Проперций
Элегии Секста Проперция (50 г. - около 15 г. до н.э.) во многом отличаются от мечтательных, мягких, изящных элегий Тибулла. Творческий путь Проперция также был иным, чем у Тибулла, и привел его к постепенному примирению с новым режимом, к включению официальных тем в рамки первоначально оппозиционной римской элегии. Родился Проперций в Умбрии. Его родственники принимали участие в гражданской войне на стороне противников Августа. В Рим он прибыл, по-видимому, в начале 20-х годов до н.э. Первая книга элегий вышла около 27 г. Принято считать, что как элегический поэт он занимает промежуточное положение между ученым Галлом, писавшим элегии на мифологические темы, и Тибуллом, в элегиях которого мифология не играет сколько-нибудь значительной роли. Проперций стремится создать "теорию элегии", противопоставляя этот жанр эпосу. Своими предшественниками он считает Каллимаха и других эллинистических поэтов, утверждает, что в изображении чувств Мимнерм выше Гомера.
В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". Третья элегия первой книги начинается так:
Так на пустынном песке в забытьи Миноида лежала, Прежде чем в море исчез парус афинской ладьи, Так погрузилася в сон Кефеева дочь Андромеда, Освободившись от пут, на одинокой скале, Так Эдонида, ночным утомленная бденьем, поникла В мягкую поросль травы у Апидановых вод77 Им я подобной застиг дышавшую мирным покоем Кинтию - голову ей чуть прикрывала рука. (Кн I, элегия 3, ст 1-8, Пер. Я. М. Боровского)
Кинтия, героиня элегий Проперция, - образованная женщина, не похожая на простушку Делию, возлюбленную Тибулла. Стихотворения Проперция пронизаны страстным горячим чувством:
Кинтия, ты мне одна и дом, и родители вместе, Вся моя радость в тебе, все мои чувства твоя Грустен приду ли к друзьям, иль полный радости легкой, Буду всегда говорить - Кинтии это вина. (Кн. I, элегия 11, ст. 23-26)
Поэт любит сочетать в своих элегиях контрастные мотивы: радость счастливой любви и размышления о смерти:
Словно листы, что упали с венков увядших, поблекших В чаши и медленно в них порознь плывут, посмотри! Так и вам, может быть, хоть, любя, о великом мечтаем, Завтрашний день завершить может короткую жизнь. (Кн. II, элегия 15, ст. 51-54)
Проперций прибегает часто к эпиграмматически заостренным формам выражения:
Средства испытаны все побороть жестокого бога: Все бесполезно - гнетет он, как и прежде, меня Вижу спасенье одно: уйти в заморские земли, Кинтия дальше из глаз - дальше от сердца любовь (Кн. III, элегия 21, ст 7-10)
Переходы от одной темы к другой часто бывают резкими и неожиданными, создавая трудности для понимания отдельных элегий.
В III книге есть элегии-рассуждения. Проперций говорит в них о попытках избавиться от своей страсти, рассуждает о корыстной любви, о могуществе женщин и т.д. Он пишет о том, что хотел бы отправиться в Афины и там в занятиях философией и в созерцании памятников искусства забыть о своей любви:
Примут меня, наконец, берега Пирейского порта, Город Тесея ко мне руки протянет свои. Там я воздвигну свой дух ученьем высоким Платона, Или цветами твоих тихих садов, Эпикур, Или язык изощрю Демосфеновым грозным оружьем, Или я буду вкушать соль твоих свитков, Менандр, Или творения рук искусных пленят мои взоры - Краски и мрамор живой, медь и слоновая кость Дали годов и просторы морги, что пролягут меж нами, Раны мои утолят в лоне безмолвном своем Смерть принесет мне судьба, не умру от любви недостойной, И не постыдным тот день смерти придет для меня. (Кн. III, элегия 21, ст. 21-32. Пер. Я. М. Боровского)
в котором автор говорит о намерении перейти от любовной элегии к повествовательной и создать серию ученых стихотворений на римские темы в духе поэмы Каллимаха "Причины" (элегию о Тарпее, влюбившейся во вражеского вождя, о Геркулесе и о Каке, о Юпитере Феретрийском и др.). Есть элегии, посвященные изображению верной супружеской любви - письмо Аретузы Ликоте (кн. III) и речь знатной матроны Корнелии на суде в преисподней. Корнелия описывает свой образ жизни и обращается с утешением к пережившему ее супругу (кн. XI). В этой элегии, вполне отвечающей официальной идеологии, подчеркнуты достоинства верной супружеской любви и дан образ любящей женщины, матери многочисленных детей, озабоченной их участью. Постепенно преодолевая субъективизм любовной элегии, Проперций подходит к созданию обобщающих женских образов, как бы прокладывая пути для своего младшего современника Овидия, который блестяще разовьет тенденции, наметившиеся в поздних элегиях Проперция. Любовные элегии, посвященные Кинтии, также включены в последнюю книгу. Кинтия умерла, но после смерти является Проперцию и рассказывает о своем пребывании в Элизии.
Таким образом, в творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.