Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1
Глава XI. Эллинизм: исторические предпосылки, общество, культура

Глава XI. ЭЛЛИНИЗМ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА

1. Александр Македонский и его походы. 2. Государство и общество в эпоху эллинизма. 3. Наука и культура.

V век, условно говоря, можно было бы назвать «афинским». Однако на исходе столетия, после поражения афинян в Пелопоннесской войне, чаша весов склонилась к Спарте. IV век – переломный для судеб Греции, насыщен войнами, острыми политическими конфликтами. Главными действующими лицами растянувшейся на десятилетия драмы стали уже не только Афины и Спарта, но также Фивы и Македония. IV век можно было бы условно назвать «македонским» веком. Правда, и в это столетие Афины оставались «оком» Эллады, средоточением ее художественной, научной, интеллектуальной жизни.

Столь, казалось бы, неожиданное возвышение Македонии было на самом деле закономерно, предопределялось глубинными процессами, происходившими в греческом обществе в IV в., когда система небольших государств-полисов, составлявших Элладу, переживала нараставший кризис.

Произошли глубокие перемены в экономике. Прежде гражданин полиса, хозяин земельного участка, отстаивал свой полис и земельную собственность. Теперь же многие люди, и бедные, и имущие, лишились наделов земли. От непрестанных войн бедствовали землепашцы, в городах же все большую власть забирали толстосумы. Поскольку выборные должности оплачивались, на них нередко избирались бедные граждане. Но их откровенно подкармливали, а то и просто подкупали богатеи, вынуждая тем самым выполнять их волю.

Затронули перемены и армию. Раньше полисы имели собственное городское ополчение. Но уже на исходе V, и особенно в IV в., основную массу вооруженных сил составляли воины-наемники. Появился тип человека, который избрал войну профессией, обогащался с помощью грабежей. Наемники, например, приглашались для защиты местных олигархов. С их помощью нередко осуществлялись государственные перевороты. Раньше понятия «гражданин» и «воин» были взаимосвязаны. Теперь эти понятия – расщепились. Подтачивала полисы и внутренняя социальная борьба имущих и неимущих.

1. Александр Македонский и его походы.

ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ.

В отличие от Афин, Спарты, некоторых других эллинских государств, Македония долгое время находилась на периферии политической и культурной жизни Эллады. Рост авторитета Македонии начинается при царе Архелае, резко усиливается при царе Филиппе, том самом, кого обличал в своих речах Демосфен. В битве при Херонее (338 г. до н. э.), где антимакедонская коалиция потерпела поражение, македонской конницей, внесшей решающий вклад в победу, командовал 18-летний сын Филиппа – Александр. Судьба отвела ему краткую 33-летнюю жизнь, да и царствовал он немногим более 12 лет. Но Александр выказал такую грандиозную энергию, свершил так много, что этого хватило бы на много долгих человеческих жизней. Его имя среди – самых блистательных имен всемирной истории, а самый его образ вошел в литературу и искусство.

АЛЕКСАНДР: ПОЛКОВОДЕЦ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.

Будущий великий полководец родился в 356 г. до н. э. Его биография «обросла» легендами, анекдотами, так что порой трудно отделить истину от фантазии. Считается, например, что он появился на свет в тот самый день, когда Герострат поджег храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из «семи чудес света». Его мать Олимпиада, одна из шести или семи жен Филиппа, женщина властолюбивая, была втянута в дворцовые интриги, пережила своего гениального сына и была казнена в 316 г. по решению македонского войска. Александр получил прекрасное воспитание, как и многие аристократы его времени.

Первым его учителем был Леонид, родственник матери, отличавшийся строгостью: он частенько заглядывал под подушку или матрас своего воспитанника, чтобы выяснить, не спрятала ли там мать для любимца сына какие-нибудь лакомства. Но Александр не обижался на своего учителя. Другой учитель, Лисимах, был человек простой, но не без хитрости: он называл своего воспитанника Ахиллесом, позднее сопровождал в походах, а однажды царь даже рисковал жизнью, чтобы спасти Лисимаха.

АРИСТОТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА.

К 13-летнему Александру отец пригласил в качестве учителя самого Аристотеля, который сумел привить Александру, универсально интеллектуально и физически одаренному, не только интерес к военному делу, к чему тот питал очевидную склонность, но и к естественным наукам, особенно медицине. И здесь быстро все схватывающий Александр имел успехи: научился врачеванию, лечил недуги ближних и предписывал им лекарства. Существует предание, что Филипп написал письмо Аристотелю, в котором благодарил судьбу за то, что его сын родился при жизни такого ученого и сумел так много у него взять. В знак уважения к Аристотелю Филипп восстановил его родной город Стагиру, лежавший в развалинах, и вернул туда жителей, часть из которых находилась в плену. Сам Александр полагал, что знания, полученные от Аристотеля, – это то главное, что отличает его от простых смертных. Плутарх в жизнеописании Александра свидетельствует: «…Аристотелем он вначале восторгался и любил его, как он сам говорил, не меньше отца, потому что благодаря этому он живет, а благодаря тому – хорошо живет».

Жизнь Александра Македонского – яркий пример того, какую роль в формировании личности гения играют образование и воспитание.

С детства Александр жадно впитывал знания. В 10 лет он играл на лире. Увлекался театром, был ценителем изобразительного искусства. Пристрастившись к чтению, не расставался с книгами даже в пору трудных походов. Одним из любимых его сочинений была гомеровская «Илиада», которую он почти всю знал наизусть. У него был список этой поэмы, выправленный самим Аристотелем; он хранил его в роскошной шкатулке. Позднее Александр свидетельствовал, что изображение боевых действий в поэме стало для него первой школой военного искусства. Он также штудировал историков (Ксенофонта), поэтов (Пиндара), трагиков. Однажды в присутствии отца Александр лично принимал персидских послов, которых удивила гибкость ума, восприимчивость и обширность познаний юноши. Они признавались, что сын талантами уже не уступает Филиппу. В другой раз, когда Филипп воевал, 16-летний сын по его распоряжению взял на себя управление государственными делами и успешно выдержал экзамен.

После гибели Филиппа в 336 г. в Греции оживились антимакедонские силы. Александр, ставший царем в 20 лет, сначала жестоко подавил восставших фракийцев, затем осадил и разрушил город Фивы, центр сопротивления. Полновластный хозяин Эллады, Александр устремил свои взоры на Восток.

ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО.

Свой поход Александр начал в 334 г., имея от 30 до 45 тыс. пехотинцев и 5 тыс. всадников. Война с персами велась от имени общегреческого союза государств как отмщение за святыни, поруганные во время вторжения персов в Элладу. Высадившись в Малой Азии, Александр Македонский нанес поражение персам при Гранике (334 г. до н. э.), а год спустя окончательно разгромил их в битве при Иссе (333 г. до н. э.). Была захвачена огромная поенная добыча. Затем Александр овладел восточным побережьем Средиземного моря, Сирией, частью Палестины. Стремительное продвижение Александра было задержано у хорошо укрепленного города Тир, который был взят после ожесточенного штурма. Подчинив себе Палестину, Александр захватил и Египет, и стал хозяином неиссякаемой хлебной житницы, столь необходимой эллинам. Важнейшим делом Александра стало основание в 332–331 гг. нового города в низовьях Нила, названного в его честь Александрией, которому суждено было стать крупнейшим центром науки и культуры.

Уверовав в собственное величие, Александр побудил жрецов главного египетского храма Амона провозгласить, что он – бог и сын бога. Последующие успехи на поле брани окончательно убедили Александра в собственном всемогуществе.

В Египте, как и в других захваченных странах, Александр стремился упрочить свою власть, опираясь на местную знать. Укрепившись на Ниле, Александр отправился в новый поход в Месопотамию, в битве при Гавгамелах разгромил войска Дария и едва не взял в плен царя, который спасся бегством. Центры Ахеменидской державы Сузы, Персеполь, Эктабак были захвачены, и в руки македонцев попали несметные сокровища. Продолжая движение на Восток, Александр выступил в Среднюю Азию и почти всю ее подчинил (329–327 г. до н. э.). Новый поход уже был нацелен на Индию, Александр достиг реки Ганг, но по требованию войска, утомленного до последней степени лишениями и боями, вернулся домой.

«смешения крови». С этой целью была осуществлена впечатляющая свадебная церемония в Сузах. Она состоялась вскоре после его возвращения из индийского похода.

В Сузах был воздвигнут огромный шатер, изукрашенный с максимальным великолепием. Вокруг шатра располагались диваны и столы в ожидании женихов с Востока и Запада. Александр взял в жены Статиру, дочь персидского царя Дария III; несколько лет до этого он женился на Роксане, дочери крупного вельможи из Бактрии. Но разводиться с Роксаной ему не требовалось, поскольку входил в моду восточный принцип многоженства. Вступали в новые брачные союзы и сподвижники и полководцы Александра. Гефестион, лучший его друг, женился на сестре Статиры, Кратер – взял в супруги племянницу Дария. Всего брачную церемонию осуществляли восемьдесят представителей македонской знати, породнившиеся с красивыми девушками из восточных семей.

 

Став хозяином огромных завоеванных территорий, Александр стремился сплотить разноплеменное население, придав своей колоссальной империи внутреннее сходство. Но этого он не успел добиться, скончавшись в 323 г. в возрасте 33 лет.

АЛЕКСАНДР КАК ЛИЧНОСТЬ.

Александр был личностью ярчайшей, поражавшей воображение современников и потомков. Он был смел, решителен, дальновиден, обладал большим полководческим талантом, масштабностью мышления крупного государственного деятеля. Правда, в последние годы жизни он проявлял деспотизм, неуемное властолюбие, склонность к подражанию безумной роскоши восточных царей, что вызывало недовольство, попытки заговоров, им жестоко подавляемых.

Как и следовало ожидать, после смерти Александра между его полководцами разгорелась борьба за власть, начался жадный дележ его огромного наследия. Империю Александра не удалось сохранить в целостности: на ее месте образовалось несколько крупных государств – царство Птоломеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, Вавилонии и Ираке; царство Антагонидов в Македонии. Были и более мелкие государства, например, Пергамское царство. Завоеванный Восток начал заселяться колонистами из Эллады.

АЛЕКСАНДР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Не много найдется личностей в мировой истории, которые бы привлекли к себе столь пристальное внимание историков, писателей, людей искусства и нашли отражение во множестве сочинений, а также в скульптурах, произведениях живописи. Труды об Александре можно разделить на исторические и собственно художественные, литературные. Александр волновал воображение и античных писателей, например Плутарха и Каллисфена; последнему, официальному биографу полководца, ошибочно приписывается авторство сказочной повести «Деяния Александра». Среди античных источников, освещающих деятельность Александра, его личность выделяются «История Александра» Курция Руфа, «История Филиппа» Помпея Троча в изложении Юстина. Наиболее интересной книгой является «Поход Александра» римского государственного деятеля и историка Флавия Арриана (ок. 95—175 гг. н. э.)

Образ великого полководца оказался созвучным художественным вкусам средневековой эпохи: в XII–XIV вв. во Франции Александр стал героем ряда рыцарских романов. В них он представлен не столько реальной исторической фигурой, сколько совершенным рыцарем, искусным полководцем, мужественным воином и одновременно светским человеком с куртуазными манерами, тонким обхождением, умеющим ухаживать за дамами и играть на арфе. Роман об Александре под названием «Александрия» был переведен и на русский язык и пользовался большим успехом в Древней Руси. Сведения об Александре наше читатель в ту далекую пору черпал переводной литературы, поступавшей из Византии и Болгарии. В «Александрии», появившейся на Руси, видимо, в XII в., особенно пленяли читателей описания диковинных стран, в которых побывал Александр.

Своеобразное преломление получает образ Александра и в литературе Востока, где он был, пожалуй, популярней, чем на Западе. При этом образ полководца обогащался за счет местного фольклора в духе восточных традиций и представлений. Александр выступает под именем Искандера как центральный персонаж целого ряда героических поэм, бытовавших на Востоке.

Восприятие Александра Македонского современниками нашло воплощение в прославленной скульптуре Лисиппа, о которой в эпиграмме Посидиппа говорится:

Мастер со смелой рукой, Лисипп, сикионский ваятель,

Дивно искусство твое! Подлинно мечет огнем

Не в праве Персов хулить мы: быкам грех ли бежать перед львом.

2. Государство и общество в эпоху эллинизма.

Завоевания Александра Македонского, рождение новых государств на Востоке не только резко изменили и решительно раздвинули границы эллинского мира. Своим результатом они имели глубинные перемены в структуре античного общества. Наступила новая эпоха, получившая название эллинизм. Современные ученые склоняются к тому, что эллинизм – сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление. Оно характеризуется синтезом греческих и восточных начал. Сам же эллинистический период – новый этап в развитии античного рабовладения.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИЗМА.

– III–II вв. до н. э. Однако предпосылки его складывались уже в IV в. до н. э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическим, бюрократическим устройством (Птоломеев в Египте, Селевкидов в Сирии).

Свои победоносные походы Александр Македонский сопровождал основанием новых городов, таких, как Александрия, Пергам, Антиохия, которые быстро выросли в крупные культурные и научные центры. Из прежних сохраняли свое значение лишь Афины. На завоеванных землях оседали приезжавшие из Греции вместе с торговцами и ремесленниками и люди искусства. Они распространяли эллинские культурные традиции, навыки и умения среди местного населения. И, в свою очередь, знакомили соотечественников в Греции с тем самобытным и ценным, что обретали на Востоке.

Наблюдалось интенсивное взаимодействие и взаимообогащение восточных и эллинских культур, осуществлялся своеобразный синкретизм. Подобное слияние греческих и восточных элементов обнимало самые разные сферы жизни. И это была важнейшая характеристика эллинизма.

РЕЛИГИЯ.

Фригии Кибела уподоблялась Рее, матери Зевса. Были смешанные божества, например, упоминавшийся Зевс-Аммон; его функции взял на себя Александр Македонский. Восточные властители, цари и фараоны, обожествлялись; это помогало укреплять их режимы.

Несметные богатства, доставшиеся победителям-македонцам, теперь принадлежали грекоязычной знати. Новые хозяева восточных государств окружали себя раболепствующими приближенными, придворной челядью, опирались на разветвленную касту жрецов и чиновничества. Между знатью и простыми людьми ширилась пропасть. Приобретало все более резкие формы имущественное неравенство.

Новые восточные владыки, подражая своим предшественникам, стремились к пышности и роскоши, тяготели ко всему грандиозному, монументальному. Возводились огромные храмы, величественные дворцы. Сохранилось описание одного из празднеств в Александрии, длившегося с раннего утра и до ночи, в котором участвовало множество актеров, облаченных в дорогие костюмы. По улицам вели дрессированных животных.

Было задействовано около 80 тыс. воинов, конных и пеших. Участникам празднества и зрителям щедро раздавались угощения, вино, сладости.

АРХИТЕКТУРА.

из «семи чудес света». Семью чудесами света в античности называли самые прославленные памятники архитектуры и скульптуры. К ним помимо Колосса Родосского относились: египетские пирамиды в Мемфисе; стены Вавилона и находящиеся в нем «Висячие сады» Семирамиды; статуя Зевса, выполненная Фидием в Олимпии, этом культовом центре в Элиде (Пелопоннес); храм Артемиды в Эфесе (сожженный Геростратом) и мавзолей, монументальное сооружение в Галикарнасе, построенный в IV в. до н. э. Статуя Колосса Родосского развалилась во время землетрясения. Художник Стасикрат разработал проект призванного поразить воображение монумента Александра Македонского на Афонском мысе. На его протянутой руке должен был размещаться целый город.

3. Наука и культура.

Однако восточные правители не только питали пристрастие к помпезности, к пышному образу жизни, что символизировало их могущество. Желая придать блеск и престиж своему правлению, они приглашали ко двору поэтов, скульпторов и архитекторов, спонсировали науку. Плодотворное развитие точных и гуманитарных знаний – привлекательная примета эллинизма.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.

Создавались библиотеки, шла настоящая охота за всякими сколько-нибудь известными произведениями. В Александрии издали закон, согласно которому каждому судну, входившему в гавань, предписывалось продать или сдать для копирования все литературные сочинения, находившиеся у него на борту. Библиотека в Александрии насчитывала до 490 тыс. свитков, а во времена Юлия Цезаря, т. е. в I в. до н. э. – 700 тыс. Эти бесценные сокровища были уничтожены пожарами. Соперничала с Александрийской библиотекой другая, созданная в Пергаме при династии Аталидов. Успехи библиотечного дела в этой стране во многом результат изобретения писчего материала из кожи – пергамента.

к многословию. Некий Хрисипп написал 700 книг, а Дидим Александрийский, филолог, славившийся ученостью, сочинил более 3400 книг, правда, во многом компилятивных. За свою способность аккумулировать огромный фактический материал его называли «человеком с медными внутренностями». При этом он уже не мог запомнить все, что сочинил, и некоторые книги писал по два-три раза. Изменилась и направленность книг. Раньше в них говорилось о «самом важном», ставились коренные проблемы бытия и жизни общества. Теперь нередко фиксировались малозначительные эпизоды частной жизни.

В эпоху эллинизма вырос авторитет знаний и поэзии. В Александрии возникло нечто подобное Академии Наук, получившее название Музей (буквально «Храм муз»). В нем поэтам и ученым предоставляли специальные помещения для занятий творческой деятельностью в разных областях, для общения, обмена идеями. В Музей, пользовавшийся покровительством Птоломеев, стекались талантливые люди из разных стран. В Музее зародилась и филологическая наука, предметом которой в то время был критический анализ текстов, отбор тех, которые считались достоверными, «каноническими». На них должны были ориентироваться актеры, исполняя роли в театре, и преподаватели школ.

ТОЧНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В Египте и в Александрии творили ученые, составившие славу античной науки. Среди них был Евклид (365–300 гг. до н. э.) – великий математик, основоположник античной геометрии. Он работал в Александрии, создал выдающийся труд «Начала», который служил учебником геометрии почти целое тысячелетие и оказывал воздействие на развитие математики вплоть до XIX в. Не менее велик и славен был и Архимед (ок. 2X7 – 211 гг. до н. э.) – математик, физик, астроном, инженер, основатель теоретической механики.

После учебы в Александрии он уехал в родной город Сиракузы. Во время осады города римлянами во время второй пунической войны Архимед вооружил защитников изобретенными им боевыми машинами. При взятии города великий ученый погиб от руки римского легионера. Его сочинения повлияли на развитие высшей математики в Европе в XVI–XVII вв. Как физик Архимед сформулировал известный закон рычага: «Дайте мне мочку опоры, и я сдвину землю».

–250 гг. до н. э.), разработавший гелиоцентрическую концепцию мироздания, т. е. поставивший в центр солнце. Он высказал гениальную догадку о вращении земли вокруг солнца, хотя и не имел возможности доказать это математически. Лишь спустя 1800 лет его теория получила дальнейшее развитие и подтверждение в трудах Кеплера и Коперника. Обогатил астрономию Гиппарх (190–125 гг. до н. э.), который, в частности, с большой точностью определил расстояние от земли до луны, а также создал каталог звезд. Замечательным географом был Эратосфен, известный также как автор мифологически-астрономической поэмы «Превращение в звезды».

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. СТОИКИ.

Эллинизм отмечен развитием различных философских школ и течений. Среди них главными были школы стоиков и эпикурейцев. При этом философы стремились в контексте общих тенденций духовной жизни замкнуться на себе, своих ощущениях, обосновать поведение индивида, противостоящего государству. Избегали они и решения широких философских проблем. Основное внимание стоики и эпикурейцы уделяли этике, т. е. человеческому поведению.

Родоначальником стоицизма был уроженец острова Крит Зенон (326–246 гг. до н. э.). Основавший собственную школу, он приглашал всех желающих его слушать. Кроме того, он выступал в наиболее многолюдном месте в Афинах, на рыночной площади, агоре. Главным в стоицизме было учение о добродетели, которая заключается в спокойствии, в невозмутимости, в способности переносить удары судьбы, в следовании разумной природе, Логосу. Человеку, как учили Зенон и другие стоики, надлежит быть безразличным к тому, что происходит вне его и довольствоваться своим жизненным уделом.

ЭПИКУРЕЙЦЫ.

–270 гг. до н. э.), выдающегося философа, развивавшего взгляды Демокрита, в частности его материалистическую теорию атомов. Но главное внимание он уделял проблемам этики. Цель жизни Эпикур видел в устремленности к наслаждению, однако под ним он разумел не жажду удовольствий, не безоглядное желание взять у жизни как можно больше чувственных радостей, хотя именно так, упрощенно и во многом однобоко интерпретировали его учение некоторые из последователей. Сам же Эпикур к этому не призывал, не возводил в культ материальные блага. Его идеал – человек, свободный от страха смерти, невозмутимый перед, казалось бы, неотвратимым всевластием судьбы. «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, нас уже нет», – говорил Эпикур. Высшей ценностью для него оставались покой, уравновешенность и радости духовного свойства. Его девизом было: «Живи скрытно». Это означало: обретай счастье в среде друзей, близких тебе по уму и сердцу. Не желай суетной славы. Сторонись общественных дел. Последователем Эпикура в римской литературе был Лукреций (I в. до н. э.), художественно интерпретировавший его идеи в знаменитой философско-дидактической поэме «О природе вещей».

Пользовалась влиянием еще одна философская школа – киники. Киники делали акцент на этике, призывали к возвращению человека к естественному природному состоянию, к аскетизму, бросали вызов общественным нормам и традициям. Теорию и практику киников по-своему олицетворял знаменитый философ Диоген (410–320 гг. до н. э.), фигура экзотическая, в чем-то анекдотическая.

Рассказывают, что он вызвал уважение самого Александра Македонского. Когда полководцу показали Диогена, жившего, по преданию, в бочке, Александр спросил его. знает ли тот, кто перед ним. Диоген ответил, что знает. Когда полководец сказал, что может одарить его всем и спросил, чего тот желает. Диоген ответил, что хочет лишь одного, чтобы Александр не заслонял от него солнце…

 

Диоген был остроумным и бесстрашным человеком. Киники учили, что человек должен быть свободен от государства, общества, культуры, семьи. В их философии парадоксальным образом отразилось время, когда индивид все острее осознавал себя внутренне отъединенным от общественно-государственной системы как враждебного ему начала.

В эллинистическую эпоху заметным явлением стал процесс эмансипации женщин.

Девушка Гиппархия из знатной и богатой семьи города Маронея (Фракия) влюбилась в философа Кратета. Последний был последователем философии киников и упоминавшегося Диогена, который, согласно легенде, отвергал материальный комфорт, демонстрируя презрение к благам цивилизации. Кратет был странствующим философом, который в духе Диогена фактически вел полунищий образ жизни. У Гиппархии же не было недостатка в претендентах на ее руку, людей весьма солидных. Но она была искренне увлечена Кратетом. Не повлияли на нее ни упрямое противодействие родителей, ни даже уговоры самого Кратета, действовавшего по их просьбе и живописавшего ей печальные перспективы их неустроенного быта. Гиппархия вышла замуж за философа, начала носить мужскую одежду и вместе с Кратетом проповедовала взгяlы киников. Видимо, она была счастлива в этом необычном браке, имела сына от Кратета, а участвуя в дискуссиях с коллегами-философами, демонстрировала незаурядный ум.

Конечно, и в это время женщины оставались в значительной степени выключенными из политической и общественной жизни. Зато они внесли ощутимый вклад в поэзию и искусство. Среди них была редкостно одаренная поэтесса Эриниа, в девятнадцатилетнем возрасте ушедшая из жизни. Поэт Асклепиад Самосский так отозвался о ее поэме «Прялка»:

 

Это Эринны пленительный труд,

оттого и невелик он; а все ж лучше он

многих других. Если смерть не пришла б

к ней так рано, кто бы соперничать мог славою имени с ней.

 

К сожалению, неизвестна биография другой, безусловно талантливой поэтессы Аните (III в. до н. э.), писавшей эпиграммы и эпитафии. Среди последних – в память о трех милетских девушках. Когда город Милет был осажден варварами-галетами, они предпочли покончить жизнь самоубийством, но не стать жертвами насилия.

ей представлять интересы Ламия в родном городе Смирне. Ничего подобного до сих пор не случалось. В этот период появились, правда немногочисленные, женщины живописцы, музыканты, скульпторы.

В гаком популярном виде искусства, как терракоты, стали часто изображать девушек, играющих на музыкальных инструментах. Показательно и другое. В надгробных эпитафиях женщин упоминались не только их красота и добродетель, но и часто их успехи в искусствах. Прежде – лишь заслуги в ведении домашнего хозяйства.

Другой характерный момент. Скромность, молчаливость перестают быть позитивной характеристикой поведения женщин в быту. Напротив, они хотят выделиться, показать себя, подчеркнуть свои привлекательные стороны с помощью нарядов и роскоши. Конечно, в этом особенно преуспевали элитные куртизанки. Показательно, что в Афинах в III в. до н. э. был принят закон, оказавшийся малоэффективным, который запрещал женщинам носить пурпурные платья, расшитые золотом, и разъезжать по городу в колесницах во время праздников.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Самобытно развивалось изобразительное искусство эллинизма, в котором по-своему сказалась общая атмосфера, углубившееся внимание к внутреннему миру личности. Ваятели создавали портреты, в которых передавали психологическое состояние, страдания, борьбу, муки. В скульптуре воссоздавался фон, на котором воспроизводился тот или иной сюжет. В Александрии трудились скульпторы, наследники великого Праксителя. Прекрасный памятник эпохи – мраморная статуя Ники Самофракийской (III в. до н. э.). В Пергаме работала школа скульпторов, продолжавших дело великого Скопаса (IV в. до н. э.). Шедевром мирового искусства стал фриз Пергамского алтаря, запечатлевший противоборство богов с гигантами; незабываем фрагмент, на котором изображены богини Афина, Гея и гигант Алкионей. Он хранится в Пергамском музее в Берлине. На Родосе трудилась группа скульпторов, создавших фигуры атлетов и воинов, а также сцены борьбы. Они продолжали линию, намеченную Лисиппом (2-я пол. IV в. до н. э.), скульптором, работавшем в бронзе, изваявшим всемирно знаменитые статуи «Апоксиомен», «Геракл Фарнезский», «Агий», «Сидящий Гермес», портрет Александра Македонского, статуэтку Сократа. Стремясь создавать жизненно достоверные образы, Лисипп предвосхищал основные художественные принципы искусства эллинизма. Одним из достижений эллинизма стала статуя обнаженной Афродиты.

– скульптурная группа Лаокоон, сюжетом которой послужил эпизод Троянской войны, воссозданный, в частности, в «Энеиде» Вергилия.

 

Лаокоон, троянский жрец Аполлона, убеждал сограждан не вводить в город деревянного коня. За это два появившихся страшных змея обвились вокруг него и двух его сыновей и задушили их. Троянцы, наблюдавшие эту страшную сцену, восприняли ее как знак небес, как осуждение Лаокоона, дающего якобы ложные советы. Они внесли в город коня, в котором были спрятаны ахейские воины, и тем самым обрекли себя на погибель. Смерть Лаокоона и его двух сыновей и стала сюжетом скульптурной группы.

Она была обнаружена в 1506 г. и установлена в Ватиканском музее в Риме. Но это была римская копия с оригинала, который, по-видимому, принадлежал скульпторам с острова Родоса Агесандру, Афинодору и Полидору. Римская копия сыграла выдающуюся роль в искусстве, в частности, при формировании стиля классицизма. Великий немецкий просветитель Лессинг (1729–1781) анализировал эту группу в трактате «Лаокоон» (1766), в котором сформулировал свое понимание природы искусства.

 

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ.

человек погружен в мир частных интересов, любовных треволнений. Дела и заботы государства, как и общества, – ему во многом чужды. Вместе с гем сооружениям эллинизма свойственны тяга к грандиозности, пышности, к вычурности внешних форм, особенно в архитектурном решении дворцов, парадных зданий.

Приметная черта эллинистического искусства – его нетрадиционность. В классическую эпоху поэты, драматурги, скульпторы, архитекторы ощущали органическую связь с художественной нормой, с тем, что творили их предшественники. Сложившиеся жанры предполагали устойчивые художественные формы. Мастера искусства в эпоху эллинизма были во многом новаторами, экспериментаторами, они искали оригинальные формы и средства выражения, что делали, например, поэты александрийцы.