Приглашаем посетить сайт

Сатира Лукилия

Сатира Лукилия

Одним из оригинальных художественных жанров, созданных древними римлянами, была сатира. Острое, насмешливое изображение современников, нападки на нравы, картины жизни общества, полные сарказма и иронии, составляют характерные черты римской сатиры, представленной в творчестве Горация, Персия и Ювенала.

Первым поэтом-сатириком Древнего Рима был Гай Луцилий (ум. в 101/102 гг. до н.э.). Сатира Луцилия имеет ряд особенностей, отличающих ее от сатиры Горация и Ювенала.

Гай Луцилий - представитель римского нобилитета, богатый римлянин, отказавшийся от политической карьеры и государственной деятельности ради литературных и философских занятий. Он находился в личном общении с греческими философами, и представитель "новой Академии" Клитомах посвятил ему один из своих философских трактатов.

Луцилий поддерживал дружеские отношения со Сципионом Младшим и его сторонниками. Он сражался под командованием Сципиона в Нуманции (в 134/133 гг.). Есть предположение, что свой сатиры он написал в старости, подводя итоги долголетних наблюдений и философских размышлений.

Слово "satura" значит "смесь". И действительно, в ранней римской сатире Луцилия мы встречаемся со стихотворным жанром, в который включены самые разнообразные темы. Среди 30 книг Луцилия, дошедших до нас лишь в незначительных отрывках, были книги, посвященные популяризации различных философских положений (XIV кн. - изложение учения Панетия), литературной полемике (IX и X кн.), описанию путешествия по Кампании и Сицилии (III кн.), политическим темам (II кн. - описание заседания римского трибунала) и даже любовной теме (XVI кн. посвящена возлюбленной, которая названа Коллирой). Луцилий пишет ямбическими размерами и элегическим дистихом, однако в конце концов останавливается на гекзаметре, которым и в дальнейшем будут пользоваться римские сатирики.

Он отрицательно относится к высоким литературным жанрам - эпосу и трагедии, смеется над мифологией. Поэт считает что писать нужно о реальной действительности; он знакомит своих слушателей с воззрениями философов, полагая, что философия учит человека истине и правильным нормам поведения.

Луцилий иллюстрирует свои философские положения бытовыми примерами, нападает на современников, попирающих нормы нравственности. Поэт порицает взяточничество и роскошь, честолюбие и показную ученость, смеется над суевериями. Он говорит, что наивно думать, будто бронзовые изваяния могут внезапно ожить, нелепо верить в истинность сновидений и заниматься толкованием снов.

его скупщиком конфискованного добра и вором, обрушивается на грекомана Албуция, которого даже приветствовать приходится греческим "хайре" (здравствуй).

для того чтобы решить вопрос о спасении гибнущего от разложения нравов Рима. Среди почтенных богов Олимпа сидит и грубый деревенщина, римский Ромул, с удовольствием лакомящийся вареной репой. Этот грубый, но сметливый бог предлагает выход из создавшегося положения спасти Рим можно только в том случае, если погибнет наглый государственный деятель Лентул Луп (консул 123 г.). Сатира обращена против врага сципионовской группировки Лентулл Лупа, незадолго перед тем умершего.

Следуя учениям греческих философов, Луцилий стремился сочетать их с патриархальными нравственными нормами римского полиса. Мы встречаем у него рассуждение о том, что такое "истинная доблесть" ("virtus"). Она заключается, с его точки зрения, в следовании учениям философов и в выполнении нравственного долга перед семьей и государством: "Пользу родины ставить на первом месте и главном, место второе - родителям, нам же - последнее - третье".

В сатирах Горация и Ювенала найдут дальнейшее развитие важнейшие стороны сатиры Луцилия: популяризация философских учений, интерес к современному быту и современным нравам, противопоставление сатиры высоким жанрам - трагедии и эпосу. Однако в последующие исторические периоды жизни Рима почва для личных политических выпадов будет значительно менее благоприятна. В сатирах Горация и Ювенала отсутствуют политические выпады против современников, нет и характерной для Луцилия пестроты содержания. Гораций