные с этой свадьбой, вплоть до высадки ахейцев на троянском берегу. Заканчивался троянский кикл смертью Одиссея, павшего в бою с Телегоном, его сыном от Кирки, не знавшим отца. Каждая поэма теснейшим образом смыкалась с последующей. Так, продолжавшая "Илиаду" "Эфиопида" начиналась с измененного последнего стиха "Илиады":

Гектора лишь схоронили, Ареева дочь, амазонка, 
Мощного сердцем, убийцы людей, прибыла к Илиону. 

Киклические поэмы не имели сюжетного и композиционного единства, уступая гомеровским по своим художественным достоинствам. Но из-за содержания они были очень популярны.

В дни общенародных торжеств состязания рапсодов открывались исполнением гимна в честь бога, которому был посвящен праздник. Древние называли эти гимны гомеровскими, так как их автором считали Гомера. Свыше тридцати гимнов, различных по содержанию, объему, времени и месту возникновения, дошли до нас. Некоторые из них близки по времени к "Одиссее", другие - более поздние, есть среди них даже гимны эллинистического периода. Одни возникли в Ионии и на островах Эгейского моря, другие - в материковой Греции. Возвышенный драматизм характерен для гимна к Деметре. Дочь Деметры, богини земли, Персефону похитил бог подземного царства Аид. В поисках дочери богиня обошла всю землю и пришла в Аттику, где поселилась недалеко от Афин, в Элевсине. Здесь она научила людей земледелию, установила особые таинства и, узнав о судьбе дочери, покинула Элевсин. Любовную ионийскую новеллу представляет собой гимн к Афродите, в котором говорится о любви богини к пастуху Анхизу. Гимн к Гермесу посвящен событиям, связанным с рождением бога, который

Утром, чуть свет родился, а к полудню играл на кифаре, 
К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона. 

В гимне к Аполлону рассказывалось о чудесном рождении бога на острове Делосе, а в другом гимне, впоследствии присоединенном к первому, излагалась история победы Аполлона над чудовищем, в честь которой бог основал город Дельфы с храмом и знаменитым оракулом. Заканчивая первый гимн, рапсод обращается к делосским девушкам с просьбой рассказывать всем о лучшем из певцов:

Старец слепой, обитает на Хиосе он каменистом 
Лучшими песни его и в потомстве останутся вечно. 

Эти слова долго считались "авторской репликой" самого Гомера, хотя гимн датируется VII в. до н.э. За гимном следовало обычно основное эпическое повествование, переход к которому осуществлялся в формульном стихе:

Ныне тебя помянув, начинаю я песню другую. 

Гомер, родоначальник всех поэтов, считался также автором веселых шуточных произведений. С его именем связывалась "Батрахомиомахия" ("Война мышей и лягушек") - небольшая пародийная поэма, в которой в традициях возвышенного эпического стиля "Илиады" воспевалась война мышей и лягушек. Произведение это возникло скорее всего в эллинистическую эпоху. Но другую комическую поэму, "Маргит", даже Аристотель приписывал Гомеру, называя его основоположником комического жанра. Маргит, герой поэмы, единственный сын богатых родителей, отличался глупостью и поразительной самоуверенностью:

Многие знал он дела, но все одинаково плохо. 

Как ваш улов, рыбаки? - Мы бросили все, что поймали. 
То, что смогло ускользнуть, все мы несем на себе. 

Ответ на загадку-шутку предполагался следующий: рыбаки ловили на себе паразитов.