Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1
Глава V. Греческое общество и культура в V—IV вв. до н. э..

Глава V. ГРЕЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА в V—IV вв. до н.:)

1. Афины: становление демократии. 2. Культура и искусство в «век Перикла». 3. Театр: происхождение и структура трагедии.

В истории различных национальных литератур известны эпохи, отмеченные счастливым расцветом всех творческих, созидательных сил. В нашей литературе был «золотой век», связанный с именем Пушкина и поэтов начала XIX в. Был и «серебряный век» в начале XX столетия, когда творило немало ярких, блистательных художников слова, нередко людей трагической судьбы, по-настояшему открытых и оцененных в последнее время. Был «золотой век» римской литературы, подаривший Вергилия, Горация, Овидия, кудесников стиха и совершенных мастеров формы. Говорят о «золотом веке» испанской литературы в XVI–XVII вв., эпохе гениального Сервантеса. Лопе де Вега и Кальдерона.

В истории древнегреческой литературы выделяют замечательную веху – классический, или аттический, период, охватывающий V–IV вв. до н. э. Аттическим он называется потому, что центром культурной, художественной жизни Эллады стала маленькая провинция Аттика и ее главный город Афины. После Гомера и Гесиода, после расцвета лирики наступает новый удивительный взлет и не только словесного, но и всех других форм искусств. Успехи литературы в этот период впечатляют. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврилид, а также комедиограф Аристофан вносят неоценимый вклад в сокровищницу мирового театра. Замечательны завоевания в области прозы: это творчество историков Геродота, Фукидида, Ксенофонта; достигает высочайших вершин ораторское искусство, прежде всего, в лице Демосфена; творят величайшие философы, заложившие также основы эстетической мысли, Платон и Аристотель. Этот период называют классическим, потому что греческая литература обрела в это время гармоничные, совершенные, законченные формы. Прежде всего – в драме.

1. Афины: становление демократии

 ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН.

Творческий подъем, ставший вехой не только в истории греческой, но и мировой цивилизации, имел свои глубинные причины. Греческое полисное общество сформировалось в VII–VI вв. до н. э. В V – начале IV вв. до н. э. оно переживало расцвет. К этому времени сложилась демократическая система в ее наиболее зрелой форме. И она явила свои замечательные плоды во всех сферах жизни.

Согласно легендам, племена ионийцев были объединены легендарным мифологическим героем Тезеем, ставшим царем Афин. Тезей считался и основателем города, и основоположником демократии. Есть мнение, что Тезей разделил население Афин на три сословия: евпатридов (аристократов благородного происхождения), геоморов (землевладельцев, имевших земельные наделы), демиургов (ремесленников). Первоначально в Афинах правил баселей, т. е. царь, но постепенно он утратил свое влияние, сохранив лишь религиозные функции. Вся государственная власть сосредоточилась в руках девяти архонтов. В конце VII в. архонт Дракон записал ряд обычаев, придав им силу законов, фактически, установил систему судопроизводства, введя суровые наказания за кражу частной собственности.

Постепенно Афины укреплялись экономически и политически. Огромную роль в этом плане сыграли реформы Солона (ок. 640–560 гг. до н. э.), выдающегося афинского государственного деятеля, которого «знать уважала за богатство, бедные – за честность». Он освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство, привлек демос к управлению страной; разделил всех афинян по имущественному признаку на четыре разряда. Свои законы Солон стремился сделать доходчивыми, нередко прибегая к стихотворной форме, о чем говорилось в главе о лирике. Реформатор и государственный муж, он действовал неторопливо, избегая крайностей, исходя из принципа «золотой середины». Он определил суть своей политики в словах «Все в меру», которые высечены па стене храма Аполлона в Дельфах.

После Солона новый значительный шаг в направлении демократии делает Клисфен (600–565 г. до н. э.), который ослабил влияние родовой знати. Он разделил территорию Афин на десять фил, что имело своим результатом смешение различных слоев населения и дробление родовых организаций. Каждая фила посылала своих представителей в Совет пятисот, который переизбирался ежегодно. Так осуществлялся принцип выборности и сменяемости власти.

Молодая афинская демократия сталкивалась не только с внутренней опасностью, исходившей от аристократов и евпатридов. Ей пришлось пройти через долгие и опустошительные войны с Персией и Спартой.



  ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ.

В начале V в. до н. э. на востоке стала вырисовываться страшная угроза: огромная Персидская держава. Захватив огромные земли, ограбив покоренные народы персы обратили взоры на ближайших западных соседей – греческие государства. Поначалу персы захватили греческие города на побережье Малой Азии. Когда афиняне дерзнули помочь одному из них – Милету, Дарий, «царь царей», «повелитель четырех частей света», решил жестоко наказать афинян. В 492 г. до н. э. под началом зятя Дария Мардония огромное войско пошло походом на Грецию. Дарий же отправил послов в Афины и Спарту с требованием капитуляции. В Афинах во время обсуждения этого вопроса возмущенные греки сбросили со скалы персидских послов. В Спарте – их утопили. Персидское войско возглавил сын Дария – надменный, самонадеянный Ксеркс. Против 100-тысячной армады персов афиняне могли выставить только 10 тысяч воинов: были мобилизованы даже рабы, которым обещали свободу. В битве при Марафоне в 490 г. до н. э. греческий полководец Мильтиад, применив искусную тактику, окружил персов и разгромил. Персы потеряли 6400 человек, греки – менее 200.

  С известием о победе в Афины был послан гонец. Он пробежал расстояние от Марафона до Афин (ныне что марафонская дистанция: 42 км 195 м) и вбежал в город со словами: «Радуйтесь, мы побелили!». После чего скончался от разрыва сердца.

 

Победа при Марафоне имела огромное вдохновляющее значение для Греции, избавила от страха перед мощным врагом, содействовав сплочению эллинских полисов. В преддверии неизбежного очередного нашествия персов в Афинах началось строительство сильного военного флота.

В 480 г. до н. э. Ксеркс, собрав огромную армию, отправился в новый поход. Греки вынуждены были занять оборону в Фермопильском ущелье, где 300 спартанцев во главе с царем Леонидом приняли неравный бой и все погибли. Фермопилы остались как символ беззаветного героизма.

На могиле героев выбита надпись:

 

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

 

Подвиг под Фермопилами пробудил Грецию. Когда персы вторглись в Аттику, Фемистокл, выдающийся афинский стратег, повелел оставить Афины и вывести оттуда все население. Он решил дать генеральное сражение на море. В Саламинском бою персы потерпели сокрушительное поражение. В победе эллинов сыграли свою роль не только дальновидная тактика и отличная боевая выучка, не только лучшие качества их судов. Главным фактором стал высокий патриотический дух греческих воинов.

Саламин означал поворот в греко-персидских войнах. Третье решающее сражение греко-персидских войн при Платеях (479 до н. э.), завершилось разгромом персов. В 478 году Афины заключили с остальными греческими полисами 1-й Афинский морской союз. Борьба с персами завершилась победой греков и заключением Киллиева мира в 449 году. Идеи свободы, демократии и защиты родины одержали верх над восточным деспотизмом. События греко-персидских войн нашли отражение в литературе, особенно отчетливо в трагедии Эсхила «Персы».



 

Пока над Элладой нависала персидская угроза, греческие государства действовали сообща. Как только опасность ослабла, между ними сразу разгорелись противоречия и конфликты. Углубилось соперничество между двумя крупнейшими государствами Афинами и Спартой. Оно вылилось в Пелопоннесскую войну, длившуюся с перерывами с 431 по 404 г. до н. э. Спарта имела преимущество на суше; Афины, обладая сильным флотом, демонстрировали перевес на море.

Первый период боевых действий получил название Архидамова война (431–421 до н. э.) по имени спартанского царя Архидама. Афиняне подвергали Спарту и ее союзников морской блокаде. Спартанцы же совершали опустошительные рейды в Аттику, принося огромный ущерб сельскому хозяйству. После заключения Никиева мира (421 до н. э.) последовало длившееся 6 лет затишье. В 415 г. афиняне организовали экспедицию на Сицилию, надеясь добиться перелома в войне, но она завершилась жестоким разгромом. Затем снова неудачи чередовались е успехами. В 411 г. в Афинах был произведен олигархический переворот, но затем власть снова вернули себе демократы. В 404 году афиняне потерпели окончательное поражение при Эгоспотамах и были вынуждены капитулировать, пойти на тяжелые условия мира, подчиниться гегемонии спартанцев. В самих Афинах установился олигархический режим «тридцати тиранов». Правда, вскоре демократические институты были восстановлены, однако демократический строй был сильно ослаблен.

Отзвуки Пелопоннесской войны, а также внутриполитической борьбы, происходившей в это время в Афинах, нашли отзвук в трагедиях Софокла и Еврипида, но всего отчетливей в комедиях Аристофана.



  ПЕРИКЛ. ВЕХИ БИОГРАФИИ.

В го время как афиняне сражались на полях сражений сначала с персами, потом со спартанцами, в самих Афинах кипели политические страсти. К счастью, в это драматическое время у руля государства находился Перикл (490–429 до н. э.). выдающийся государственный деятель, который стоит в одном ряду с великими полководцами, политиками, реформаторами всех времен. Он родился около 490 г., был потомственным аристократом, получил прекрасное образование. Знаменательно, что, как и другим великим эллинам, ему посчастливилось иметь учителей, которые на него благотворно влияли. Среди них самым замечательным был философ Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.). прозванный современниками «Умом» зa необыкновенную эрудицию и заслуги в исследовании природы.

Политическая деятельность Перикла началась в 460-е годы. Твердый поборник демократии, он проводил политическую линию, отражавшую интересы средних слоев общества; купцов, судовладельцев, хозяев мастерских. Стремился служить не одной демократической партии, не одному демосу, а всему Афинскому государству.

По словам историка Фукидида, он становится «первым гражданином в Афинах, обладая даром слова и действия», что возвышало его над среди самых выдающихся современников. Целеустремленно работает он над своим «имиджем», а его серьезность, скромность, ровный голос – все это производит сильное впечатление на окружающих. Расчетливый, дальновидный, хладнокровный, Перикл получил прозвище «Олимпиец», намекавшее на то, что он достоин сравнения с богами.

Сфера культуры и образования постоянно находилась в поле его зрения, чему способствовал и круг его общения. Он объединил вокруг себя людей, составлявших интеллектуальную, творческую элиту Афинского времени: среди них были выдающиеся философы Анаксагор и Протагор, скульптор Фидий, историк Геродот, драматург Софокл…

Как политик Перикл делал все, чтобы укрепить Афины, всячески оттягивал конфликт со Спартой, понимая его неотвратимость. Афиняне знали: их руководитель не только мудр, но и безупречно честен.

Об этом говорит красноречивый эпизод. В начале Пелопоннесской войны, во время подавления афинянами мятежа на острове Эвбея, в Аттику вторгаются войска Спарты, захватывают город Элевсин, приближаются к столице, Афинам. Периклу известно, что его сограждане готовы сражаться насмерть, но силы неравны. Но он знает также, что спартанский полководец Клеандрид не только умен, но и корыстолюбив. Перикл тайно передает ему 10 талантов, довольно значительную сумму денег, в обмен на то, что захватчики из Пелопоннесса убираются восвояси. В Народном собрании Периклу приходится отчитываться о своей деятельности. Ему в лицо кричат: «Пусть скажет, на что они ушли, десять талантов, о которых он умалчивает!» Перикл готов к этому вопросу и отвечает кратко: «На нужное дело». Больше никто не требует от него дополнительных разъяснений. Если израсходованы средства из государственной казны, значит, это необходимо для Афин!

В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался «первым стратегом». Это сделало его фактическим главой и руководителем государства. Вот мнение историка Фукидида: «Перикл, сильный, уважением и умом, бесспорно неподкупнейший из граждан, свободно сдерживал народную толпу, и не столько она руководила им, сколько он ею». Ему был по душе такой афоризм: «Мы творим в короткое время, но не для короткого времени». В условиях демократического правопорядка Перикл действовал и силой, и убеждением, и личным примером. Понятие вождь означало не только власть, но и личный авторитет.

Он находил опору и понимание в лице своей подруги – гетеры Аспазии, которая считалась одной из красивейших и образованнейших женщин своего времени. Она была душой кружка людей искусства, группировавшихся вокруг Перикла. Перикл развелся с женой и сделал своей гражданской женой Аспазию, за что подвергался резким нападкам со стороны недругов. Они решили учинить суд над Аспазией по обвинению в безнравственности и оскроблении богов. Благодаря выступлению на суде самого Перикла Аспазия была оправдана.

Когда началась Пелопоннесская война и спартанцы вторглись в Аттику, оппозиция обвинила Перикла в неудачах. Впервые за 15 лет, в 430 году, его не избрали в стратеги. Однако, опробовав других ораторов и стратегов, афиняне лишь убедились, что Периклу нет достойной замены. В 429 году он вновь был избран стратегом.

Однако дни его были сочтены. Эпидемия, поразившая Афины, не пощадила и вождя. Друзья передают его последние слова: «Вы вспоминаете о заслугах, которые бывали у многих полководцев и которые в равной мере зависели от счастливой судьбы. Вы умолчали о главном: ни один афинский гражданин не надел из-за меня черного плаща». Черный плащ был символом траура. На совести Перикла не было ни одного несправедливо осужденного.




  ПОБОРНИК ДЕМОКРАТИИ.

Перикл был велик как стратег, военачальник, покровитель искусств. Но главной его заслугой был вклад в формирование основных институтов греческого демократического государства. В речи над могилами воинов, которые первыми пали в начале Пелопоннесской войны, Перикл выразил сущность того, что такое демократия. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим, – говорил он. – Называется этот строй демократическим, потому что держится не на меньшинстве, а на большинстве демоса». Законы демократического государства представляют «равноправие для всех». Но, конечно, под «всеми» имелись в виду только свободные граждане.

Значимость каждого гражданина определялась исключительно его «доблестью, стяжавшей ему добрую славу в том или другом деле».

собрания находились все главные вопросы внутренней и внешней политики, финансы, доклады дипломатов, а также текущие вопросы. Любой гражданин имел право задать вопрос или внести на обсуждение законопроект.

Важнейшим демократическим учреждением был суд присяжных. Всего выбиралось 6 тыс. судей, 5 тыс. присяжных и одна тысяча запасных. С 508 г. в Афинах стали выбирать коллегию стратегов, военачальников в количестве 10 человек. Они командовали армией и флотом, в их ведении находились крепости и гавани, иногда дипломатические вопросы.

Демократическая система в Афинах находилась в процессе становления и совершенствования. В V в. были приняты законы, благодаря которым свободным гражданам стали доступны почти все государственные должности, а работа на них стала оплачиваться. Таким образом, эти должности могли занимать бедняки. На первый план стали выдвигаться не знатность, не богатство, а личные способности человека. Законодательство обеспечивало устойчивость сложившейся государственной системы, которую непросто было изменить. Правда, в Афинах сохранялись и некоторые консервативные учреждения – ареопаг и архонты, но их значение неуклонно снижалось.

Опыт афинской демократии дает нам целый ряд бесценных уроков, в том числе и для государственного строительства в наше время. Одним из принципов Афинского государства было требование неукоснительного выполнения законов всеми его гражданами, вне зависимости от их положения в обществе.

«век Перикла».

«век Перикла». Афины в это время называли «оком Греции», «Элладой в Элладе». Она была высшим выражением эллинского творческого духа.




  «КРАСОТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ПРОСТОТЕ».

Перикл не только заботился об укреплении военной и экономической мощи Афин, он видел сколь значимы духовные, культурные, художественные ценности в жизни любого общества. Обладая немалой властью и авторитетом, он поощрял, стимулировал труд скульпторов, художников, архитекторов, литераторов.

Плутарх свидетельствует: «После того как государство было в достаточной мере снабжено всем необходимым для войны, Перикл выдвинул грандиозный план построек, с целью, во-первых, принести бессмертную славу государству и, во-вторых, улучшить материальное положение свободного гражданина». В основе этих проектов лежали как идеологические, так и экономические соображения. Крупные сооружения требовали привлечения большого числа рабочих разнообразных специальностей. Высокий уровень ремесел в Афинах обеспечивал успех подобных смелых замыслов. И сегодня миллионы туристов, приезжающих в Грецию, спешат взглянуть прежде всего на устоявшие перед безжалостным временем фрагменты архитектурных шедевров, сотворенных в «век Перикла».

В первую очередь Перикл занялся реконструкцией святилищ Акрополя. В это время создано несколько величайших произведений архитектуры и искусства, не считая множества статуй. Это Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины Паллады.

«красота, воплощенная в простоте». Перикл задумал создать в Акрополе монументальный ансамбль парадных зданий. И воплотил замысел в жизнь!



  ШЕДЕВРЫ АКРОПОЛЯ. ПАРФЕНОН.

Самым прославленным творением эпохи Перикла был храм Парфенон, главное здание Афин, возведенное архитекторами Иктином и Каллистратом. Общее руководство строительством и скульптурную отделку Парфенона осуществлял величайший скульптор античности Фидий (середина V в. до н. э.). Ближайший друг и соратник Перикла, он был назначен им руководителем строительных работ в Акрополе. Сведения о Фидии неточны, в чем-то легендарны. Фидий был создателем храмовой статуи Афины в Акрополе, дошедшей в виде нескольких копий. Перед нами – богиня, излучающая молодость, ее вьющиеся волосы перевязаны скромной лентой, в одной руке шлем, в другой – копье. Существовало также 12-метровое изображение Афины, выполненное Фидием из золота и слоновой кости, статуя была покрыта украшениями и находилось внутри самого храма Парфенон. Богиня олицетворяет верховную власть Афин.

Парфенон был не только храмом, но и хранилищем государственной казны, монументом в честь победы над персами. Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. Греки создали два основных архитектурных ордера, или стиля, древнейший, дорийский и более поздний ионический.

Парфенон имел 70 метров в длину, 31 – в ширину. Колонны достигали 10-метровой высоты. При этом все объемы, все архитектурные решения Парфенона отмечены редкой гармонией, которая дополнялась изяществом отделки. Фидий собственноручно высек большую часть украшений внутри храма, в частности горельефы, которые запечатлели мифологические сцены торжества человека над стихийными силами природы. Для греков это было также живым напоминанием о победе над персами. Изображались не только боги, но и простые люди: всадники, девушки, покинувшие свои гинекеи, старцы… Так Перикл и Фидий стремились напомнить о вкладе народа в возвышение своего государства.

  Созданная комиссия занялась взвешиванием всех частей статуи; действительно, золота было израсходовано меньше, чем отмечено в счетах. Фидия присудили к штрафу, который он не мог выплатить. Он кончил свою жизнь в тюрьме. Возможно, это были происки аристократов, ненавидевших Фидия и его друга Перикла. Они не могли простить скульптору того, что на одной из фресок Парфенона они рассмотрели изображение Перикла.

 

Созданиям века Перикла – и всего более Парфенону – которые, по словам Плутарха, «проникнуты дыханием вечной юности, имеют настоящую душу», стремились подражать, воспроизводить их архитектурные решения в церквях, дворцах, банках в разных частях мира. Не всегда это приносило удачные плоды. В чем же загадка? Парфенон – это творение определенной эпохи. Ее высшее художественное выражение. Он вписан в определенный пейзаж, стоит на холме из известняка, на фоне стены. Его невозможно механически скопировать.

 

  Вот каким видится он сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после своей постройки согласно меткому описанию Андре Боннара: «Несмотря на обветшалый вид развалин… он чувствителен к свету. Разрушенный храм бывает в зависимости от дневного освещения или от часов дня темно-коричневым, то серым почти черного оттенка. Он становится розовым в вечерней дымке или даже палевым со светлокоричневыми пятнами. Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости, любви к красоте во времена юности его народа».

 

Наряду с Парфеноном в Афинах было создано еще несколько шедевров зодчества. Напротив Парфенона в честь Афины и бога моря Посейдона – Эрехтейя был возведен храм Эрехтейон. В нем, сравнительно небольшом по объему, использовались элементы ионического стиля. Другой знаменитейший памятник Пропилеи был сооружен из мрамора архитектором Мнесиклом. Некоторые мотивы Пропилей были использованы при создании Бранденбургских ворот в Берлине. При Перикле был также сооружен Одеон, крытый театр для музыкальных представлений на склоне Акрополя. Это был древнейший театр в Греции.



   ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

– огромный порт. От Пирея до другой гавани Фалерон выстроили массивные «Длинные стены» – надежную защиту ог нападения с моря.

Украшались не только Афины, но и провинция. Началась постройка города Фурий в Южной Италии, в соответствии с достижениями тогдашней науки и художественным вкусом. Некоторое время там жили: историк Геродот, оратор Лисий. Строительство города стало общенациональным делом, в нем участвовала вся Греция. К составлению плана были привлечены видные философы Протагор и Эмпедокл.

При Перикле Афины превратились в красивейший город Греции. Один из современников Перикла писал: «…Ты чурбан, если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по своей охоте их покинул – то ты верблюд!» Одаренные в ремеслах и искусствах люди спешили в Афины, состязались в красоте и изяществе своих изделий. Это поистине было время шедевров!




  СКУЛЬПТУРА.

Современниками Фидия являлись и выдающиеся скульпторы Мирон и Поликтет.

– «Дискобол», фигура, запечатлевшая бросок диска.

природе, акцентирующий динамику человеческого тела, Поликтет наряду с Фидием – представитель высокого классического стиля.

Традиции Фидия и его современников продолжил великий ваятель Пракситель (2–3 четв. IV в. до н. э.), работавший в мраморе, изображавший богов и богинь в обыденном виде, просто как изящных молодых юношей и девушек. В образе Афины Книдской он создал одно из первых скульптурных изображений обнаженной богини, предстающей прекрасной земной женщиной. Пракситель был исключительно популярен, ему подражали, с его статуй снимали копии. Другой выдающийся скульптор, Скопас (1 пол. IV в. до н. э.), также работавший с мрамором, с большой впечатляющей силой передавал переживания, муки человека. Среди его лучших созданий – страдальческие раненых воинов на фронтоне храма Афины в городе Те гее.




  ЖИВОПИСЬ.

Носила монументальный характер и была связана с величественными архитектурными сооружениями. Крупнейшим живописцем был Полигнот (2 четв. середины V в. до н. э.), который, преодолев плоскостность, свойственную его предшественникам, придал картинам глубину и пространственность. Пол и тот тяготел к изображению мира человеческих переживаний. его влекли подвиги героев, он стремился, чтобы его картины содействовали пробуждению у молодежи патриотических чувств.

искусство всех жанров наряду с мифологической входит героическая тематика, связанная с подвигами при защите родины.

Сложился художественный стиль «века Перикла», который можно определить: «красота, воплощенная в простоте». Эта замечательная особенность характеризует не только изобразительное, но и словесное искусство. Эстетика простоты и одновременно величия – замечательная черта греческою театра.



3. Греческий театр. Происхождение и структура трагедии

Андре Боннар писал: «Из всех творений греческого народа трагедия, может быть, самое высокое и самое смелое». И действительно, греческая драматургия и театр классической эпохи – явление мирового масштаба. Тогда, в «век Перикла», было положено начало развитию европейской драматургии, театральному делу, сценическому мастерству.



   ФОЛЬКЛОРНО-ОБРЯДОВЫЕ ИСТОКИ ТЕАТРА.

«пропитан» разнообразными культами и обрядами, непременным элементом которых было ряжение, т. е. переодевание. Это было связано с тем, что люди на первобытной, ранней стадии были убеждены: надевая маску бога, зверя, демона и т. д., они «наследуют» качества данного существа. Ряженье дополнялось сценками, розыгрышами, особенно популярными у земледельцев. Подобные культовые действия, игры были приурочены к смене времен года, когда увядание злаков или их цветение, сев или сбор урожая связывались с представлениями о «рождении» и «смерти», о гибели и воскрешении демона плодородия.

Нечто подобное наблюдается у других народов. Например, у славян таким праздником была масленица, в Западной Европе ей во многом соответствовал карнавал. У древних кельтов существовали т. н. «майские танцы». В Греции бытовал культ ряда богов, покровительствовавших людям в их деятельности. Но одним из главных был культ Диониса. Первоначально он считался богом творческих сил природы. Его священными животными были бык и козел. Самого Диониса нередко изображали в облике этих животных. Позднее Дионис стал восприниматься и как покровитель муз.

В честь Диониса устраивались несколько раз в году празднества, во время которых его почитатели выступали одетыми в шкуры козлов, иногда подвязывали копыта и рога. Одевшись таким образом, человек как бы выходил из своей оболочки. В этом состоянии люди изображали свиту Диониса, становились «богоодержимыми», мужчины превращались в «вакхов», женщины – в «вакханок». Имена эти происходят от Вакха, как иногда называли Диониса. Нередко на празднествах люди были навеселе. Они распевали хвалебные хоровые песни в честь Диониса, называемые дифирамбами. Поэтом, придавшим дифирамбу литературную форму, считался Арион (2 пол. VII в. – I пол. VI в. до н. э.). Он наделил дифирамбы сюжетами, не связанными лишь с деяниями Диониса, и таким образом подготовил рождение трагедии. К сожалению, собственных стихов Ариона не сохранилось; зато популярна легенда о чудесном спасении поэта дельфинами, вынесшими его из моря на сушу. Этот сюжет лег в основу знаменитого стихотворения Пушкина «Арион» (1827).



  ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ.

Со временем празднества в честь Диониса, достаточно буйные, хаотичные, стали приобретать все большую упорядоченность. Афинский тиран Писистрат (VI в. до н. э.) установил праздник Великие Дионисии: они были городские и сельские, отмечались в течение пяти дней в феврале – марте. Начиналось с того, что первыми весенними цветами украшали сосуды и детей, которым также дарили и игрушки. Затем ходили ряженые, устраивались состязания. Например, тот, кто быстрее всех мог выпить кубок вина, увенчивался венком из плюша. Ему также преподносили мех вина. Кульминационной точкой празднества были т. н. фаллические процессии, во время которых несли фаллос (мужской орган оплодотворения), символ плодородия. Иногда ехала колесница, на которой находился человек, взрослый или ребенок, изображавший Диониса. Далее двигалась пляшущая и поющая, играющая на музыкальных инструментах толпа. Постепенно толпа превратилась в хор, который проходил специальную музыкальную подготовку: спевки, репетиции. Хор был одет в шкуры козлов. Это объясняет происхождение слова: трагедия. Это сочетание двух слов: трахос – козел; оде – песнь. Буквально: песнь козлов. В хор могли входить и взрослые, и юноши. Важнейшим моментом стал обмен репликами между хором и запевалой. Этот обмен репликами и стал диалогом, первоэлементом драматургического произведения.

– корифей. Корифей мог вступать в диалог с солистами, актерами. Обычно хор оставался на месте, в то время как актер свободно двигался, уходил со сцены, возвращался, обменивался репликами с хором. Актер не только говорил, но мог перейти на речитатив, запеть. Песни хора и реплики актера наполнялись конкретным содержанием. Осваивался определенный сюжет, а культовое действо перерастало в действо драматургическое. Подобный «выход» за рамки изначального религиозного культа стал возможен потому, что у греков боги, как, пожалуй, ни у одного другого народа, были антропоморфны, приближены к людям. В Греции не существовало замкнутой касты жрецов, которая налагала бы запрет на изображение богов в человеческом образе. Поэтому дифирамбы в честь Диониса насыщались жизненным содержанием.




  СТАНОВЛЕНИЕ ТРАГЕДИИ.

Со временем драматургические представления Великих Дионисий начинают базироваться на определенном тексте. Обретают они и структуру, постепенно закреплявшуюся. Сначала происходит выход актера, за ним следует вступительная песнь хора, называемая парод. Далее развертываются речевые сцены между песнями хора – элисодии. Они отделяются друг от друга стасимами (хоровыми партиями). Трагедия завершается эксодом – уходом хора со сцены, сопровождаемым заключительным стасимом. Первоначально в трагедии действует один актер, который на ранних этапах простой рассказчик, лишь повествующий о событиях. Постепенно он овладевает актерским мастерством. Эсхил вводит второго актера, Софокл – третьего. Закрепляется и определенный объем трагедии: в ней до 1400 стихов.

Создатели трагедий состязались друг с другом. Первое такое состязание произошло во время время 64-й Олимпиады, т. е. в последней трети VI в. до н. э. Первым драматургом-трагиком считается Феснид (2 пол. VI в. до н. э.). Рассказывают, что он ездил по демам, т. е. сельским округам, деревням, и давал представления. При этом его повозка была и сиеной, и служила в качестве декораций. Известен и его ученик Фриних (2 пол. V в. до н. э.), не раз побеждавший в состязаниях. Он первым ввел в трагедию женские образы, но от его трагедий сохранились незначительные фрагменты. Фриних поставил трагедию на исторический сюжет «Взятие Милета». Ее темой было восстание греческого города Милета в Малой Азии, осада и жестокая расправа персов над жителями. Трагедия так потрясла зрителей, что они не могли сдержать слез, за что Фриних был оштрафован. По-видимому, причина была все-таки в том, что в трагедии содержалась критика Афин, которые не оказали Милету необходимой помощи.

Для того чтобы драматические представления обрели достойные воплощение, необходимо было несколько условий. Во-первых, добротный литературный текст. Во-вторых, хорошо подготовленные актеры и хор. В-третьих, наличие сценической площадки, места, на котором разыгрывалось драматургическое действо.



 

Что же представлял собой греческий театр? О нем мы можем судить воочию по остаткам театра, сохранившегося в городе Эпидавре. Он был возведен на склоне холма Кингрия, в нем могло свободно разместиться до 14 тыс. человек. Ряды скамей для зрителей находились один над другим по склону горы. Они делились горизонтальными проходами на ярусы и вертикальными – на клинья.

В центре находилась орхестра, круглая площадка диаметром в 24 метра. На ней размешались хор и актеры. На орхестре находился камень – жертвенник в честь бога Диониса.

«палатка»). Вначале этот элемент действительно был палаткой, но затем была сделана твердая каменная кладка, которая могла изображать стену дворца, самый привычный элемент декорации. Там актер переодевался, там же хранились декорации и реквизит. Передняя часть скены называлась проскений, она соединялась ступеньками с орхестрой. Театр не имел крыши, действие происходило на открытом воздухе.



  ОСОБЕННОСТИ ДРАМЫ.

через высказывания и поступки. В отличие от эпического поэта, драматург не имел возможности запечатлеть массовые сцены, битвы, кораблекрушения и т. д. Об этом мог рассказывать какой-либо персонаж, но показать это зримо, наглядно было невозможно. Если в эпосе манера повествовательная, то в драме – диалогическая. В ранней драматургии исключались внутренние монологи, «самохарактеристики героев». Автор не мог растолковывать, комментировать поведение персонажей, оценивать их поступки. Судьей был зритель.

Драматурга связывали и определенный объем пьесы, и законы сцены. Время действия не превышало суток, декорации не менялись, все происходило в одном месте. Драматург обязан выпукло и рельефно представить индивидуальные характеры, предложить разрешение конфликта, донести до зрителя идею. Текст должен был дать актеру материал для создания образа. Герои, как правило, показывались в «момент истины», в особых экстремальных ситуациях, когда решительнее, чем когда-либо, выявляется глубинная суть действующего лица. Каждая фраза, подробность, деталь должны были быть весомы. Великие драматурги античности преподали потомкам неоценимые уроки мастерства.



  ТЕАТР В ЖИЗНИ АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА.

В условиях афинской демократии реализовалась огромная значимость театра как средства воспитания общества. Классическая трагедия отличалась величественностью и пластичностью форм. Она впечатляла философской углубленностью, затрагивая коренные проблемы бытия, человеческой судьбы, противостояния личности и неумолимого рока, долга перед богами и государством. От проблем универсальных она переходила к индивидуальным, личным проблемам: любви и ревности, властолюбия и жертвенности. К конфликтам индивидуальных интересов, а порой и к внутренней борьбе, раздирающей душу конкретного человека.

Постановки значительных драматургических произведений становились событиями не только художественной, но и общественной жизни. Талантливые драматурги, как и актеры, пользовались уважением в обществе. Великий трагик Софокл, вызывавший всеобщую любовь и восхищение многогранностью своих талантов, близкий друг Перикла, занимал ряд престижных государственных должностей, а после смерти был фактически обожествлен. Творения драматургов охранялись государством от искажений и считались национальным достоянием.




  

Попытаемся реконструировать, как проходили представления в древнегреческом театре. Занавес в театре отсутствовал. Костюмы актеров вписывались в характер постановок, соответствовали возрасту действующих лиц и их положению. Например, цари Атрей и Агамемнон были облачены в красивую, пеструю одежду; особый наряд был у прорицателя Тиресия, героя трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Антигона».

Актеры носили маски, покрывавшие верхнюю часть головы. Их употребление было связано с тем, что в условиях античного театра с его большими размерами зрители, особенно сидевшие в дальних рядах, просто не могли различать мимику актера. Маска же резко укрупняла лицо актера и могла фиксировать определенное душевное состояние. Меняя маски и костюмы, один актер мог выступать в нескольких ролях.

Одежда трагических актеров напоминала костюм жрецов Диониса в период исполнения ими религиозных церемоний. Это был хитон, напоминающий рубашку. У актеров он был длиной до пят, в то время как в жизни – только до колен. Вместо простых прорезей для рук хитон актеров имел длинные рукава, доходившие до кистей. Хитоны, а также плащи имели богатые украшения, в частности разноцветные вышивки. Цари носили длинный плащ пурпурового цвета, царицы сверх хитона со шлейфом надевали белый гиматий, окаймленный пурпуром. Боги были облачены в шерстяной плащ, закрывавший все тело.

Маска, восходившая к культовым действам, соединялась с театральным париком. Маски были разнообразны для трагедии и комедии, для различных возрастов и сословий, а также для отдельных образов, например, для Ахилла, состригшего волосы после гибели своего друга Патрокла; имелись маски для муз, нимф, для таких олицетворений абстрактных понятий, как, например, Смерть, Насилие. Поскольку актеры выступали в масках, которые они могли менять по ходу действия, выражение лица было скрыто, а мимика передавалась движениями рук, тела. Выдающийся немецкий критик и теоретик искусства Лессинг писал: «Мы очень мало знаем о хиронимии древних, т. е. о совокупности тех правил, которые они приписывали движениям рук. Однако мы знаем, что они довели язык жестов до такого совершенства, о котором мы и понятия составить не можем».

почти никогда не менялись. Зритель должен был обладать фантазией, чтобы представить себе, что действие на протяжении спектакля могло происходить в разных местах. Скажем, в заключительной части трилогии Эсхила «Орестейя» («Евмениды») действие разворачивалось сначала в Дельфах перед храмом Аполлона, затем в Афинах перед храмом Афины.

Среди немногих театральных приспособлений выделялась т. н. эорема, т. е. подъемник. Иногда его называли «машиной». Эорема могла поднять актера в воздух и унести со сцены, что было необходимо по ходу пьесы. У Еврипида во многих пьесах действие завершалось появлением бога на подъемной машине, что являлось неожиданной развязкой. Отсюда специальный термин: «бог из машины» (deus ex machina). Использовалась также эккиклема, деревянная площадка на колесах, которая выкатывалась в орхестру из центральной двери скены. Она обычно демонстрировала зрителям, что происходит внутри дворца или дома.



  ИГРА АКТЕРОВ.

Женские роли исполнялись мужчинами. Актер античного театра был, употребляя современный термин, «синтетичным», универсальным: на его долю выпадали и речевые куски, и речитативы, и пение, ему вменялось умение плясать и танцевать, обладать сильным и красивым голосом. Для того чтобы голос в театре усиливался, в нишах ставили особые сосуды, называемые «голосниками», или резонаторами. Аристотель писал, что «речи невоздержанных людей надо представлять себе наподобие речей актера». Это позволяет заключить, что актеры выражались в акцентированной, нарочитой манере.

Дух творческой состязательности, столь важной для эллинов, содействовал повышению мастерства актеров. Оценивалась их способность, используя различные модуляции голоса, ритма, воплощать всю гамму человеческих переживаний и эмоций. Внешность актера, манеры, жесты должны были отвечать характеру воплощенного героя. Например, актер Аполлоген, исполнявший роли физически сильных, мужественных людей – Ахилла, Геракла, Антея – был до появления на театральных подмостках кулачным бойцом. Высоко ставилась способность актера не только передать чувства своего героя, но и заставить активно сопереживать зрителей. Это точно выразил римский поэт и критик Гораций: «Если слезы моей хочешь добиться, должен ты сам горевать неподдельно». В этом отношении был славен афинский актер трагик Феодор. О нем рассказывали, что он так органично исполнял роль Меропы, что заставил тирана Александра Ферейского разразиться слезами и покинуть театр. Когда Феодор играл, он запрещал даже второстепенным актерам выходить на сцену прежде себя, поскольку стремился первым появиться перед зрителями, чтобы даже звучание, тембр его голоса настраивали их на определенную эмоциональную волну. У актеров были и свои излюбленные роли, свои амплуа. Тот же Феодор, например, удачно выступал в ролях страдающих женщин.

«соавторами», произвольно вносили свои коррективы в текст. Затем, однако, был принят закон, подтверждавший незыблемость текста таких классиков, как Эсхил, Софокл, Еврипид.

Вообще же. в отличие от средневековья, когда актерская профессия не имела правового статуса, а само лицедейство считалось занятием как бы малопочтенным, артисты в Афинах, в Греции были лицами уважаемыми. Греция была единственным государством Эллады, где выступление на сцене не препятствовало доступу к высшим ступеням почета, если актер был подлинно талантлив. Например, трагика Аристогема афиняне дважды направляли послом к македонскому царю Филиппу для переговоров о выдаче пленных.

Что касается хора, то его состав менялся: первоначально он состоял из 12, потом вырос до 15 человек. Он должен был являть собой стройный и гармоничный ансамбль, который в процессе действия распадался на полухория. Мимикой, жестами и пляской, а также пением хор участвовал в событиях и создавал определенную эмоциональную атмосферу спектакля. Как в кордебалете, в хор подбирались люди сходного роста и комплекции.

Иногда в театр приходили наемные люди, клакеры, поддерживавшие рукоплесканиями того или иного актера. Спектакли шли в дневное время, поэтому не требовалось специального освещения. Кроме того, спектакль продолжался обычно дольше, чем в современном театре, ибо иногда ставилось подряд несколько пьес. Поэтому зрители подкрепляли себя лакомствами. Аристотель свидетельствовал: «В театре едят сладости преимущественно тогда, когда актеры плохи». Если актеры слабо играли, их могли освистать. А бывало, что власти подвергали их наказанию розгами.

Организация драматических спектаклей возлагалась на высших должностных лиц. Только в маленькой Мегаре в театр могло прийти до 45 тыс. зрителей, едва ли не все взрослое население. На представлениях присутствовали не только свободные граждане мужчины, но женщины, дети, иногда рабы.



  МИР – ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА.

Видный ученый античник, профессор А. А. Тахо-Годи, выдвинула гипотезу, согласно которой греки представляли жизнь в виде театральной сцены, на которой люди, наподобие актеров, разыгрывают определенные роли. Они приходят неизвестно откуда и уходят в никуда. Это неизвестное – космос, в котором они растворяются, как капли в море. «Сам космос сочиняет драмы и комедии, которые мы выполняем, – комментирует эту гипотезу А. Ф. Лосев. – …Наше понятие «личность» достаточно часто выражается по-гречески термином «сома». А «сома» есть не что иное, как «тело». Значит, сами греки в своем языке раскрыли понимание личности. Личность – это хорошо организованное и живое тело».

Позднее римский прозаик Петроний стал автором афоризма: «Весь мир лицедействует». В несколько переиначенном виде: «Весь мир – театр» – он был воспроизведен на фасаде знаменитого лондонского театра «Глобус», где ставились пьесы великого Шекспира…