Приглашаем посетить сайт

Проперций

Проперций

Элегии Секста Проперция (50 г. - около 15 г. до н.э.) во многом отличаются от мечтательных, мягких, изящных элегий Тибулла. Творческий путь Проперция также был иным, чем у Тибулла, и привел его к постепенному примирению с новым режимом, к включению официальных тем в рамки первоначально оппозиционной римской элегии. Родился Проперций в Умбрии. Его родственники принимали участие в гражданской войне на стороне противников Августа. В Рим он прибыл, по-видимому, в начале 20-х годов до н.э. Первая книга элегий вышла около 27 г. Принято считать, что как элегический поэт он занимает промежуточное положение между ученым Галлом, писавшим элегии на мифологические темы, и Тибуллом, в элегиях которого мифология не играет сколько-нибудь значительной роли. Проперций стремится создать "теорию элегии", противопоставляя этот жанр эпосу. Своими предшественниками он считает Каллимаха и других эллинистических поэтов, утверждает, что в изображении чувств Мимнерм выше Гомера.

В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". Третья элегия первой книги начинается так:

Так на пустынном песке в забытьи Миноида лежала, 
Прежде чем в море исчез парус афинской ладьи, 
Так погрузилася в сон Кефеева дочь Андромеда, 
Освободившись от пут, на одинокой скале, 
Так Эдонида, ночным утомленная бденьем, поникла 
В мягкую поросль травы у Апидановых вод77
Им я подобной застиг дышавшую мирным покоем 
Кинтию - голову ей чуть прикрывала рука. 
(Кн I, элегия 3, ст 1-8, Пер. Я. М. Боровского) 

Кинтия, героиня элегий Проперция, - образованная женщина, не похожая на простушку Делию, возлюбленную Тибулла. Стихотворения Проперция пронизаны страстным горячим чувством:

Кинтия, ты мне одна и дом, и родители вместе, 
Вся моя радость в тебе, все мои чувства твоя 
Грустен приду ли к друзьям, иль полный радости легкой, 
Буду всегда говорить - Кинтии это вина. 
(Кн. I, элегия 11, ст. 23-26) 

Поэт любит сочетать в своих элегиях контрастные мотивы: радость счастливой любви и размышления о смерти:

Словно листы, что упали с венков увядших, поблекших 
В чаши и медленно в них порознь плывут, посмотри! 
Так и вам, может быть, хоть, любя, о великом мечтаем, 
Завтрашний день завершить может короткую жизнь. 
(Кн. II, элегия 15, ст. 51-54) 

Проперций прибегает часто к эпиграмматически заостренным формам выражения:

Средства испытаны все побороть жестокого бога: 
Все бесполезно - гнетет он, как и прежде, меня 
Вижу спасенье одно: уйти в заморские земли, 
Кинтия дальше из глаз - дальше от сердца любовь 
(Кн. III, элегия 21, ст 7-10) 

Переходы от одной темы к другой часто бывают резкими и неожиданными, создавая трудности для понимания отдельных элегий.

В III книге есть элегии-рассуждения. Проперций говорит в них о попытках избавиться от своей страсти, рассуждает о корыстной любви, о могуществе женщин и т.д. Он пишет о том, что хотел бы отправиться в Афины и там в занятиях философией и в созерцании памятников искусства забыть о своей любви:

Примут меня, наконец, берега Пирейского порта, 
Город Тесея ко мне руки протянет свои. 
Там я воздвигну свой дух ученьем высоким Платона, 
Или цветами твоих тихих садов, Эпикур, 
Или язык изощрю Демосфеновым грозным оружьем, 
Или я буду вкушать соль твоих свитков, Менандр, 
Или творения рук искусных пленят мои взоры - 
Краски и мрамор живой, медь и слоновая кость 
Дали годов и просторы морги, что пролягут меж нами, 
Раны мои утолят в лоне безмолвном своем 
Смерть принесет мне судьба, не умру от любви недостойной, 
И не постыдным тот день смерти придет для меня. 
(Кн. III, элегия 21, ст. 21-32. Пер. Я. М. Боровского) 

в котором автор говорит о намерении перейти от любовной элегии к повествовательной и создать серию ученых стихотворений на римские темы в духе поэмы Каллимаха "Причины" (элегию о Тарпее, влюбившейся во вражеского вождя, о Геркулесе и о Каке, о Юпитере Феретрийском и др.). Есть элегии, посвященные изображению верной супружеской любви - письмо Аретузы Ликоте (кн. III) и речь знатной матроны Корнелии на суде в преисподней. Корнелия описывает свой образ жизни и обращается с утешением к пережившему ее супругу (кн. XI). В этой элегии, вполне отвечающей официальной идеологии, подчеркнуты достоинства верной супружеской любви и дан образ любящей женщины, матери многочисленных детей, озабоченной их участью. Постепенно преодолевая субъективизм любовной элегии, Проперций подходит к созданию обобщающих женских образов, как бы прокладывая пути для своего младшего современника Овидия, который блестяще разовьет тенденции, наметившиеся в поздних элегиях Проперция. Любовные элегии, посвященные Кинтии, также включены в последнюю книгу. Кинтия умерла, но после смерти является Проперцию и рассказывает о своем пребывании в Элизии.

Таким образом, в творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.