Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2
Введение

Введение

1. Рим: особенности исторического процесса. 2. Римский образ жизни. 3. Религия. 4. Образование. 5. Рабство. 6. Государство. 7. Римская словесность: самобытность, периодизация. 8. Межпредметные связи. 9. Литература

Как и древнегреческая, римская литература – создание античной цивилизации. Она формировалась, развивалась в специфических исторических условиях Древнего Рима, отразила более поздний этап античного рабовладельческого общества. Эллада уже переживала кризис, клонилась к упадку, когда Рим возвышался и, раздвигая свои границы, «обрастал» новыми землями.

1. Рим: особенности исторического процесса.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.

В то время как греческие племена заселяли Балканы в древнейшую пору истории, племена италиков обитали на соседнем Аппенинском полуострове. По имени этого племени полуостров, внешне напоминающий «сапожок», называли Италией. С севера Италия отделялась от греческих земель Альпами, с востока – Адриатическим морем. С юга к итальянскому «сапожку» примыкал богатый остров Сицилия с портом Сиракузы, долгое время находившимся сначала под властью Греции, затем Карфагена и, наконец, – Рима. В то время как крупнейшие греческие порты и города были расположены на берегу Эгейского моря, а Эллада была как бы обращена на Восток, крупные итальянские города – Генуя, Неаполь, расположенные на берегу Тирренского моря, – «смотрели» на запад.

Географические условия Италии напоминали Грецию: мягкий субтропический климат, гористая местность, плодородные долины, близость теплого моря. Вдоль берега Адриатического моря располагалась горная гряда Аппенин. На севере, по течению крупнейшей реки По, раскинулась плодородная Паданская долина. К побережью Тирренского моря примыкали провинции Этрурия, Лаций и Кампания. В древнейшие времена на большей части полуострова жили италийские племена: латины, самниты, сабиняне, занимавшиеся скотоводством и сельским хозяйством. К северу от реки Тибр в провинции Этрурия обитали этруски, происхождение которых до сих пор не вполне очевидно. У этрусков была достаточно высокая культура, развиты ремесло, строительное дело; в некоторых этрусских надписях использованы греческие буквы. В Лации обитало небольшое племя латинов, говорившее на латинском языке. В этой провинции насчитывалось до трех десятков мелких городов, в том числе Рим, впоследствии ставший столицей мощнейшей державы. Само же маленькое племя явилось своеобразным ядром,

ЛЕГЕНДАРНОЕ ПРОШЛОЕ РИМА.

У римлян не было столь богатой и красочной мифологии, как у «универсально одаренных» греков. Однако от римлян до нас дошло немало исторических легенд и преданий, проливающих свет на становление Римского государства, правление первых царей, деяния и подвиги славных граждан.

Так, в греко-римской мифологии фигурировал герой Эней, сын троянца Анхиса и богини Афродиты, который бежал из пылающей Трои, после долгих странствий и приключений прибыл в Италию, воевал с местными племенами, женился на Лавинии, дочери царя Латина. После смерти Латина Эней объединил его подданных с троянцами, а новый народ получил имя латинов. Легенда о троянцах, высадившихся на Аппенинском полуострове, приобрела популярность в Италии. Археологи обнаружили древнюю статуэтку Энея, несущего на плечах старика отца Анхиса. Эта легенда была художественно обработана великим римским поэтом Вергилием и легла в основу его знаменитой поэмы «Энеида».

Легендой овеяны и обстоятельства основания Рима, возникшею недалеко от устья Тибра. Роль основателей сыграли два брата, Ромул и Рем, сыновья Реи Сильвии и бога Рею ненавидел ее брат Амулий, который обрек ее на безбрачие. Когда Рея от бога Марса родила двух близнецов, Ромула и Рема, Амулий велел бросить их в воды Тибра. Однако они спаслись и были вскормлены волчицей. Возмужав, братья вознамерились заложить город на холме Палатин, но в возникшей ссоре Ромул убил Рема. Позднее Ромул основал город, который был назван в его честь Римом (по латыни Roma); это произошло в 754 или 753 г до н. э. Археологические раскопки подтвердили, что небольшие поселки, разбросанные по холмам, действительно, объединились в VIII в. до н. э.

При Ромуле, первом римском царе, город быстро разрастался. Увеличивалось его население, в основном за счет пришельцев; среди них встречались нищие и беглые рабы. Ромул считался также учредителем твердых порядков и четкой структуры. Царь, бывший и полководцем, и верховным жрецом, обладал немалой властью, однако не мог назначить наследника себе. Его выбирал народ. Ромул создал совет людей благородного происхождения, именуемый сенатом; по его указаниям проходили сходки, названные народным собранием. Население делилось на знатных людей, потомков сенаторов, патрициев, и простых, плебеев.

ЭПОХА ЦАРЕЙ.

Вслед за Ромулом властвовали еще шесть царей, имена которых овеяны легендами; иные из них стали героями литературы. Вторым царем был Нума Помпилий, сабин по происхождению, прославившийся скромностью, мудростью, многими добродетелями. Если Ромул сделал римлян «железными», то Нума Помпилий хотел воспитать их не только воинственными, но и «кроткими и справедливыми». В течение более четырех десятилетий его правления римляне воздерживались от ведения войн.

Затем у руля государства стояли уже два воинственных царя: Тулл Гостилий и Анк Марций, Пятый царь Тарквиний Древний, богатый человек из этрусского города Тарквиния, сделал достоянием римлян богатую культуру своего племени. При нем Рим из большой деревни начал превращаться в красивый город: были заложены такие прославленные сооружения, как Форум, Большой цирк, и началось строительство храма главного бога Юпитера на Капитолийском холме.

При шестом царе Сервии Туллии, воспитаннике Тарквиния, сыне рабыни, осуществлялось дальнейшее социальное преобразование Римского государства, разделение его граждан на пять имущественных сословий. Кроме того, Рим был обнесен каменной стеной. В памяти потомков этот царь остался как добрый правитель, покровительствовавший бедным.

Седьмой царь – Тарквиний Гордый оказался и последним. Оправдывая свое прозвище, он стяжал недобрую известность надменностью, жестоким нравом в обращении и с плебеями, и с патрициями. С этим царем связан драматический эпизод, оставшийся в истории Рима. Прекрасная и добродетельная римлянка Лукреция, жена Тарквиния Коллатина, была обесчещена старшим сыном царя Секстом. После этого Лукреция покончила жизнь самоубийством, в Риме же вспыхнуло восстание, которое привело к изгнанию Тарквиния Гордого. Так прекратилась царская власть в Риме. Этот эпизод нашел отражение в искусстве, в частности, в поэме Шекспира «Обесчещенная Лукреция».

РАННЯЯ РЕСПУБЛИКА.

После падения последнего царя названный Республикой: верховным хозяином провозглашался римский народ; постепенно формировались и главные институты республиканской государственности. При этом с самого начала в Риме стали обостряться социальные конфликты: вспыхнула охватившая почти два столетия борьба между патрициями и плебеями. Правда, при всей остроте конфликта дело не доходило до кровопролития. К исходу IV в. до н. э. плебеям удалось добиться выполнения своих главных требований: была отменена долговая кабала, установлено равенство всех граждан перед законом, плебеи получили возможность занимать любые должности в государстве. Юридически не было господ и подчиненных, свободный римлянин был независим от другого лица, его нельзя было подвергнуть телесному наказанию. Последний нищий мог с гордостью именоваться гражданином Римской республики, чувствовать себя в ответе за дела государства. Это было замечательное достижение! Но юридическое равенство во многом обесценивалось неумолимо нараставшим имущественным расслоением, углублением пропасти между знатью и бедными. Богатство же гарантировало патрициям ощутимые привилегии.

ВОЙНЫ С ИТАЛИЙСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ.

С самого начала Рим был втянут в непрекращающиеся войны с ближайшими племенами: . Тяжелый конфликт с вольсками выдвинул яркую фигуру Кориолана, легендарную личность, образ которого запечатлен в одноименной трагедии Шекспира. В период войны с эквами стяжал славу римский полководец Цинциннат, который, согласно преданию, олицетворял бескорыстие и доблесть. Патриций по рождению, военачальник, рассорившийся с народными трибунами, он, распродав имущество, поселился в деревне, где обрабатывал скромный клочок земли. В опасную для Рима пору он был призван сенатом выполнить обязанности диктатора, т. е. высшего должностного лица, временно наделенного чрезвычайными полномочиями. Цинциннату удалось спасти от гибели римское войско, окруженное эквами, и одержать победу. Через 16 дней после победоносного исхода Цинциннат сложил с себя диктаторскую власть, которая давалась на целых полгода. Он вернулся в свой крестьянский дом и продолжил занятия мирного поселянина.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ РИМА В ИТАЛИИ.

Затем последовала изнурительная десятилетняя война с вейями, во время которой отличился римский полководец Марк Фурий Камилл, также личность легендарная. Но едва Рим одолел вейев, как на него с севера обрушились галлы. Римское войско потерпело поражение, галлы вступили в Рим, осадили Капитолий. Согласно легенде, они ночью бесшумно вскарабкались по отвесной скале: сторожевые собаки их не учуяли, но гуси, посвященные богине Юноне, подняли шум и разбудили стражу. Враг был отбит. Отсюда пошло выражение «гуси Рим спасли». В дальнейшем прибытие армии Камилла дало победу римлянам.

Постепенно римляне закрепляли главенство над Италией. Были покорены латинские города, пытавшиеся противостоять Риму. Некоторые из их них получили римское гражданство, другие заключили с Римом договора о союзе. В этот период Рим стал впервые опробовать политику, обозначенную формулой «разделяй и властвуй».

Последующие события в истории Рима связаны с укреплением его могущества. Взяв верх над латинами, римляне в результате грех тяжелых войн одолели племя самнитов. Затем подчинили себе греческий торговый город Тарент, который призвал на помощь видного греческого полководца Пирра, царя Эпира, человека завидного мужества. В 280 г до н. э. Пирр вступил на землю Италии с 20 тыс. гоплитов и 20 боевыми слонами, которые наводили ужас на римских легионеров. Пирру удалось выиграть ряд битв, за что, однако, пришлось заплатить дорогую цену; отсюда пошло выражение «пиррова победа». Борьба была тяжелой и упорной. В 275 г до н. э. у города Беневента римляне удачно действовали против боевых слонов Пирра, заставив их топтать собственных воинов. Потерпев поражение, После этой победы Рим стал полновластным властителем на Аппенинском полуострове. Это означало завершение эпохи Древней Римской республики.

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ: ДАЛЬНЕЙШАЯ ЭКСПАНСИЯ РИМА.

С середины III в. до н. э. начинается новая полоса в истории Рима. Он вступает в жесткое противостояние с Карфагеном, сильнейшим государством в западном Средиземноморье. В результате спора из-за острова Сицилия разразилась первая Пуническая война, длившаяся 23 года и завершившаяся победой Рима. Сицилия сделалась римской провинцией – так назывались новые земли, подчиненные Риму.

В 218 г до н. э. разразилась вторая Пуническая война. На этот раз армией Карфагена командовал выдающийся полководец Выйдя со своим войском из Испании, Ганнибал в невероятно тяжелых условиях совершил героический переход через Альпы и обрушился на римлян в северной Италии, где нанес им сокрушительное поражение в битве вблизи Тразименского озера (217 г. до н. э.). В это тяжелое для них время римляне избрали диктатором многоопытного и хитроумного полководца Фабия Максима. Он придерживался осторожной тактики, уклоняясь от решающего сражения, за что получил прозвище Кунктатор (Медлитель). Как заметил римский поэт: «Он один промедлением спас Рим». Тем не менее в 216 г. до н. э. Ганнибал все-таки встретился с римлянами (которыми руководили консулы, полководцы Теренций Варрон и Эмилий Павел) в битве при Каннах и нанес им сокрушительное поражение. Ганнибал использовал такое построение, которое позволило охватить римлян с флангов и замкнуть их в кольцо. Канны стали победой, которая вошла в анналы военного искусства. Само слово «Канны» стало нарицательным. В чем-то сходный прием был использован при окружении и разгроме фашистов в Сталинградской битве.

После Канн наступил один из самых опасных периодов в истории Рима. Государство было на грани краха. Но Ганнибал проявил роковое промедление, дав римлянам собраться с силами. Один из друзей сказал Ганнибалу фразу, ставшую афоризмом: «Умеешь побеждать, но не умеешь пользоваться победой». После Канн война приняла затяжной характер. Во главе римского войска стал блестящий полководец Марк Клавдий Марцелл, который удачно действовал как и в Италии, так и в Сицилии. Война шла с переменным успехом. В этот момент выдвинулся выдающийся римский военачальник Публий Сципион. В 202 г. до н. э. при Заме Сципион, получивший прозвище Африканский, встретился с самим Ганнибалом, который впервые в жизни проиграл крупное сражение. Рим одержал победу во второй Пунической войне. третью Пуническую войну, в которой Сципион Младший, внук Сципиона Африканского, взял и разрушил Карфаген.

ПОБЕДЫ НА ВОСТОКЕ.

Сразу же после завершения второй Пунической войны римляне обратили свои взоры на Восток, куда и была направлена их экспансия. Успехам на поле брани способствовало создание наиболее сильной для того времени римской армии, отличавшейся высокой организацией, совершенной тактикой, прекрасной выучкой и боевым духом воинов. Вначале римляне вмешались в конфликт Македонии с греками, выступив на стороне греков. Кульминацией войн на Востоке стали победы над сирийским царем Антиохом III, Ахейским союзом, вторжение в Грецию, разрушение крупнейшего греческого города Коринф (146 г. до н. э.). Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя и подчинялась римскому наместнику. Захват Греции стал фактором огромного не только политического, но и культурного значения. Знакомство римлян с художественными ценностями Эллады оказало мощное влияние на римскую литературу и культуру; на это обстоятельство нам придется многократно обращать внимание.

В результате экспансии и победоносных войн с соседями римляне подчинили Сирию и Египет, на Западе – Галлию и Испанию; Средиземное море стало «внутренним» для огромной державы. Государство разделилось на собственно Рим, метрополию, и провинции.

Рим сконцентрировал в руках римской знати несметные богатства. Рабы сделались решающим фактором экономического развития Рима. Подчинение завоеванных стран и народов имело своим результатом мощный приток рабочей силы в Рим.

КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.

На этом фоне углублялся процесс обнищания плебеев, свободных италийских крестьян, составлявших до того основу политической и экономической мощи, римского государства. Сельское хозяйство в Италии хирело, вчерашние крестьяне уходили в города, прежде всего в столицу, образуя новый класс люмпенов, живших за счет общества. При внешней незыблемости римского государства в нем вызревали внутренние социальные конфликты, которые в I в. до н. э. привели к гражданским войнам, ожесточенной политической борьбе и кризису республиканского строя. На этой исторической фазе стало очевидным: прочность власти, подвергавшейся нажиму как рабов, так и массы неимущих свободных, власти, вынужденной подавлять недовольство в провинции и сражаться с соседями на границах, – могла быть обеспечена лишь авторитарными военно-диктаторскими методами правления.

ЭПОХА ИМПЕРИИ.

С 31 г. до н. э., с победы при Акции, власть переходит к Октавиану Августу, «восстановление Республики», он на самом деле осуществил переход к Империи, которая была формой военно-бюрократической диктатуры. Борьба за власть, особенно на раннем этапе Империи, выливалась в заговоры, убийства, перевороты. Сенат превратился в послушное орудие императора. Углублялась пропасть между утопавшими в роскоши богачами и городскими бедняками и люмпенами. Рабство все в большей степени обнаруживало свою неэффективность. Общество поразил необратимый моральный и нравственный кризис. В 476 г. империя рухнула.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Римское общество прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако на более высокой стадии. Для Рима были характерны: дальнейшее развитие рабства; поляризация богатства и нищеты; глубокое разделение общества на классы; противоречия между знатью, патрициатом, и бедняками, плебсом; разорение мелких собственников; распад полиса, переход от республиканской формы правления к Империи. Исподволь вызревавшие глубинные противоречия, неумолимый кризис системы рабского труда, нравственный, моральный упадок, восстания рабов и нашествие варваров – все это в конце концов подорвало мощь и привело к краху государства. Внешне могущественная, а внутренне ослабленная Империя явила важнейший исторический урок. Его подтвердили судьбы других, также рухнувших Империй.

2. Римский образ жизни.

Прошедшая долгий исторический путь, литература Рима в специфических художественных формах запечатлела как важные вехи в истории государства, так и существенные стороны того, что мы можем назвать «римским образом жизни». В отличие от греческой литературы римская – продукт более поздней цивилизации. В ней слабее представлен мифологический элемент, отчетливей ориентация на бытовую конкретность, повседневную жизнь. Современному читателю трудно понять римских авторов вне учета бытового уклада римлян, особенностей их традиций и видения мира, равно как и специфических жизненных реалий. Вместе с тем римляне, пожалуй, нам ближе и понятней, чем эллины, поскольку они более «современны». Тем не менее некоторое представление о главных специфических чертах и аспектах римского образа жизни было бы полезно как своеобразный пролог к изучению собственно истории литературы Рима.

РИМЛЯНИН: НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Определить национальные особенности того или иного народа, дать его обобщенный психологический портрет – задача не из легких. Возможно, она и невыполнима: одни и те же черты можно встретить у представителей самых разных национальностей. И все же правомерно утверждать, что исторический опыт, географические условия влияют на менталитет и поведенческие черты отдельных этносов.

На протяжении столетий Рим пребывал на «военном положении». Это требовало от римлян качеств солдата: находчивости, отваги, выносливости. Интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило отпечаток на формирование таких психологических черт римлянина, как деловитость, практицизм, что сказалось на римской культуре и литературе. Белинский полагал, что римляне – «практически деятельный на род».

Особенности римлян, их самобытность старались уловить, сопоставляя их с эллинами. В первых находили практицизм, во вторых – склонность к философичности, отвлеченной медитации. Выдающийся французский философ Ипполит Тэн обосновал это различие с помощью такого примера: «В Афинах молодые люди спорят о высшем благе и упиваются поэтическими идеями Платона; в Риме же они дискутируют о том, принадлежит ли приплод нанятой скотины ее собственнику или нанимателю, они запоминают сентенции, исходящие из уст юристов».

«Послании к Писонам» тонко уловил разницу между эллином и римлянином:

Грекам, грекам дались и мысль, и дар красноречья,

Ибо они всегда ценили одну только славу!

Ну а у нас с ребяческих лет одно лишь в предмете:

Медный ас[1] на сотню частей разделять.

Практицизм сказывается в римской философии, в которой главенствующее внимание уделялось не общим, метафизическим проблемам, закономерностям бытия, а конкретным вопросам, прежде всего, этики и морали, поведения человека.

Римляне не дали выдающихся оригинальных философов.

Пожалуй, наиболее крупный из философов, Сенека, блестящий стилист, развивал, уточнял положения стоицизма, разработанного эллинами. Лукреций в философско-дидактической поэме «О природе вещей» предложил поэтическую интерпретацию учений Эпикура и Пифагора.

БЫТОВОЙ УКЛАД.

В результате победоносных завоевательных войн римляне присоединили к себе страны и обширные земли, присваивали имущество и материальные ценности покоренных народов. Сталкиваясь с новыми для них нравами и традициями, неизвестными предметами быта, римляне их «приватизировали», делали «своими». Даже иноземных богов они нередко «интегрировали» в свой латинский Олимп. Римские полководцы заимствовали у побежденных наиболее эффективные виды оружия. Из Испании был вывезен короткий меч «гладиус», который использовался во время схваток бойцов на арене; отсюда слово «гладиатор».

ЭКОНОМИКА.

В Риме преобладало сельскохозяйственное производство, главными продуктами были зерновые, овощи, кормовые культуры. Выращивались также оливки и виноград, требовавшие тщательного ухода. Землевладелец обычно сам занимался своим хозяйством, организацией посева и уборки, вел счета. Тяжелые же физические работы выполняли рабы. В небольших хозяйствах нередко вместе с рабами были «задействованы» и свободные. Изготовлялись вина, масло, сыры, на побережье процветало рыболовство. На юге Италии образовывались крупные поместья, называемые латифундиями.

На землях такого хозяйства в пору летней страды могли трудиться до четырех тыс. человек. Знаменитый римский оратор и политический деятель (Cato, 234–149 г. до н. э.) написал специальный труд «Земледелие», в котором, в частности, с большой обстоятельностью изложил обязанности земледельца, особенности трудовых процессов в поле. Эта книга – важный источник знаний об аграрной истории Рима.

Процветали в Риме и разнообразные ремесла: сапожное и столярное дело, производство сукна, различных бытовых изделий, в частности, ножей, сельскохозяйственного инвентаря; изготовление различных лекарственных препаратов. В этой сфере наряду со свободными были заняты также и рабы. Однако со временем трудовая деятельность на ниве производства становилась все менее престижной. Рабы заменяли в этой области свободных граждан.

Проходил процесс деградации нравственных ценностей. Тиберий Гракх, известный демократический деятель, защитник прав римского крестьянина, проезжая по долинам Этрурии, не мог сдержать слез, наблюдая то, что происходило в сельском хозяйстве. Прежние пашни были превращены в пастбища, рабы же в качестве пастухов и пахарей фактически всюду заняли места свободных работников.

ТОРГОВЛЯ.

Устойчиво в сущности несправедливое мнение, будто римляне едва ли не с презрением относились к торговле. Возможно, это имеет основание лишь применительно к ранним этапам истории Рима. В более позднее время коммерция и торговые операции стали не только уважаемыми, но и распространенными занятиями, приносящими прибыль. В эпизоде «Пир Тримальхиона» в романе Петрония «Сатирикон» говорится, как хозяин этого поражающего своим изобилием застолья, разбогатевший вольноотпущенник, сколотил огромное состояние благодаря выгодной купле-продаже. Купцы, торговцы – действующие лица многих комедий Плавта.

Как только Юлий Цезарь после изнурительной многолетней борьбы подчинил Галлию, захваченную территорию немедленно начали «осваивать» римские деловые люди. Историки Рима свидетельствуют:

Средиземное и Черное моря сделались сферой активного торгового мореходства, а римских купцов можно было встретить у самых экзотических народов на границах Империи, на территории современной Ирландии, в Аравии, в Тавриде, на Кавказе.

СЕМЬЯ.

В Древнем Риме семья как основа общества высоко почиталась; в дальнейшем, как будет показано, многое в этом плане изменилось в худшую сторону.

Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали «отеческими нравами». Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы.

Он был судией, и суровым, всех проступков, совершенных домочадцами. Считался главой семейного суда. Имел право лишить сына жизни или продать в рабство, хотя на практике это было исключительным явлением.

Знаменательно, что в своих поступках римляне базировались не только на требованиях закона, нормах морали. Важную роль играли для них исторические прецеденты, деяния легендарных героев.

Одним из них был Люций Юлий Брут

Под его водительством римляне добились изгнания последнего царя Тарквиния Гордого. После этого Люций Юний Брут стал первым римским консулом, однако через некоторое время знатные римляне составили заговор с целью возвращения Тарквиния; среди его участников оказались и сыновья Брута. Их умысел был раскрыт, заговорщики предстали перед судом. Второй консул и знатные римляне пребывали в нерешительности: как поступить – среди подсудимых были их родственники. Тогда Брут призвал ликторов, должностных лиц, выполнявших телесные наказания и казни. Он приказал ликторам сначала подвергнуть сыновей публичной порке, а затем, не проронив ни слова, наблюдал, как их обезглавили. Все это происходило на глазах римлян, собравшихся в суде, что вызвало не только ужас. Эта сцена стала беспощадным уроком: Брут поступил как государственный муж, показавший, что превыше всего, неизменно и безо всяких исключений, должны находиться интересы государства. Он также проявил себя как отец, суровый, не прощающий даже детям позорного проступка. Кстати, к этому древнему роду Брутов принадлежал не менее знаменитый Марк Брут, пламенный республиканец, участник убийства Юлия Цезаря, в котором он видел узурпатора власти, диктатора, поправшего принципы республики.

Однако суровость закона вступала в противоречие с обычаями, которые предписывали гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: «Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню». В числе семейных добродетелей особенно высоко ставилась преданность детей, как сыновей, так и дочерей, родителям.

На этот счет также сохранились поучительные предания и истории. Однажды в Риме народ решил сорвать триумфальное шествие в честь одного из консулов, принадлежащих к знатному семейству Аппиев Клавдиев. Основатель этого рода Аппий Клавдий Слепой был известным государственным деятелем, но один из его потомков, отличавшийся высокомерием, чем-то пришелся не по нраву римскому плебсу. Тогда его дочь, только что посвященная в жрицы, встала на колесницу рядом со своим отцом. Жрица считалась лицом священным, пользующимся непререкаемым авторитетом. Подобный поступок быстро утихомирил толпу, а ее отец получил традиционные знаки уважения.

МОРАЛЬ.

Неписанной нравственной заповедью, особенно в древние времена, была защита слабых и малоимущих.

Представители старинных патрицианских семейств, именуемые патронами, брали пол свое покровительство отдельных граждан: последние назывались клиентами.

Патрон был связан с клиентами определенными обязательствами, которые даже освящались религией. Позднее вольноотпущенники считали своего бывшего хозяина патроном. Последний мог оказывать клиенту разные виды помощи, в том числе денежной, выделить ему немного земли, способствовать получению просимой должности. Со временем система патрон – клиент менялась по своей сущности. В эпоху Империи богачи, утоляя тщеславие, стремились окружить себя толпой клиентов, которые с раннего утра осаждали дом патрона, ища подачек, бесплатного угощения, надеясь передать прошение и т. д. Доля клиента становилась унизительной, подогревала паразитические настроения в среде римского плебса. Эта тема возникает, как мы увидим, в произведениях ряда римских писателей: в романе Петрония «Сатирикон», в эпиграммах Марциала, сатирах Ювенала.

Мораль римлян в древнюю пору, зиждилась на некоторых незыблемых основаниях. Среди них существенным было понятие верности, или чести (fides). У римлян имелась особая богиня Верности, которой был посвящен храм на Палатинском холме. Человек принимал обет чести, прикоснувшись к богине правой рукой. После этого рукопожатие могло освящать заключение какого-либо договора. Римская история запечатлела немало легендарных примеров проявления верности.

Образцом верности стал римлянин Гай Фабриций. Во время войн с эпирским царем Пирром он был послан для ведения с ним переговоров. Этот человек, в высшей степени доблестный, но бедный, был авторитетом среди римлян. Его мнение было для них решающим. Оставшись с Фабрицием наедине, Пирр предложил ему в подарок золото, но, натолкнувшись на решительный отказ, стал убеждать, что это – отнюдь не плата за измену, но – выражение гостеприимства. Но это не возымело успеха. Тогда он решил ошеломить Фабриция невиданным животным, неожиданно подведя к нему слона, который громко затрубил, на что Фабриций хладнокровно заметил: «Сегодня вид этого чудовища смутил меня не больше, чем вчера – золото».

Спустя некоторое время война возобновилась. Фабриций стал римским командующим. Ему доставили письмо, написанное врачом царя Пирра, в котором тот предлагал с помощью яда уморить эпирского царя. Таким образом римляне могли избавиться от опаснейшего врага. Однако подобное вероломство возмутило честного Фабриция, который попросил товарища отправить известие Пирру с советом проявлять бдительность в отношении своего врача.

Последний был изобличен и сурово наказан. Пирр же в благодарность отпустил римских пленных.

В числе наиглавнейших римских добродетелей было и чувство долга.

«Я должен, значит я могу». Примерной считалась скромность, а точнее «бедность», тех национальных героев, высоких должностных лиц, которые находились у колыбели римской республики. Если в Рим прибывали иностранные послы, то из дома в дом для гостевого обеда переносили одну и ту же серебряную солонку. Считалось, что скромность в быту, «бедность» – первооснова добрых нравов отцов.

По мере развития римского общества все эти идеалы деградировали. Кризисные явления, как будет показано, неумолимо, как ржавчина, разъедали римское общество. Когда император Август апеллировал к достоинствам «доблестных предков», моральным ценностям «старины», когда законодательными мерами уповал вернуть римлян на путь добродетели, – успеха он не имел. Процесс был уже необратим.

ЖЕНЩИНА В РИМСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Возвращаясь к теме семьи, надо особо отметить роль жены и матери. Нарисовать некий «среднеарифметический» портрет римлянки – задача неблагодарная: велико разнообразие человеческих индивидуальностей. Если обратиться к юридическим документам ранней эпохи Рима, текстам законов, неписаным традициям, то положение женщины вряд ли можно признать завидным. Она пребывает в полной зависимости от отца и мужа; ее продают и покупают, как рабыню; к ней могут предъявить иск в суде; укрываясь от тирании мужа, она подвергается деспотичной опеке родственников. Однако если отвлечься от законодательных актов и опереться на реальную практику, то окажется, что все не так мрачно. «Это уже более не рабыня, беспомощная и угнетенная, – пишет историк античности Поль Гиро. – Это мать семейства, почитаемая рабами, клиентами и детьми, пользующаяся уважением мужа, любимая всеми, хозяйка своего дома; ее влияние проникает даже на площадь народного собрания и в курию сената».

Не в пример греческим женщинам, «замурованным» в гинекее, римлянки обладали гораздо большей свободой. Они посещали театры, праздники, занимали достойное место за пиршественным столом. Мать семейства главенствовала в так называемом атриуме, центральном помещении, где собирались домочадцы. Новобрачная, входившая в атриум, тем самым разделяла с мужем все его права. Одна из древних формул гласила: «Там, где ты хозяин, там я буду хозяйкой». Знаменитый римский государственный деятель Катон Старший перефразировал изречение в более шутливой форме: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен».

ГЕРОИНИ.

Римская история сохранила немало волнующих эпизодов, зачастую легендарных, герои которых – женщины, отмеченные нравственным благородством, мужеством, готовностью к самопожертвованию во имя любви к близким, детям, родине. Они способствовали славе Рима наравне с его воинами.

Согласно одной из легенд, к северу от Рима обитало италийское племя сабин, занимавшееся в основном скотоводством. В царствование Ромула в Риме ощущалась острая нехватка женщин. Тогда Ромул устроил игры, на которые пригласил представителей сабинов. Во время игр произошло похищение сабинянок римлянами. Это послужило причиной разразившейся войны между Римом и племенем сабинов. В разгар битвы сабинянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражавшимися и, рискуя жизнями, принудили их к заключению мира.

Другой эпизод, характеризующий благородную роль женщин, связан с одним из легендарных героев Рима Гнеем Марцием Кориоланом. Выдающийся полководец, человек мужественный и бескорыстный, он одержал ряд побед, завоевал город племени вольсков – Кориолы, за что и получил имя Кориолан. Убежденный аристократ, Кориолан был непримиримым врагом римского плебса и в конце концов был изгнан из города. Как когда-то Фемистокл, победитель при Саламине, перешедший из-за обиды к персам, так и Кориолан, движимый подобным чувством, бежал к вольскам и выступил вместе с ними в поход против Рима. Тогда на поле боя явилась мать Кориолана, Вентурия, и его жена Волумния, жившие в Риме, и страстной мольбой побудили его отступить от города. Когда Кориолан попробовал объяснить Вольским войскам свой поступок в Народном собрании, те забросали его камнями. Нравственные коллизии, пережитые Кориоланом, запечатлены в искусстве. Он – герой одноименной трагедии Шекспира и увертюры Бетховена.

Трибун Лициний Столон, прислушавшийся к советам своей честолюбивой и дальновидной жены, провел знаменитый закон, предоставляющий равные права патрициям и плебеям, что явилось выдающимся достижением римской демократии. В истории осталось имя римлянки Корнелии, принадлежавшей к знаменитому роду Корнелиев. Оставшись вдовой после смерти мужа Семпрония Гракха, она отвергла предложение египетского царя Птоломея стать его женой и посвятила себя воспитанию двух сыновей, Тиберия и Гая Гракхов, ставших выдающимися демократическими вождями, снискавшими славу благородством и народолюбием.

Развитие римского общества было связано с процессом эмансипации женщин, который заметно убыстрился в период Империи. Женщины стали активно влиять на политику, оказались замешаны в сложные комбинации и интриги. Историк Тацит упоминает одного преуспевающего чиновника, таланты которого сводились к умению завоевать симпатии прекрасного пола. Сенатор Цецина Север, известный суровым нравом, сетовал по поводу того, что женщины – причина многих злоупотреблений: «…С тех пор, как они были освобождены от уз, которыми предки полагали необходимым их связывать, женщины царствуют в семье, в суде и в войсках». Римляне долгое время культивировали уважительное отношение к браку, как «слиянию двух жизней». Известны слова благородной Порции, жены Марка Брута: «Я вышла за тебя замуж, чтобы поделить с тобой счастье и несчастье, которые выпадут тебе в жизни».

Существенным фактором становится рост экономической самостоятельности женщин в Риме, что, естественно, сказывается на всем их образе жизни. Складывается, например, прослойка женщин-юристов, которые ведут дела и заведуют имуществом богатых дам. Не обладая правом голоса, женщины могли агитировать за того или иного кандидата. Им разрешалось выступать и в качестве благодетеля города, жертвовать деньги на храмы, портики. Сохранилось постановление в честь знатной матроны, которой за ее «спонсорские» деяния присвоили звание «покровительницы города».

Попытаемся представить себе внешний вид римской матроны.

(у детей она была окаймлена пурпурной полосой и называлась тога претекста), то женщины тунику: это была рубашка, плотно облегавшая тело и доходившая до колен. На тунику набрасывалась стола, похожая на хитон гречанок. Выходя из дома, дамы надевали палла – плащ в виде гиматона.

Обувь римлян по-своему отражала иерархическую структуру общества. Форма, высота и цвет характеризовали социальный статус человека. На статуях матрона изображена в закрытой обуви; она носила башмаки из тонкой кожи самых разнообразных цветов, чаще всего белой. Женщины надевали также сандалии.

РИМСКАЯ МАТРОНА: ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ.

Отправляясь ко сну, состоятельная римлянка обычно покрывала лицо тестом из вымоченного в молоке ослицы хлеба. За ночь такая мазь высыхала, так что утром казалось, что на ее лице коричневый гипс, покрытый трещинами. Просыпаясь, матрона поступала в распоряжение нескольких служанок. Одна из них осторожно снимала корку с лица госпожи и наносила на него румяна. Другая накладывала грим на лицо, третья красила брови жидкостью, составленной из свинца, сурьмы и висмута.

По поводу женских косметических ухищрений поэт Марциал ехидно замечал: «Галла, ты являешь собой сплошной обман: в то время как ты живешь в Риме, твои волосы растут на берегах Рейна. Вечером, снимая свои шелковые одежды, ты снимаешь также и зубы; две трети твой особы на ночь запирают в ящики. Твои щеки, твои брови – дело рук твоих рабынь».

Волосы завивались, в них вплетались красивые искусственные пряди, которые прикреплялись золотыми заколками. Причесывание матроны обычно заканчивалась тем, что волосы умащались восточными эссенциями. Как заметил другой писатель эпохи Империи, Анней Лукан: «Приблизившись к женщине, думаешь, что очутился среди благовоний счастливой Аравии». После этого матрона внимательно рассматривала себя в зеркале, которое держали рабыни. Зеркала в ту пору делались не из стекла, а представляли собою полированные пластинки из металла.

Потом подвергались обработке ногти госпожи; этот процесс был длительным и основательным, поскольку перчаток в ту пору не носили. Затем следовало облачение госпожи в роскошные одежды, из шкатулок извлекались украшения: нитки жемчуга, браслеты, кольца. Всего матрона могла носить до 16 колец, по два на каждом пальце; лишь средние оказывались не «окольцованными». После завершения туалета и облачения матрона считалась готовой к выходу.

Для богатого римлянина жена, да и к тому же молодая и красивая, была дорогим и хлопотным удовольствием. На этот счет комедиограф Плавт вложил в уста своей героини Адельфасии из комедии «Пуниец» такие слова:

Кто хочет спознаться с большою заботой.

Корабль тот и женщину пусть добывает,

Две вещи. Нигде не найдется похуже

Заботы, чем с ними. Начнешь снаряжать их —

Никак не снарядишь достаточно, вдоволь,

Все мало, ничем не сумеешь насытить.

«гастрономического» примера:

Мы, женщины, то же, что и рыба в рассоле:

Без всякой приятности рыба, без вкуса,

…………………………………………

Мы, женщины, той же

Породы: совсем неприятны, невкусны

Без трат на наряды.

Важнейшим моментом в распорядке дня знатной матроны была прогулка. Излюбленным местом променада считалась Аппиева дорога в пригороде Рима. Светские дамы выезжали туда обычно в роскошных экипажах с позолоченной сбруей. Подобные прогулки были для римлян, мужчин и женщин, не только светским времяпрепровождением, возможностью показать себя; в это время они обменивались полезными новостями, завязывали нужные знакомства.

Помимо прогулок излюбленным развлечением матрон были театры. Однако последние не только развлекали, но и таили немало соблазнов, поскольку предоставляли возможности для всякого рода знакомств. В отличие от греческих мужчин, пировавших не с женами, а с гетерами, римлянки обычно присутствовали на застольях вместе с мужьями. Вначале они сидели за столами, а позднее им уже разрешалось возлежать рядом с мужчинами.

Многие римлянки из знатных семей уделяли немало времени самообразованию, чтению, хорошо разбирались в искусстве. Образованные женщины вызывали уважение. Правда, не у всех. Считалось, что женщинам не следует, например, заниматься философией – это чисто мужское дело; Ювенал выразился определенно: «Женщина не должна иметь своей энциклопедии в голове, не должна понимать всего в книге».

3. Религия.

Римляне – люди практической деловой хватки. И тем не менее религия всегда играла в их жизни значительную роль, буквально пропитывая все стороны их жизни, особенно на ранней исторической стадии. И вместе с тем на самом характере религиозных верований, на обрядности лежала печать практицизма, некоторой прагматичности. Религия была ориентирована на конкретную жизненную практику, регулировала поведение человека. Наверное, к римлянам можно применить нашу известную пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай».

РЕЛИГИЯ В БЫТУ.

Религиозный элемент присутствовал уже в доме римлянина, где проходили богослужения, в его очаге, в стенах, дверях. В комедии Плавта «Кубышка» упоминается бог домашнего очага Лар, существовавший еще у древних этрусков. Практически едва ли не любая деталь бытового уклада, начиная с утреннего пробуждения и кончая отходом ко сну, освящалась определенным религиозным обрядом.

«Каждая трапеза – религиозный акт, в котором принимают участие и домашние божества. Рождение, принятие в семью, совершеннолетие, свадьба, а также годовщины этих событий – все это торжественные религиозные обряды. Вне дома он (т. е. римлянин) не может сделать шагу, чтобы не встретить какой-нибудь священный предмет: то это часовня, то место, куда некогда ударила молния; иногда он должен сосредоточиться, отвлечься от всего земного и сотворить молитву, иногда отвернуться и закрыть лицо, чтобы не увидеть какой-нибудь зловещий предмет».

Вот что пишет выдающийся римский оратор Цицерон: «Ответ гадателя, наблюдение над жертвой, случайно услышанное слово, пролетевшая мимо птица, встреча с халдеем или с парусником, блеснувшая молния, раскаты грома, удар молнии, даже самый незначительный, самый обыкновенный случай, если только мы почему-нибудь увидим в нем знамение, – все это смущает нас и тревожит. Сон, по-видимому, должен был быть для нас временем отдыха, а между тем, именно сны служат чаше всего поводом наших беспокойств и страхов».

Существовало огромное количество сельских праздников. Жатва, подрезание виноградных лоз, созревание колосьев – все должно было быть особо отмеченным, причем сопровождаться жертвоприношениями. Римлянину надлежало держать в памяти всякого рода разнообразнейшие приметы, предзнаменования, вещие сны, сакраментальные слова, которые он не должен был произносить, зароки и запреты, амулеты, заговоры, страхующие от пожаров, напастей и болезней. Дурное предзнаменование могло заставить изменить маршрут или отказаться от хорошо продуманного плана действий.

РИМСКИЙ ОЛИМП.

Обиталище богов у римлян не было столь красочно и пышно, как у греков. Главные боги соответствовали греческим: Юпитер – Зевсу, Венера – Афродите, Марс – Аресу, Юнона – Гере, Минерва – Афине. Юпитер, Юнона и Минерва были почитаемы прежде всего патрициями. Крестьянам же были особенно любезны боги, «курировавшие» земледелие: Церера (Деметра), Либер (Дионис), женская ипостась Либера (Персефона). Особенно чтим был бог войны Марс, которому служили 24 жреца. Почитание Марса понятно, если вспомнить, какую роль играли деяния на поле брани у римлян.

Помимо названых главных богов, ведавших «общими» вопросами, существовало «отвечали» за конкретные аспекты человеческого бытия, начиная с рождения до смертного часа. Были, например, богини, сферой которых был мир только что увидевшего свет младенца: одна из богинь (Партула) присутствует при первых родах, другая (Лусина) заведует рождением, третья (Диеспитер) дарует ребенку свет, четвертая (Витумнус) – жизнь, пятая (Сентинус) – чувства, шестая (Ватикаунс) открывает ребенку рот и производит первый крик. Данным перечислением указанный список не исчерпывается. Узкая «специализация» божеств удивляет: конкретные боги помогают издавать первые звуки, учат словам, развивают ум и здравый смысл, наделяют сметкой, даруют мудрые советы, возбуждают мужество, помогают продолжить начатое дело и т. д. Римское богословие было столь развито и детализировано, что человек буквально ни одной минуты своей жизни не мог пребывать вне заботы богов. Поражает изобилие богов, «обслуживающих» такие сферы, как семья или брачная церемония, взаимоотношения супругов. Были богини, отвечавшие за приданое, помогавшие преодолеть нужду, избавлявшие от бесплодия, и даже те, к кому возносились молитвы во время супружеских размолвок.

Своеобразие религии римлян и в том, что их Олимп постоянно дополнялся божествами покоренных племен и народов. Он рос вместе с расширением границ Рима. Это также было свидетельством несокрушимой мощи растущего государства. Прибывавшие отовсюду в Рим рабы приносили свои религиозные культы и верования.

ОБРЯДНОСТЬ.

Римская религия вырастала из сложнейшей системы обязанностей и правил. Требовалось безусловное выполнение всех деталей. Если римлянин обращался к небу с какой-нибудь просьбой, то он должен был точно знать, к какому богу она адресуется. Кроме того, бытовали жестко закрепленные словесные формулировки, определяющие, в каких выражениях просьба должна быть изложена. В противном случае божество могло просто проигнорировать просьбу. Римлянин словно бы обращался не к божеству, а в некую государственную инстанцию, к конкретному чиновнику, не возносил молитву, а адресовал прошение, составленное по зафиксированному канону.

обрядность игнорировала душевное состояние молящегося. Не принимались в расчет искренность, истинность его веры. Главным было неукоснительное следование букве обряда. Благочестивым считался тот, кто преуспел именно в этом плане. Боговдохновенность же, религиозный экстаз вызывали подозрительное отношение. Идеалом римлян был «порядок во всем», а следовательно, душевная умиротворенность. Наиглавнейшей добродетелью считалось благочестие. Оно даровало человеку счастье. Герой национальной римской эпопеи «Энеида» Вергилия Эней, считавшийся основателем Рима, обладавший многими достоинствами, был, прежде всего, благочестив. Октавиан Август, обожествленный при жизни, являл образец благочестия.

Практицизм характеризовал и отношения римлянина с богом. Римлянин словно бы покупал благоволение небес молитвами и жертвоприношениями; последние были строго регламентированы.

По ритуалу для Юпитера закалывался вол, а не бык; нарушение этого порядка квалифицировалось как большой грех. Церере, богине плодородия, приносили в жертву кабана, который считался врагом жатвы; Либеру, богу оплодотворения, – козла, разоряющего виноградники; Прозерпине, богине подземного царства, – корову, непременно бесплодную. Существовали специальные орудия и способы заклания жертвы. Боги благоприятствовали тем, кто им больше поклонялся. Римлянин словно бы заключал с богами договор или даже деловое соглашение. И в ответ на молитвы, а также пожертвования в храмы надеялся на адекватное вознаграждение со стороны богов. У римских богов не было той поэтичности, красоты, которая отличала обитателей греческого Олимпа. Рим не создал богатой и многокрасочной мифологии, способной сравниться с эллинской.

РЕЛИГИЯ И ГОСУДАРСТВО.

Еще одна – ее подчиненность государству. Она являлась одной из опор государственной политики. Государство властвовало и над умонастроениями граждан, и над их совестью. Отправление различных религиозных празднеств относилось к прерогативе сената. Коррективы в обряды или религиозную службу дозволялось вносить исключительно государственным инстанциям, прежде всего сенату.

Религиозные обязанности исполнялись жрецами. Коллегию высших священнослужителей составляли понтифики, высшие авторитеты в римском религиозном культе, отвечавшие за составление календарей, обряды, жертвоприношения, погребальный процесс. Однако им воспрещалась любая инициатива вне государственных решений. Император Август, объединивший в одном лице едва ли не все известные должности, был верховным понтификом и специально формулировал религиозную политику в Риме. Наделенные по занимаемой должности властью жрецы считались верными помощниками государства. Вот некоторые предписания римской религии:

К богам да приближаться в чистоте, проникшись благочестием;

Да не будет ни у кого отдельных богов, ни новых, ни чужестранных,

кроме тех, которые признаны государством…;

Да сохраняются нерушимо обряды семьи и предков;

Да совершаются ежегодно торжественные приношения;

Нечестивый да не дерзает пытаться дарами смягчить гнев богов;

Добрых людей, взятых смертью, да чтят за богов;

пусть сократят расходы на них и печаль.

ВЕСТАЛКИ.

Особенно значима для римлян была богиня Веста, покровительница домашнего очага и римской общины.

В ее храме в Риме поддерживался вечный огонь. Веста соответствовала греческой богине Гестии, дочери Кроноса и Реи, покровительнице огня, которая объединяла общество людей в единое целое. Жрицами храма Весты были весталки: всего их было шесть. Для посвящения в весталки отбирались девочки от 6 до 10 лет, безукоризненного поведения и безупречной внешности, как правило, дочери знатных родителей.

– их закапывали живьем в землю. Вместе с тем обязанности весталки считались исключительно сакраментальными. Если преступник встречал на дороге весталку, то подлежал освобождению. Тридцатилетний срок службы делился на три периода по десять лет каждый. В первое десятилетие весталка училась у подруг; во второе – исполняла обязанности весталки; в третье – обучала тех, кто вступал на эту стезю. Когда весталка возвращалась к мирной жизни, то была окружена почетом. Весталки щедро одаривались, обычно бывали богаты, владели домами, поместьями.

ЮПИТЕР КАПИТОЛИЙСКИЙ.

В честь богов воздвигались храмы. В эпоху императорского Рима это были роскошные сооружения из мрамора. Они имели целью не только восславить богов, но и подчеркнуть авторитет и силу государственной власти. Одним из самых монументальных был храм Юпитера Капитолийского: он возводился на Капитолийском холме в Риме в течение долгих лет, не раз горел, пока при императоре Домициане не был сложен из мрамора и роскошно отделан мозаикой и барельефами. Внутри храма было сосредоточено огромное количество бесценных приношений как от частных граждан, так и от иностранных царей и властителей: там были сосуды; изделия из золота и серебра; слитки; священные предметы. Император Август как-то пожертвовал храму пять тысяч килограммов золота! Вокруг храма были установлены многочисленные статуи как богов, так и выдающихся деятелей римской истории. На холме находились и другие храмы и святилища: среди них были храмы Верности, Чести и Мужества, храм Юпитера Гремящего и др.

Капитолийский холм был не только своего рода религиозным центром Рима, но и символом его политического и военного могущества.

4. Образование.

Как и греки, римляне утверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Дух и история римского общества требовали, чтобы молодой римлянин имел мужественное, крепкое тело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться законам. В суровых испытаниях гражданин не должен был пасть духом. Так случалось не раз, особенно в пору Пунической войны, когда римляне после поражений от Ганнибала оказались в отчаянном положении, но выказали завидную жизнестойкость и отвагу. Однако ориентация на бойцовские качества имела и свою негативную сторону: делался упор на сугубо практические цели. В этом плане римляне были чем-то близки к спартанцам. Эстетическое воспитание не играло у них существенной роли, тонкие психологические нюансы индивида особенно не учитывались. Правда, в дальнейшем, во многом благодаря греческому влиянию, общеобразовательные идеи обрели большую значимость.

Воспитание и образование носили частный характер. В домашних условиях воспитание осуществлял раб, которого называли «педагог» (paedagogus). Школьное образование обычно строилось по трем главным ступеням.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.

В начальной школе обучали чтению, письму и счету. Здесь в роли учителя нередко выступал вольноотпущенник или гражданин из низших слоев общества. На первых порах ученикам предлагали отрывки из законов, которые механически зазубривались. Начальная школа отличалась бедностью: это была комната, в которой имелись лишь стол и скамьи. Иногда урок переносился на открытый воздух, учитель вместе с детьми мог отправиться за город или в парк. Для письма использовалась дощечка, намазанная воском, на которой писались слова и предложения с помощью палочки с заостренным концом, именуемой стилосом.

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ.

Второй этап школьного обучения продолжался в школе грамматики и охватывал детей, примерно, с 12–13 до 16 лет. Это было уже более обустроенное помещение, в котором имелись бюсты и барельефы прославленных поэтов, а также живопись, в основном на сюжеты гомеровских поэм. Главное внимание в данной школе уделялось чтению и толкованию поэтических текстов. Преподавание велось на латинском языке. Греческие авторы читались в переводах, во многом несовершенных, а также подражаниях, например . Когда в школах ввели греческий язык, то Гомера, Гесиода, Менандра читали хоть и в извлечениях, но уже в подлиннике. Знакомились и с римскими авторами – Вергилием, Горацием, Овидием. В качестве филологических предметов изучались грамматика, комментарии и критика текста, стихосложение и собственно литература, т. е. биографии писателей, их произведения. На занятиях чаще всего звучала речь преподавателя; ученики старались лишь записать услышанное. Что до негуманитарных предметов, например математики и геометрии, то они обычно осваивались в незначительном и примитивном объеме.

ШКОЛА ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ.

Достигнув 16 лет, юноша поступал (правда, это касалось далеко не всех учеников) в школу третьей ступени, к ритору, которому вменялось готовить ученика к деятельности судебного или политического оратора. Обычно ученики должны были составлять сочинения в форме речей, разрабатывая в них какой-либо известный литературный или мифологический эпизод. Это могла быть речь Медеи, вознамерившейся убить своих детей; Ахилла, изливающего гнев на Агамемнона, отнявшего у него пленницу Брисеиду.

Ученикам предлагалось сочинить обвинительную речь, осуждающую какой-либо порок: скаредность, лихоимство, святотатство и т. д. От них требовалось продемонстрировать умение убедительно произнести написанное, показать хорошую дикцию и искусство жестикуляции. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающих ораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству.

РИМЛЯНЕ В АФИНАХ.

Состоятельные родители после завершения учебы у ритора могли отправить своих чад для дальнейшего углубления знаний и совершенствования умений за пределы Италии, прежде всего Грецию, Афины, Митилену, Александрию. Там они получали возможность совершенствоваться под руководством выдающихся философов и мыслителей.

Местом паломничества была Академия наставника. Одновременно студент пребывал в безусловном подчинении у своего главного профессора, которому вменялось быть внимательным, заботливым и одновременно взыскательным, умеющим поддержать свой авторитет.

Студенты образовывали своего рода землячества выходцев из одной местности. Обычно они старались группироваться вокруг преподавателя, также своего земляка.

Были среди студентов и такие, кого больше влекли веселые пирушки и забавы с гетерами, чем ученые книги. Но из Академии вышло немало знаменитостей. Вообще же, для римлян, особенно художников слова, поездка в Грецию, приобщение к эллинской культуре, как правило, становились важнейшим фактом биографии: стоит вспомнить о Вергилии, Горации, Овидии…

5. Рабство.

Рим был огромным рабовладельческим государством. В нем получило развитие крупное рабовладение, которое было поднято на новую ступень, приобрело исключительный размах. Уделом рабов были самые тяжелые работы. Катон Старший, крупнейший римский писатель и общественный деятель, разделял убеждение: рабам не надобно ничего знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до смертного часа. Рабы использовались в самых разных производствах: в рудниках и каменоломнях, в стеклодувном деле, в керамике, на строительстве дворцов и храмов. В Риме, особенно в пору Империи, обращение с рабами было, пожалуй, более жестким, чем в Афинах: раба можно было продать, кастрировать, сдать в наем в публичный дом, превратить в гладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем был римский император; иногда он позволял себе назначать своих бывших отпущенных на волю рабов на высокие государственные должности.

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ.

У рабства было два источника. Первый – это рабство по рождению. Даже если отец родившегося у рабыни ребенка был свободный, ребенок все равно оставался рабом и лишался гражданских прав. Во-вторых, рабом мог стать военнопленный или моряк, захваченный пиратами. Рабы приравнивались к товару, ими торговали на рынках, выставляя как вещь. Соответственно рабам старались придать товарный вид: им надлежало выглядеть крепкими, моложавыми, ухоженными. От этого зависела цена.

У богатого римлянина имелись свои домашние рабы. Они заведовали мебелью, гардеробом, серебром, являлись слугами, работали в банях – банщиками и истопниками, в больницах – санитарами, прислуживали за столом. Существовала целая иерархия кухонных служителей. Свой штат рабов был у хозяйки лома: кормилица, повивальная бабка, носильщики и др. По словам упоминавшегося комедиографа на долю прислуги выпадало «прясть, молоть, колоть дрова, мести и получать палочные удары». Поскольку выезд в свет для состоятельной матроны был делом престижа, то ее обычно сопровождала свита особо привилегированных рабов: курьеров, лакеев, вестников, а также молодых красивых рабов-юношей, изящно одетых. Они образовывали как бы почетную стражу.

Рабы держались в повиновении под страхом сурового наказания. В распоряжении хозяина был необходимый набор орудий: розги, палки – обычная и с острым наконечником, плеть, ремень. Имелись специальные кандалы для рук и ног. Раба можно было сослать в деревню, где он должен был обрабатывать землю с кандалами на ногах. Еще более безжалостной карой считалась отправка на рудники и в каменоломни. Иногда наказание раба должно было служить средством устрашения для других.

Известен трагический эпизод, когда в 61 г. н. э. префект Рима Педаний Секунд был убит одним из своих рабов. В соответствии с древним римским обычаем все рабы, жившие у убитого под одной крышей, подлежали казни. А их было четыре сотни. Когда слух о массовой казни распространился по Риму, собралась огромная толпа, готовая защитить невинных. В городе возникла опасность мятежа. Вопрос обсуждался в сенате. Некоторые высказывались против подобной чрезмерной строгости. Но большинство ратовало за массовую казнь. Их точку зрения озвучил сенатор Гай Кассий: «…Теперь, когда у нас в качестве рабов появились целые племена, из которых каждое имеет свои обычаи…, теперь уж ничем, кроме страха, не удержишь этого сброда. Вы скажете, что при этом пострадают несколько невинных!.. При всяком великом деле совершается известная несправедливость, но несчастье некоторых с избытком компенсируется благополучием всех». Поистине, в этой циничной логике – предвосхищение тоталитарных доктрин XX века, философии массовых репрессий, которая определяется формулой: «Лес рубят – щепки летят».

ЭКСПАНСИЯ РИМА И РАБСТВО.

В результате территориальных «приобретений» захватывалось множество людей, в том числе военнопленных, которые использовались в качестве главной экономической силы. Менялся облик столицы государства.

По словам Т. Моммзена, «нигде не скоплялись такие массы рабов, как в столичных дворцах знатных семей или богатых выскочек».

Деморализация, неразлучная с отсутствием свободы, ужасающие противоречия формального и реального закона более всего проявлялись в городском рабе. Он имел некоторое образование и был в лучшем положении, чем раб-земледелец, возделывающий поле в цепях, подобно скованному волу. «Оглянись на эту массу людей, – писал о домашних рабах философ Сенека. – Их не вмешают даже дома безмерного города». Рим все больше, превращался в мегаполис – город рабов.

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ.

Тримальхиона, выведенного в романе Петрония «Сатирикон». Вообще же, вольноотпущенники составляли значительный слой, до 1/6 населения страны.

В столице они нередко избирали карьеру чиновников. Работали они и в театре в качестве мимов, некоторые стали известными актерами. Принимали они участие и в обучении молодых римлян, из их среды вышло немало известных писателей, историков: Ливий Андроник, Теренций, Федр, философ Эпиктет и др. Сыном вольноотпущенника был и великий римский поэт

Особую прослойку составляли вольноотпущенники императора, в руках которых нередко были сосредоточены нити управления государством. Некоторые из них пользовались доверием принцепса и находились в курсе его амурных дел и дворцовых интриг. Вольноотпущенник Полибий при Клавдии ведал, например, приемом прошений и жалоб. Важную роль при этом императоре играли и другие энергичные вольноотпущенники, в частности Нарцисс и Паллант: они активно помогали Клавдию в решении государственных проблем.

Образы рабов, по преимуществу домашних, присутствуют в римской литературе, в частности в драматургии

Плавта и Теренция, (в таких комедиях, как «Раб обманщик», «Хвастливый воин»).

6. Государство.

Свои победы на поле брани римляне одерживали не только благодаря доблести, но и за счет высокой организации. Римляне считали свое государство наиболее совершенно и разумно устроенным. Древнегреческий историк Полибий в своей сорокатомной «Всемирной истории» доказывал, что господство над другими народами Риму обеспечила его государственная система.

РЕСПУБЛИКА.

«республика» (respublica) означает «общее дело»; в него вкладывалось современное представление о государстве. Оно противопоставлялось понятию «частное достояние» (res privata). Республика позволяла учитывать интересы всего римского народа.

В понятии «республика» присутствовало два главных взаимосвязанных элемента, права, закона и свободы; с другой – определенные государственные органы.

«римский народ» (populus romanus), что долженствовало обозначать общность всех граждан государства, патрициев и плебеев. Хотя юридически все граждане были равны, римское общество делилось на сословия. Два из них были высшими: сенатское и всадническое, его члены обладали особыми правами и привилегиями.

ТРИ ФОРМЫ ВЛАСТИ.

В годы республики сформировались три основные формы власти, которые как бы взаимно уравновешивали друг друга: это то есть носители исполнительной власти, прежде всего консулы, народные трибуны.

Суверенитет гражданства выражался в формуле «сенат и римский народ». Эта формула «S. P. Q. R: Senatus populusque romanus» воспроизводилось на монетах.

Должностные лица выбирались на определенный срок.

народное собрание, существовавшее в трех формах. Древнейшими были наделявшие военной властью (imperium). Кроме того, имелись центуриатные комиции, в компетенции которых было объявление войны или мира, принятие законов, организация суда. В ведение трибутных комиций

ВЫБОРЫ.

Во время выборов богатые и знатные пользовались фактическими преимуществами и обычно занимали выборные должности. Римляне, как правило, отдавали свои голоса патрициям или знаменитым плебеям, резонно полагая, что управление надо доверять людям благородного происхождения и опытным.

Вместе с тем, соискатели высших должностей должны были выказывать народу свое уважение, а в канун выборов демонстрировать это настойчиво и красноречиво.

Цицерон в сочинении «О домогательстве консула» писал: «Два средства, необходимых для успеха, имеет в виду каждый кандидат: преданность друзей и расположение народа. Первое является следствием благодеяний, одолжений, старинных связей, естественной услужливости, любезности…Всегда держи в мыслях и в памяти его Италию…чтобы не осталось ни одной муниции, колонии или префектуры, одним словом, ни одного уголка, где бы ты не обеспечил себе достаточной поддержки… ты многих знаешь по имени, сделай так, чтобы это было замечено, и постарайся удлинить список таких людей, ничто не способствует в такой мере популярности кандидата».

«обхаживания» избирателей становились прогулки по Форуму. Соискатели пожимали руки гражданам, запросто с ними беседовали, некоторых (по подсказке раба) называли по имени, просили о поддержке.

В общении с избирателями надлежало быть любезным. Рассказывают о следующем случае. Знатный патриций, пожимая руку какому-то крестьянину, обратил внимание на его мозоли и спросил шутливо, не ходит ли этот человек на руках. Подобная неуместная шутка немедленно стала известной и обидела плебеев, которые в отместку провалили этого кандидата на выборах.

МАГИСТРАТЫ.

Должностные лица, осуществлявшие в Риме исполнительную власть, именовались магистратами. Высшими среди них были два консула, которые избирались на один год.

– курульное кресло.

Во время исполнения служебных обязанностей консула сопровождало 12 ликторов, которые носили на плечах фасцы. Так назывались связки прутьев, за пределами города в них вкладывались топоры. Эти орудия символизировали право консула наказывать граждан, сечь их и даже казнить. Консулы наделялись особым знаком империумом (от лат. imperium – полнота власти, полномочия). Подобный знак достоинства и власти вручался народным собранием. Многие видные деятели Рима занимали консульские должности: среди них Юлий Цезарь и

Судами руководили преторы (от лат. prae-ire – идти впереди), которые могли замещать консула во время его отсутствия, а также командовать одним легионом. Число преторов достигало шести. Престижной считалась и должность цензора (от лат. census – подсчет, оценка), не только сидевшего в курульном кресле, но и облаченного в пурпурную тогу. Цензор ведал как вопросами имущества, так и нравами римских граждан. Проявление трусости на поле боя, недостойное поведение и другие проступки подлежали наказанию. Сенатора могли лишить его места, представителя сословия всадников – его коня. Провинившийся плебей заносился в позорный список.

Цензоров нередко выбирали из бывших сенаторов сроком на пять лет. Среди должностных лиц были эдилы (от лат. aedes – храм), отвечающие за строительство, состояние улиц, храмов и рынков, раздачу хлеба, проведение общественных игр и охрану государственной казны; квесторы (от лат. quaestores – изыскатель), в компетенции которых было состояние казны, финансовое управление городов и провинций.

должностное лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями. Он предлагался одним из консулов, согласовывавшим данную кандидатуру с сенатом. Но диктатор не мог выполнять свои обязанности более 6 месяцев: таким образом, в период ранней республики римляне стремились застраховаться от угрозы того, что один человек мог стать неограниченным властителем. Когда в период кризиса Республики (I в, до н. э.) диктаторами стали сначала Сулла, а потом Юлий Цезарь,

СЕНАТ.

Совет старейшин (senex) – был важнейшим государственным учреждением Рима в период Республики.

Он являлся своеобразной концентрацией политической силы и опыта. Численность сената менялась; во время ранней Республики в него входило 300 членов, «отцов», среди которых были «почетные» магистраты. Могли в него входить «низшие» магистраты (народные трибуны, квесторы, эдилы, градоначальники). В число сенаторов первоначально включались представители знатных, прославленных, исконно римских семей; позднее, в эпоху Империи, там могли оказаться видные влиятельные провинциалы. Среди сенаторов были группы с разной степенью влияния. Имелись, например, сенаторы «пожизненные». Сенаторы «первого ряда» носили тогу с алой каймой, золотое кольцо и сапоги красного цвета; те же, кто были рангом ниже, носили светлые тоги и сапоги из черной кожи. В сенате обсуждались важнейшие государственные дела, принимались законы и постановления, осуществлялся контроль за деятельностью магистратов, формулировалась внешняя и внутренняя политика. Если в период Республики авторитет и значимость сената были высоки, то в эпоху Империи этот символ республиканской законности неумолимо утрачивает свою роль и независимость. Он остается лишь декорацией, оказавшись в зависимости от своеволия императоров, утверждавших авторитарный, деспотический стиль правления.

РИМСКОЕ ПРАВО.

«римское право». Это важнейшая часть духовного наследия римлян, которое переходит из поколения в поколение. До сих пор подготовка юристов, законоведов на серьезном университетском уровне включает непременное изучение римского права.

Оно охватывает с предельной обстоятельностью и конкретностью все стороны жизни римлянина: организацию и функционирование государственных институтов, права и обязанности граждан, отношения экономические, семейные, наследственные и т. д. Римляне считали, что есть законы божественные и вытекающие из них законы человеческие. Люди регулировали свою жизнь на земле. Многие принципы римского права сохраняют свою значимость и поныне.

Выдающийся римский оратор Цицерон в своем трактате «О законах» сформулировал принципы политической жизни своих соотечественников. Некоторые звучат следующим образом:

Приказания да будут сообразны с законом и граждане да повинуются им скромно и без отказа;

Военачальники, должностные лица, послы пусть отправляются из Рима по решению сената и по приказу народа, пусть справедливо ведут они правые войны, щадят союзников, сдерживают себя и своих, увеличивают славу своего народа и со славой возвращаются домой;

Не была забыта и проблема коррупции:

Пусть не издают специальных законов в угоду отдельным лицам…;

Подарков пусть никто не принимает и не дает ни при искании должности, ни при отправлении ее, ни при отбытии ее срока.

Уклонение от этих и им подобных правил должно было повлечь наказание как за совершенное преступление.

Таковы некоторые особенности жизненного уклада римлян, их традиций, морали, религиозных верований, образования, общественной и государственной системы. Все это не могло не сказаться на характере созданного ими словесного искусства. Конечно, на фоне гениальных эллинов достижения римлян на ниве изящной словесности выглядят скромнее. К тому же многообразное и интенсивное влияние литературы древнегреческой на римскую – несомненно. Об этом с неизбежной благодарностью свидетельствуют сами римские писатели.

И все же предстоит оспаривать мнение тех исследователей, которые, в сущности, отказывают римской литературе в оригинальности. Для них она не более чем бледная копия литературы греческой. Однако римская литература отмечена некоторыми специфическими идейно-тематическими и эстетическими особенностями.

Какие черты самобытности в римской литературе выделяются с очевидной рельефностью?

римская литература, писавшаяся на латинском языке, заметно тяготеет к жанрам, связанным с практической жизнью. Эпос считался высоким жанром, он служил для прославления подвигов не только мифологических, но и исторических героев, а главное – для возвеличивания римской государственности. Так были задуманы «Анналы» Энния и, конечно же, знаменитая «Энеида» Вергилия с ее открытой тенденциозностью и «заданностью» в противовес гомеровской объективности.

Театр несколько утратил активную воспитательную функцию, присущую ему в эпоху Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Он в значительной мере служил наряду с другими зрелищами и пышными празднествами, особенно в эпоху Империи. Вместе с тем римская комедия, ориентируясь на греческие образцы (прежде всего на Менандра), была связана с римской смеховой культурой и фольклором (особенно у Плавта).

Интенсивное развитие получили в Риме красноречие и риторика, последний по праву стоит рядом с Демосфеном как классик античного красноречия. Сам риторический элемент «интегрировался» в художественный стиль римской литературы: примеры того Вергилий и Гораций, Овидий и Сенека, Ювенал и Апулей.

Наконец, получает развитие историческая проза, восходящая к летописным хроникам: для нее характерно воссоздание и осмысление уроков, вытекавших из пути, пройденного римским государством (Катон, Саллюстий, Полибий, Непот, Юлий Цезарь. Тит Ливий, Светоний, Тацит).

писатели Рима были органично связаны с греческой литературой и культурой, римское словесное искусство испытало процесс «эллинизации». не механическое подражание, но творческое освоение эллинского наследия, использование его для решения римских национальных задач. Конечно же, римляне видели в греках учителей, выказывали свое восхищение ими. Гораций призывал читать их днем и ночью. В знаменитом «Памятнике» он видел свою заслугу в том, что «первым приобщил песню Эолии к италийским ладам».

В-третьих, становление римской литературы, появление первых писателей совпало с позднеэллинистическим этапом греческой литературы. Классическая римская литература отразила более зрелый, по сравнению с греческой, исторический этап: уже произошел распад гражданского коллектива, личность все активнее противостояла государству. Отсюда большее внимание к психологическому миру индивида. Это нашло выражение, например, в разработке любовной темы у Катулла, Горация и особенно Овидия. Отсюда проистекает и внимание к бытовой конкретности, к подробностям в творчестве таких писателей, как Петроний, Марциал, Апулей.

Все эти особенности определили популярность римских писателей, особенно начиная с эпохи Возрождения. Данте избирает в «Божественной комедии» проводником по загробному миру Вергилия. Петрарка с увлечением штудирует Цицерона, Овидия, Горация. Сюжеты Плавта находят отзвук у Шекспира, Мольера. Темы овидиевых «Метаморфоз» широко используются многими писателями, от Боккаччо до Гёте. Идеи «Послания к Писонам» Горация питали эстетику европейского классицизма. «Овидиева лира» была созвучна Пушкину, который сопоставлял свою судьбу в пору южной ссылки с участью римского поэта, ставшего жертвой Августа. Своеобразное преломление получил «Памятник» Горация у Ломоносова, Державина, Пушкина. Горячим поклонником римской поэзии был Брюсов, отдавший почти четверть века работе над переводом «Энеиды» Вергилия. Влияние римских поэтов «золотого века» ощутимо в творчестве Иосифа Бродского.

«Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь», «Кориолан»), Корнеля («Смерть Помпея»), Шоу («Цезарь и Клеопатра»), Б. Брехта («Дела господина Юлия Цезаря») и других. Особое внимание привлекала личность Юлия Цезаря. Он, а также Цицерон, Катулл, Клеопатра – действуют в интереснейшем романе американского писателя Торнтона Уайлдера «Мартовские иды».

Существуют разные подходы к периодизации римской литературы. В основном выделяют два главных этапа.

– это литература эпохи Республики. Здесь – три периода.

Первый – архаичный, или долитературный; он представлен образцами фольклора.

– ранняя римская литература (III – первая половина II в. до н. э.) отмечена появлением первых римских писателей, из которых нами будут рассмотрены комедиографы Плавт и Теренций.

Третий период – литература периода Гражданских войн (сер. II в. до н. э. – 30 г. до н. э.). В это время творят мастера слова, работавшие в разных жанрах: оратор Цицерон и поэт-лирик Катулл, историк Юлий Цезарь и Лукреций, творец философского эпоса «О природе вещей».

Второй этап – литература эпохи Империи. Здесь также можно выделить

Первый – литература «века Августа», так называемого «золотого века». Он представлен целым созвездием блестящих имен, среди которых Вергилий, Гораций и Овидий.

Второй период – это время I – начало II в., так называемый «серебряный век», когда творили философ и драматург Сенека, прозаик Петроний, автор романа «Сатирикон», баснописец Федр, а несколько позднее сатирик Ювенал, эпиграмматист Марциал.

В третьем, заключительном периоде римской литературы, наиболее заметная фигура – Апулей, автор знаменитого романа «Золотой осел».

В целом же, при всех своих впечатляющих художественных достижениях, римская литература в лице ее лучших мастеров, творивших, о чем нельзя забывать, в иных условиях, в обстановке несвободы, особенно в пору Империи, несла известную печать «вторичности» и уступает греческой в глубине эстетического анализа, масштабности и художественной конкретности

8. Межпредметные связи.

«Литература и жизнь», «Проблема национальной самобытности литературного процесса», «Традиции и новаторство», «Эпигонство», «Жанры и роды литературы» (в курсе «Теории литературы»); «Воспитание и образование в античном мире»(в курсе «История педагогики»); «Проблема национальных особенностей характера» (в курсе «Психология»); «Классификация языков. Романские языки» (в курсе «Теории языка»); «Рабство» (в курсе «Истории мировых цивилизаций»); «Рим: история и общество» (в курсе «Всемирная история»).

9. Литература

Справочные издания

Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. М., 1994.

Бикерман Э. Хронология древнего мира / Пер. с англ. М., 1975.

Зарубежные писатели. Библиографич. словарь / Пол ред. Н. П. Михальской М.,1997. Ч. 1–2.

Ильинская Л. С.

Лисовой И. А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах, названиях / Пол ред. А. И. Немировского. Минск, 1996.

Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

Мифологический словарь. Книга для учителя / Сост. М. Н. Ботвинник, М. А. Коган и др. Л., 1993.

Мифы народов мира. М.,1980–1982. Т. 1–2.

Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

Христианство. Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994.

Античная литература. Рим. Хрестоматия. М., 1989.

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1980.

Велишский Ф.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в древней Греции и Риме / Пер. с польск. М., 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с франц. СПб., 1996.

Жизнеописания знаменитых греков и римлян / Переложение Плутарха М. Н. Ботвинником, М. Б. Рабиновичем, Г. А. Стратановским. М., 1987.

Зелинский Ф. Ф. Римская империя / Пер. с польск. СПб., 1997.

История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. Изд. 4-е перер. и доп. М., 2000.

–1962. Т. 1–2.

Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

Колпинский Ю. Д., Бритова И. Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1983.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Мировые культуры. Древняя Греция. Древний Рим. М., 2000.

Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. –2.

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1982.

Немировский А. И. Легенды древней Италии и Рима. М., 1997.

Жизнь древнего Рима. М.; Л., 1964.

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Тронский И. М.

Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Шалимова О. А. Образ идеального правителя в Древнем Риме. М., 2000.

1 Асом называлась мелкая римская монета