Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2
Глава VII. Юлий Цезарь

Глава VII. Юлий Цезарь

1. Государственный деятель. Полководец. Человек. 2. Литературное наследие. 3. Герой литературы

Юлий Цезарь – великая фигура античного мира. Он принадлежит не только политической истории Рима, но и его литературе. Величие Цезаря определяется как размахом деяний, полководческим и государственным гением, так и масштабом его личности. Цезарю посчастливилось оказаться на важнейшем историческом переломе двух эпох, переходе от Республики к Империи. Среди многих талантов, которыми щедро одарила его природа, – искусство оратора, мастерство историка, стиль которого обогатил латинский язык.

Цезарю посвящена целая библиотека научных трудов: и древних историков, и современных. Он вызывал пристальный, неиссякающий интерес также и художников слова. Самых разных – от Шекспира и Корнеля до Бернарда Шоу, Брехта, Торнтона Уайлдера.

1. Государственный деятель. Полководец. Человек.

Гай Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar) родился в 100 г. до н. э. в богатой патрицианской семье. Род Юлиев был одним из самых знатных и прославленных в Риме: считалось, что основателем рода был Асканий Юл, сын троянского героя Энея, которого рассматривали как основателя римской державы и который позднее был воспет в великой поэме Вергилия «Энеида».

Гай Юлий Цезарь появился на свет в рискованной ситуации. Врачи прибегли к «кесаревому сечению», но спасли жизнь и матери, и младенцу. В этом также виделся знак фортуны. Став взрослым, Цезарь уверовал, что ему предназначена высокая миссия. Он сумел убедить в этом других. Цезарь стремился быть достойным Энея, его мужества и мудрости.

РАННИЕ ГОДЫ.

В четыре года Гай Юлий лишился отца. Мать Аврелия, не щадя сил, занималась его воспитанием и образованием (позднее Цезарь выказывал матери неиссякаемую сыновью благодарность). Многоопытные учителя развивали у Цезаря его лингвистические способности, любовь к истории, философии, юриспруденции. С детства Цезарь также готовился к ораторской деятельности.

Юность Цезаря совпала с обострением политической борьбы в Риме. В этих условиях ощущалась потребность в людях одаренных, мужественных и честолюбивых. И Цезарь в полной мере реализовал природные таланты.

Популярности Цезаря способствовали рассказы о его смелости и приключениях. Известен эпизод, когда Цезарь попал в плен к пиратам, над его жизнью нависла смертельная угроза. Но он выказал завидное хладнокровие, не только спасся из плена, но и организовал погоню за своими похитителями, а потом беспощадно с ними рассчитался.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ.

Цезарь рано стал испытывать силы в политике. В 78 г. до н. э., в 22 года, он уже получил известность смелой речью против Долателлы, крупного коррумпированного чиновника в провинции Македонии, которую тот бессовестно разграблял. Но путь Цезаря никогда не был прямым, успешным восхождением. Уже с первых шагов ему приходилось быть начеку, маневрировать. В эпоху диктатуры Суллы положение Цезаря было весьма тревожным. Первая жена Цезаря Корнелия была дочерью Луция Цинны, Цезаря.

Правда, после смерти Суллы Цезарю сопутствует длительный успех. Он последовательно занимает престижные должности: эдила, квестора, верховного жреца (понтифика), консула. В 74 г. до н. э. принимает участие в войне против царя Понтийского государства Митридата. В 62 г. до н. э. в качестве претора управляет Испанией. Блестящий администратор и политик, Цезарь завоевывает широкие симпатии. Демонстрируя щедрость, устраивает дорогостоящие игры для плебса. Это вынуждает его залезать в долги. Кроме того, Цезарь проводит ряд законов в пользу неимущих.

ПЕРВЫЙ ТРИУМВИРАТ.

Марк Красс и заключают с ним союз, оформленный в 60 г. до н. э. и получивший название первого триумвирата. Он просуществовал около семи лет. В 53 г. до н. э. Марк Красс

Когда триумвират распался, стало очевидно, что двум «медведям», Помпею и Цезарю, не ужиться в одной «берлоге». Чтобы противостоять Помпею, считавшемуся великим полководцем, – а он, действительно, долгое время не знал поражений, – Цезарю надо было укрепить авторитет, стяжав лавры на поле боя. В качестве проконсула он был назначен в Галлию, в которой не угасала борьба между соперничающими племенами. В течение почти восьми лет с перерывами – с 58 до 49 г. до н. э. – Цезарь занимался покорением Галлии: взял около 800 укрепленных городов, подчинил своей власти почти 300 племен. Кроме того, он подавил восстание местного вождя Винценгеторига, что привело к упрочению господства Рима над провинцией. Цезарь также дважды переходил Рейн, сражаясь с германцами, столько же раз высаживался в Британии. Победы были отмечены внушительными триумфами в Риме. В сражениях в Галлии отточилось его мастерство полководца, закалились его легионы, мужество и преданность которых позднее сыграли решающую роль в его победоносных кампаниях.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.

Возвышение Цезаря, его успехи на поле боя встревожили Помпея. До того относившийся к Цезарю с заметным пренебрежением – ведь тот многим был ему обязан, – Помпей наконец почувствовал реальную угрозу. Разрыв сделался неизбежен. Сенат принял сторону Помпея. Для Цезаря было очевидно: выиграть можно, действуя без промедления и дерзко. Хотя главные силы Цезаря оставались в Галлии, а под рукой у него был всего один легион около пяти тысяч человек, в 49 г. до н. э. Цезарь открывает боевые действия. Достигнув реки Рубикон, разделявшей Галлию и Италию, он ненадолго задерживается, не решаясь отдать приказ на переправу. Затем первым бросается в воду, произнеся слова, вошедшие в историю: «Жребий брошен» (Jacta alea est). Помпей не успевает организовать оборону столицы, и Цезарь входит в Рим. Большая часть сената следует за Помпеем в Грецию. В Риме Цезаря провозглашают диктатором. Используя нерешительность Помпея, Цезарь совершает стремительный поход в Испанию, где остаются главные силы Помпея и принуждает их к капитуляции. Все же Помпей собирает значительные силы в Греции. Его флот господствует на Адриатическом море.

Цезарь пробует на быстроходном корабле пересечь Адриатику. Он появляется на борту судна в одежде раба с закрытым лицом. Но разыгравшаяся буря заставляет корабль вернуться. Таков всего лишь один из многочисленных эпизодов, характеризующих военную хитрость и отвагу Цезаря.

Цезаря, помноженная на мужество его закаленных воинов, торжествует: легионы помпеянцев, массы необстрелянных солдат, не выдерживают натиска и обращаются в бегство.

Сам великий Помпей, с годами утративший и решимость, и полководческие навыки, оставляет поле сражения, взяв сына Секста, плывет на Кипр. Но не найдя там спасения, держит курс на Египет. Сторонники египетского иаря Птоломея, заслышав о поражении Помпея, решают его погубить, заманив в ловушку. Командир войск Птоломея Ахилла и два римлянина-предателя подплывают на лодке к кораблю Помпея и предлагают перейти на нее. Недолго раздумывая и простясь с плачущей женой Корнелией, Помпей покидает корабль. На лодке его предательски убивают мечом.

Когда через некоторое время Цезарю верноподданически преподносят голову Помпея, это вызывает у него отвращение. Цезарь повелевает арестовать убийц своего бывшего соратника, зятя, а потом и главного противника.

 

ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ. РОМАН С КЛЕОПАТРОЙ.

После победы над Помпеем Цезарь прибывает в Египет с относительно небольшими силами: у него 3200 солдат и около 800 кельтских и германских всадников. Все полагали, что он пробудет в Египте недолго, поскольку его ждали неотложные дела: не были еще разбиты помпеянцы, во главе которых стояли энергичные сыновья Гней и Секст. Неспокойно было в Африке и других местах.

Авлет отдал царство двум своим детям, дочери Клеопатре и сыну Птоломею . В этот момент Клеопатре было 18 лет, а ее брату 10 – он получил имя Птоломея XIII.

Однако между соправителями, Клеопатрой и Птоломеем, вспыхнули разногласия, переросшие в конфликт. Клеопатра бежала в Сирию, собрала там войско, чтобы вернуть себе престол. Придворные взяли сторону малолетнего царя. Цезарь пытался примирить соперников, но натолкнулся на противодействие сторонников Птоломея.

Между тем в Александрии, столице Птоломеевой династии, где стоял с небольшим отрядом Цезарь, исподволь нарастало недовольство римлянами. Понимая риск своего положения, Цезарь посылает за подкреплениями, которые задерживаются. К этому времени Цезарь фактически оказывается со своими воинами на положении осажденного в царском дворце. Он уже подумывает о переговорах с царскими сановниками, когда Клеопатра своим дерзким, неожиданным поступком побуждает его действовать.

Оружие царицы – женская хитрость и изобретательность. Ночью она подплывает на лодке к царскому дворцу. Вместе с ней ее верный друг Аполлодор. Он укладывает Клеопатру в свернутый рулоном ковер, перевязывает его ремнем. Этот уникальный груз Аполлодор, миновав стражу, вносит в покои Цезаря. Легко представить себе удивление полководца, когда перед его глазами предстала сама блистательная Клеопатра. Можно гадать, что больше очаровало Цезаря: смелость и находчивость Клеопатры – а эти качества в людях он ценил – или ее женское обаяние?

 

«Клеопатра», где заглавную роль исполняет несравненная Элизабет Тейлор. По ее красоту нельзя назвать классической. У нее были резкие черты лица, крупный нос, рост ниже среднего, легкая полнота придавала ей грациозность. Плутарх свидетельствует: «…Обращение ее отличалось неотразимой прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Сами звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык, точно многострунный инструмент, легко настраивался на любой лад, на любое наречие». Дион Кассий, греческий историк и римский сенатор, живший на рубеже II и III вв. н. э., написавший историю Рима в 80 книгах, так характеризовал Клеопатру: «Наслаждением было и смотреть на нее, и слушать ее речи. Она могла легко заговорить любого человека – даже мужчину, уже немолодого и пресытившегося любовью».

 

человек. Тем не менее, выказав присущую ему находчивость и личное мужество, которые и на этот раз спасли полководца, он взял верх в войне, получившей название «александрийской».

И хотя присутствия Цезаря требовали неотложные дела в Италии, а противники накапливали силы, полководец позволил себе, едва ли не впервые, на несколько месяцев «отключиться», погрузиться в мир наслаждений и любви. Вместе с Клеопатрой на роскошно изукрашенном корабле, сопровождаемый флотилией в почти 400 мелких судов, он отправляется в плавание по Нилу. Толпы людей приветствовали полководца и царицу. Цезарь мог воочию убедиться, каким поклонением окружена Клеопатра, которую почитали не только как властительницу, но и как олицетворение богини Исиды.

ОКОНЧАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Далее последовала новая серия фантастических побед Цезаря. Прежде всего Цезарь выступил против царя захватившего часть римских земель. Цезарь разгромил его в битве при Зале. О победе он сообщил в донесении, направленном в Рим, ставшем его очередным афоризмом: «Veni. Vidi. Vici» (Пришел. Увидел. Победил). Затем он бросил свои легионы в Северную Африку, где в битве при Тапсе в августе 46 г. до н. э. одолел силы сторонников Помпея, Сципиона и нумидийского царя Юбы. В 45 г. до н. э. при Мунде в Испании разгромил войска сыновей Гнея Помпея. В этих успешно завершенных гражданских войнах Цезарь не знал ни одного поражения. Пять раз в его честь в Риме устраивались триумфы. Теперь он мог возвратиться к государственным делам: наградил ветеранов, даровал права римских граждан населению покоренных территорий, поощрял самоуправление на местах.

СМЕРТЬ ЦЕЗАРЯ.

Итак, Цезарь – на вершине славы. Сенат даровал полководцу титул «императора» вместе с правом передавать его по наследству. Цезарю также присвоили титул «отца отечества». Однажды при въезде в город его приветствовали возгласами: «Да здравствует царь!» Но это волеизъявление не было поддержано. Цезарь решил, что время еще не пришло: «Вы что-то путаете, – ответил он. – Мое имя не царь, а Цезарь». В Риме понятие «царь» было одиозным; для республиканцев режим диктатуры, всевластие оставались неприемлемыми. Это понимал Цезарь, но, очевидно, подумывал о том, чтобы стать со временем безраздельным властителем в Риме. Подобное трудно скрываемое желание Цезаря не могли не чувствовать его противники. Против него зрел заговор, возглавленный пламенными республиканцами .

Заговорщики спешили. 15 марта 44 г. до н. э. на заседании сената Цезаря должны были провозгласить царем всех заморских римских владений, наделив правом носить царскую корону за пределами Рима.

 

Один из прорицателей предупредил Цезаря о том, что тот должен опасаться мартовских ид. Слово «иды» – этрусского происхождения и означает середину месяца. В древнеримском календаре иды означали полнолуние, день 15 марта. Прорицатель советовал Цезарю в этот день не посещать сената, сославшись на болезнь. Жена Кальпурния умоляла его не покидать дом. Но Цезарь исходил из того, что, не придя в сенат, он нанес бы оскорбление столь влиятельному органу. На улице Цезарь встретил прорицателя и упрекнул его в ошибочности его опасений. «Иды марта пришли, а я все еще жив», – сказал ему Цезарь. «Пришли, но не прошли», – возразил прорицатель. Эти слова вошли в историю. Стали афоризмом, поговоркой.

 

В сенате заговорщики бросились на Цезаря, нанесли ему мечами более двух десятков ран. Две из них оказались смертельными. Это было одно из самых громких политических убийств в мировой истории.

МНОГООБРАЗИЕ ТАЛАНТОВ.

«золотую молодежь». Поэт Катулл даже написал довольно злую эпиграмму на Цезаря и его друзей, «ненасытных в грехах прелюбодейных». Но рассеянный образ жизни не повлиял на то, что составляло стержень его натуры: целеустремленность, волю, гибкость и ясность ума, расчетливость и одновременно эмоциональность.

 

Приведем характеристику Цезаря, данную Теодором Моммзеном, безусловным героем которого был великий полководец. Его оценке, при некоторой пристрастности, нельзя отказать в глубине:

«И детские, и юношеские годы его прошли так, как они проходили у знатной молодежи того времени. И он вкусил от чаши модных наслаждений и пену, и осадок… Но гибкая сталь его натуры устояла даже при такой рассеянной и пустой жизни: Цезарь сохранял и физическое здоровье, и силу духа, и чуткость сердца. В верховой езде и фехтовании он мог поспорить с любым из своих воинов, а уменье плавать спасло ему жизнь под Александрией; невероятная быстрота его поездок, обычно предпринимавшихся ночью для сбережения времени и составлявших противоположность медлительности, с которой Помпей передвигался из одного места в другое, возбуждала удивление его современников… Каковы были его физические свойства, таков был он и духом. Его удивительная наблюдательность сказывалась в выполнимости всех его приказаний, даже там, где он распоряжался заочно. Его память была беспримерна, и он отличался способностью вести несколько дел в одно и то же время и с одинаковой уверенностью. Джентльмен, гениальный человек и монарх, он не лишен был и сердца; всю свою жизнь он сохранил искреннейшее уважение к своей достойной матери Аврелии (отец его рано умер), к своим женам и особенно к своей дочери Юлии он питал самую искреннюю привязанность, которая не осталась без влияния и на политические отношения. С наиболее дельными и выдающимися людьми своего времени, высокопоставленными и скромными смертными, он поддерживал прекрасные отношения обоюдной верности, применяясь к характеру каждого. Он никогда не покидал своих сторонников… и в хорошие, и в дурные времена неуклонно держал сторону друзей… Цезарь был человеком страстным, так как без страстности немыслима гениальность; но страсти никогда не одерживали над ним верх…»

 

Добавим к сказанному: как и многие высокоталантливые люди, Цезарь был тщеславен, но чужд зависти. Отличался широтой души и мог быть снисходителен к врагам, хотя как государственный муж проявлял, если надо, твердость и беспощадность.

Личность, яркая, «магнетическая», Цезарь вошел в историю и своими бесконечными романами и любовными приключениями. Даже такой многоопытный политик, как Цицерон, полагал, что неисправимый сердцеед Цезарь настолько поглощен своими амурными делами, что не может быть угрозой для республиканского строя.

«мужем всех жен». Народный трибун Гельвий Цинна говорил, что им был подготовлен закон: по согласованию с Цезарем он должен был провести его в отсутствие полководца. По закону Цезарю разрешалось иметь любое количество жен для произведения на свет наследников.

Наиболее серьезным увлечением, наряду с Клеопатрой, была Сервилия, мать Марка Брута (впоследствии убийцы Цезаря). Сервилия была страстно влюблена в Цезаря, их связь продолжалась около 20 лет.

2. Литературное наследие.

Среди множества государственных и политических забот и трудов Цезарь, натура, многогранная и деятельная, находил время для занятий литературой. Современники (Цицерон, Плутарх, Светоний) упоминают такие до нас не дошедшие его сочинения, как юношеская поэма о Геракле, трагедия «Эдип», несколько работ по грамматике и риторике. В истории литературы он остался как

«ЗАПИСКИ О ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЕ» (Commentarii de hello Gallico). Это наиболее известное произведение Цезаря – изложение событий, имевших место в период его многотрудной кампании в Галлии. Сочинение состоит их семи книг, в центре которых боевые операции, наступательные и оборонительные, против галльских племен, конфликт с германским королем Ариовистом, приглашенным галлами в качестве «наемного лидера». Наиболее значительный эпизод в книге – мощное восстание племен арвернов, ведомых Верцингеторигом в 52–51 гг. до н. э.

Это была тяжелая военная операция для Цезаря, конница которого в 52 г. до н. э. одержала победу. Верцингеториг был блокирован с 20-тысячным войском в г. Алезия; галлы несколько раз пытались пробиться к осажденным на помощь, но римлянам удавалось отбивать их натиск. В итоге вождь Верцингеториг был пленен, а позднее, уже в 46 г. до н. э., после триумфа Цезаря казнен.

Цезарь дал своему сочинению название «Записки» (Commentarii), подчеркнув этим документальный, объективный характер – спокойный, деловитый. Автор, будучи победителем, не сбивается на самовосхваление, не утаивает отдельных просчетов и ошибок, им допущенных. Но в целом самой фактографией убеждает читателя в том, что действовал осмотрительно и дальновидно, взвешивая и учитывая все факторы. Четкостью отличались его планы и распоряжения, энергично проводимые в жизнь. Вот как описываются действия по осаде г. Аварик:

«На следующий день Цезарь распорядился продвинуть башню и указал, куда направить ее осадные работы, которые по его приказанию были уже начаты. В это время начался сильный ливень, и Цезарь решил использовать такую погоду для исполнения задуманного плана… Неожиданность нападения привела врагов в ужас».

Повествователь не выпячивает себя, отдает дань соратникам, рассказывает о подвигах отдельных воинов. Ценны и характеристики, и этнографические описания галлов, их быта, нравов, менталитета. Конечно, автор «Записок» прежде всего военачальник, опытный, твердый. Его книга содержит неоценимый материал для историков военного искусства. Не случайно труд Ю. Цезаря был в числе любимых книг Суворова.

Но Цезарь предстает также как политик, администратор и государственный муж, которым движут заботы об укреплении мощи Рима. Как и греческий историк Фукидид, близкий ему по манере, Цезарь «интегрирует» в текст речи, которые он иногда вкладывает в уста действующих лиц. Риторическое искусство Цезаря нетрудно, например, усмотреть в построении речи Критогната (книга VII), галльского вожака, находившегося в осажденной Алезии. Вот начало этой речи:

«Я ничего не буду говорить о предложении тех, которые именем сдачи называют позорное рабство; я полагаю, что их не надо считать в числе граждан, не должно приглашать на совещания. Говорить я буду с теми, кто предлагает вылазку; в их предположении по признанию всех нас как будто бы живет память о прежней доблести. Но нет, это слабость души, а не доблесть – не иметь сил даже короткое время перенести недостаток. Легче найти тех, которые добровольно подвергают себя смерти, чем тех, которые терпеливо выносят горе. Но лично я одобрил бы такое их предложение (столько значения имеет для меня благородство решения), если бы я видел, что оно не несет за собой ничего, кроме, быть может, потери нашей жизни, но при нашем решении мы должны принять во внимание и всю Галлию, которую мы сегодня подняли на помощь себе».

 

«ЗАПИСКИ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ» (Commentarii de bello civili). Второй труд Цезаря-историка писался им в последние годы жизни. Он состоит из трех частей и обнимает начальный этап его борьбы с Помпеем, 49–48 гг. до н. э., включая решающую победу над своим соперником при Фарсале.

Эта книга Цезаря носит более субъективный характер: повествование он ведет уже от первого лица.

Заметны пристрастность, тенденциозность в оценках. Цезарь снимает с себя вину за развязывание гражданской воины, возлагает ее на Помпея, который отказался от мирного разрешения, а также на сенат, действовавший противозаконно. Он не упускает возможности поиронизировать над ошибками и просчетами врагов.

«ЗАПИСКИ» КАК ЖАНР.

Цезарь фактически один из основоположников нового жанра, названного им: записки.

он стоит у истоков художественно-документальной литературы.

«прописаны» в истории римской словесности. Как писатель Цезарь сторонник аттикизма, т. е. стилевого направления в риторике, ориентированного на строгость языка. Цезарь не приемлет внешних эффектов, тропов, «красот». Избегает как архаизмов, так и неологизмов, полагая, что «отбор слов – начало всякого красноречия». Его стиль – скуп, лаконичен и точен. Сам Цицерон, определяя эстетические достоинства «Записок», назвал их стилевые конструкции «нагими, простыми, прелестными», ибо всякие украшения речи с них, «словно одежда, сняты».

До Цезаря под «записками» понимались «серые», необработанные материалы, обычно политического, экономического характера. Цезарь придал «запискам» продуманность, логичность структуры, стилистическую прозрачность. Он добился гармонии формы и содержания. Автобиографический элемент удачно сочетается с историческим.

Фрагменты из книг Цезаря обычно включаются в хрестоматии и учебники как образцы латинской прозы. Когда в 1953 г. 79-летний за свой шеститомный труд «История второй мировой войны» был удостоен Нобелевской премии по литературе за «высокое мастерство в произведениях биографического и исторического характера», один из членов Шведской Академии сравнил его с Цезарем и Цицероном.

3. Герой литературы

Наряду с Александром Македонским Юлий Цезарь одна из самых неотразимо притягательных фигур античного мира. Личность многогранная, он жил в эпоху, одухотворенную поистине шекспировскими страстями. Наверно, не будет преувеличением сказать: Цезарь – уникальный герой истории, который стал и популярным персонажем прославленных произведений мировой литературы.

– не ученые историки, не документалисты. Они могут слегка «корректировать» факты, имеют право на домысел, фантазию, когда пытаются реконструировать характер размышлений своего героя или передают его внутренний монолог. Писатель может предложить свою концепцию исторической личности.

«Юлий Цезарь» (1599) Шекспира стал предвестником «высоких» трагедий. У Шекспира Цезарь показан на заключительном этапе жизни; перед нами – драма человека, обуреваемого жаждой всевластия. Великий драматург заметно «снижает» Цезаря: у него не все в порядке со здоровьем, он плохо слышит, триумфы полководца – в прошлом. Но Цезарь, первое лицо в государстве, считает себя вправе распоряжаться судьбами людей. В трагедии Цезарю противостоит Брут, которым движут не личные амбиции, а преданность идеалам республики.

Драматические коллизии, связанные с образом Цезаря, привлекли и внимание «Смерть Помпея» (1643).

При этом Помпей на сцене так и не появляется. Сообщается лишь, что после поражения при Фарсале Помпей собирался найти прибежище у египетского царя Птоломея, по приказу которого был предательски убит. Убийство Помпея, в соответствии с историческими фактами, вызывает резкое недовольство Цезаря. Тогда убийцы Помпея, прежде желавшие угодить Цезарю, теперь намереваются устранить и его самого. Вдова Помпея Корнелия, еще один тип благородной римлянки, посвящает Цезаря в известную ей тайну заговора. И делает это из высших нравственных побуждений, хотя Цезарь – ее недруг, ибо был противником ее мужа.

Герои Корнеля словно соревнуются между собой в великодушии: Цезарь оказывает почести Корнелии, вдове врага. Что касается линии Цезарь – Клеопатра, то она не самая убедительная в трагедии. Корнель, нарушая историческую достоверность, побуждает их действовать, а главное, объясняться в своих чувствах в стиле французских галантных аристократов XVII века…

Бернарда Шоу: «Цезарь и Клеопатра» (1898), входящей в его цикл: «Три пьесы для пуритан». Трактовка Шоу определялась явной полемичностью, художественным спором с господствовавшими в XIX веке театральными традициями и принципами. Шоу не одобрял неправдоподобных романтических страстей и любовных интриг, показной помпезности, за которыми не угадывается жизненная реальность. В пьесе Шоу просматривалась и непосредственная полемика с Шекспиром, в котором неугомонный ирландец видел равновеликого соперника на драматургическом поприще. В Шекспире он не одобрял некую «театральную возвышенность», «красивость», романтические преувеличения.

В XVIII веке преобладала негативная оценка деятельности Цезаря (Бодмер «Юлий Цезарь», 1763), с чем полемизирует Гердер (трагедия «Брут»), для которого римский полководец – гений. В XX веке продолжились интересные интерпретации жизни Цезаря, в частности в романе Бертольта Брехта «Дела господина Юлия Цезаря». Но особенно интересен ставший классикой американской прозы роман Торнтона Уайлдера «Мартовские иды» (1948), дающий широкую, живую, наглядную картину общественно-политической жизни Рима в эпоху Цезаря. В романе помимо него действуют Цицерон, Катулл, Клеопатра, Антоний.

Событием в театральной истории России стала постановка шекспировского «Юлия Цезаря» в МХТ, осуществленная в начале 1900-х годов К С. Станиславским. Работа над трагедией шла несколько лет. Режиссер стремился к максимально точному воспроизведению всех бытовых реалий эпохи, декорации отличались предельной достоверностью. Актеры специально выезжали в Италию, в Рим, чтобы проникнуться атмосферой эпохи. Роль Юлия Цезаря блестяще исполнил В. И. Качалов.