Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1
Глава I. Мифология

Глава I. МИФОЛОГИЯ

1. Миф и его природа. 2. Боги. 3. Мифологические герои. 4. Фольклор.

От античности до нас дошло множество неповторимых художественных шедевров. Это — произведения литературы и памятники архитектуры, подобные Парфенону, храму Зевса и другим сооружениям, возведенным на афинском Акрополе. Это — редкие по красоте изделия греческих мастеров, среди которых всемирно прославленные вазы, равно как и другие образцы материальной культуры. Это, наконец, открытые археологами уже в XX в. творения далекого прошлого вроде фрагментов грандиозного Кносского дворца на Крите.

1. Миф и его природа

ПОНЯТИЕ О МИФЕ.

Но, наверно, в не меньшей степени не перестают удивлять нас плоды эллинской художественной фантазии. Это — богатейшая, уникальная для истории мировых цивилизаций сокровищница дошедших до нас мифов.

Миф по-гречески означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло обнимать всю поэтическую деятельность, все художественные творения, рожденные на ранней архаической стадии народной фантазии. «Античная мифология, пишет А. Ф. Лосев, является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материальных и духовных сил». Мифы вобрали широчайший круг проблем, касающихся бытия: происхождение мира и человека, благ цивилизации, культурных ценностей, рождения и смерти. В мифах раскрывалась и сама человеческая природа.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Мифологии посвящены библиотеки научных трудов. Маститые ученые бьются над многими ками происхождения мифов и их бытования. Сегодня очевидно: мифология отражает определенный длительный, уходящий в далекое прошлое исторический этап, первобытно-общинную формацию. Мифотворчество было одним из важнейших этапов человеческой цивилизации.

Древний эллин не выделял себя из окружающей природы. Сначала он фетишизировал физические предметы силы, проникая за их пределы. Затем наступила стадия анимизма: он их одушевлял, наделял чертами и способностями, присущими человеку.

Само состояние мира, рельеф местности, очертания гор прибрежной полосы, небесные светила, породы живошых и виды растений — все это воспринималось как результат неких событий, случившихся в отдаленном прошлом. Событий, воспроизведенных в мифе. Между мифом и современной. жизнью существовал огромный временной промежуток.

Миф был для архаичного человека совершенно реальным. В нем аккумулировался практический опыт многих поколений, мудрость предков, воплощавших непререкаемый авторитет Древние эллины не проводили разграничения между естественным и сверхестественным. У них были слабо выделены абстрактные понятия. Мир воспринимался в чувственно-конкретном эмоциональном воплощении. Окружающие предметы виделись не только сами по себе, но как своеобразные метафоры и символы.

МИФОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА.

Мифология — это особая символическая система, с помощью которой познавался и осваивался мир. Она послужила исходным фундаментом для последующего развития науки и культуры. Стала арсеналом поэтической образности, подлинным кладезем сюжетов, своеобразным языком поэзии. Образы и сюжеты мифологии, как нам придется многократно убеждаться в процессе изучения мировой литературы, животворили творчество гениев поэзии от Данте и Ронсара до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и многих других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, потому эти сказания, легенды в течение длительного времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками; это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий и Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.

МИФ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА.

В мифах ярко выразилась неиссякаемая потребность человека в творчестве, его жажда познания окружающего мира и самого себя. Рождение и смерть, смена времен года, приливы и отливы моря, грозы и дожди, цветение и увядание растений, появление плодов, наступление ночи и рождение нового дня, перепады погоды все эти явления наивно приписывались действию неких высших, сверхъестественных сил. Они представали в виде конкретных, зримых и чувственных образов, персонифицировались, г. е. имели облик живых существ, которые воспринимались как вполне реальные.

Если человек не всегда мог объяснить природное явление тем более на него повлиять, скажем, на поразившую крестья, ское поле засуху или затопивший его ливень, неожиданную эпидемию или землетрясение, он стремился преодолеть враждебные ему силы в своем воображении, фантазии. «Первобытное человечество в лице грека, — справедливо заметил Белинский, — во всей полноте кипящих сил, во всем разгаре свежего живого, юного чувства... объясняло явление физического мира влиянием высших таинственных сил». В мифах, как правило, действуют боги, титаны, герои, наделенные сверхчеловеческой мощью, разумом, проницательностью.

Кажется, сама греческая природа предопределила особую красочность мифологии; долины и горные хребты, причудливые бухты, искрящееся голубое море со множеством мелких островов, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы ореады, в лесах дриады, в реках — наяды. Каждая пещера, гора, остров, море имели свое божество. Греки верили, что живые силы управляют ростом растений, деревьев, злаков, что они таятся в каждом камне, воде и металле. Природа и общество не противостояли друг другу, а были как бы слиты, окружающие предметы обретали человеческие чувства и желания.

УНИКАЛЬНОСТЬ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.

добрые или злые волшебники, в древнегреческих мифах герои, пусть легендарные, сталкивались в основном с себе подобными существами. Действие происходило в определенных местностях, что позволяло воссоздавать реальные пейзажи. Сама религиозность греков не была жесткой и догматичной: это предполагало вольную трактовку сюжетов, свободную интерпретацию взаимоотношений героев и богов. В разных частях Греции, в разных местностях существовали свои культы и свои наиболее почитаемые божества.

АНТРОПОМОРФИЗМ БОГОВ.

В отличие от восточных религий, боги в греческой мифологии — антропоморфны. Они обладали не только человеческой внешностью, но и психологической характеристикой. А поскольку и боги, и герои были вылеплены по человеческому подобию, ситуации, коллизии, сюжеты мифов насыщались глубоко жизненным содержанием.

Обожествлялись как предметы, так и понятия, чувства. В «Илиаде» и «Одиссее» поступки героев и их психическое состояние объясняются вмешательством богов. А. Ф. Лосев заметил по этому поводу: «Если все личное у Гомера всерьез подчинено надличному, то, конечно, и мотивировка всех личных поступков должна идти "извне"». Под «надличным», под тем, что «извне», имеются в виду действия божественных сил.

Бог для первобытного человека воплощал грозную силу Он мог покарать, поразить. Он вызывал к себе особое чувство, четанние страха и уважения. Эллин постоянно oinymaj незримое присутствие бога. Это была непременная черта архаичного мироощущения.

МИФОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Народная фантазия древних греков, творившая мифы, питалась реальной жизнью. В мифах нередко заключались наблюдения над окружающим миром, над человеком и его поведением. Это сделало греческую мифологию частью человеческой культуры. И проявляется это в нашей повседневной речи, в выражениях, ставших крылатыми. Мы употребляем словосочетания: «сизифов труд», имея в виду тяжелую, лишенную смысла работу, которую осуществлял в загробном мире Сизиф, втаскивая на гору огромные камни, которые затем с грохотом устремлялись вниз. Мы охотно говорим о титанических усилиях, гигантских размерах. Гиганты и титаны — огромные великаны, дети земли, которые сражались с богами. Мы пользуемся выражением «гомерический смех», означающим высшую степень веселья.

Мифы связаны с разнообразными культами, верованиями. И вместе с тем, в них отражаются народная мудрость и здравый смысл. Так, у древних греков существовал обычай жертвоприношения богам, при этом пропадало немало столь нужного людям мяса. Тогда титан Прометей изыскал способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделил его таким образом, что образовались две неравные груды. В одной находились кости, требуха, в другой — куски свежего мяса. Обе груды Прометей предварительно накрыл шкурами и предложил их Зевсу на выбор. Верховный олимпиец польстился на ту, что была побольше. Этот «прецедент», описанный в мифе, закрепил столь удобное правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. Вообще миф в сказочно-фантастической форме отразил некоторые этапы в жизни древнейшего общества, семьи: черты патриархата и матриархата, процесс овладения огнем, жертвоприношение и т. д. Воспоминания о первобытном людоедстве находим и в мифе о циклопе Полифеме, сыне Посейдона, который убил нескольких спутников Одиссея и пожрал их.

Первоначально сведения о древнейших греческих государствах, о Крите и Микенах люди черпали в мифах и сказаниях. Когда были произведены археологические раскопки, то выяснилось, что многие полученные из мифов сведения достоверны. Вполне возможно, что такие персонажи гомеровского эпоса, как Приам, Гектор, Этеокл, действующие также в мифах, были реальными историческими лицами.

2. Боги

Греческая мифология была населена сонмом разнообразных существ. Среди них — сатиры, горные и лесные демоны, необузданные, резвые спутники бога Диониса, интересовавшиеся только вином и женщинами. Были и те, кого именовали кентаврами: полулюди — полукони. В прудах и озерах обитали наяды, божества, олицетворяющие силы природы. Существовали сирены, существа с женской головой и птичьим телом, отличавшиеся чарующими голосами. Известны женщины-воительницы амазонки, терпевшие мужчин исключительно для продолжения рода. Были и горгоны, мифические женоподобные чудовища. От одного их взгляда любые предметы могли превратиться в камень.

БОГИ И ЛЮДИ.

Но главными персонажами греческой мифологии были боги и герои. Созданные по человеческому подобию, боги были красивы, могли принимать любой облик, но главное — отличались бессмертием. Подобно людям, они могли быть великодушны, щедры, но также и коварны, беспощадны. Однако, при всем своем всевластии и бессмертии, боги также зависели от судьбы. Греческие богини судьбы Мойры были дочерьми Зевса и Фемиды и иногда изображались в виде старух. Неумолимо определяли они срок жизни людей и богов. Даже Зевс обязан был подчиняться Мойрам. В «Илиаде» Зевс, наблюдая с Олимпа поединок Ахилла и Гектора, чтобы определить исход борьбы, бросает жребий на весы. Именно от них зависит решение. Чаша Гектора тянет книзу, а это означает, что он должен уйти в землю. И Зевс обязан примириться с гибелью Гектора, которому симпатизирует

Боги и герои общались с людьми, вступали в любовные отношения; некоторые греческие древние аристократические роды числили в своих предках богов и доказывали божественность происхождения. Да и сами боги по внешности напоминали родовитых аристократов. Их нравы походили на нравы нашей знати. Боги могли соперничать, завидовать, ревновать, хитрить. Однако человеческие эмоции проявлялись у богов с особой интенсивностью. Боги совершали подвиги, но им были знакомы также неудачи, горе. Гибнет возлюбленный Афродиты юноша Адонис. У Деметры бог смерти Аид похищает дочь Персефону Еще большие испытания выпадают на долю героев.

«ОЛИМПИЙЦЫ».

Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции, достигавшей почти трех тысяч метров. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов. Само понятие Олимп было аналогично понятию «небо». Греки верили в существование трех поколений богов, причем в итоге младшее свергло власть старших. Так в мифологии по-своему нашло отражение соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство. Боги закрепили между собой главные сферы жизни.

ЗЕВС.

Верховный бог греков Зевс, отец богов и людей, был подобен царю в человеческом обществе. Его считали сыном Крона, бога времени и земледелия, а потому называли иногда Кронидом или Кронионом. Его матерью была богиня Рея. Отцу Зевса было предсказано, что он будет свергнут одним из своих детей. Поэтому он стал проглатывать детей. Благодаря помощи своей матери Реи Зевс избежал гибели. Когда Зевс возмужал, он лишил Крона власти и заставил вернуть проглоченных им детей. Зевс разделил со своими братьями власть над миром: он получил в удел небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство. Зевс одолел всех врагов, прежде всего Тифона — чудовище с сотней драконьих голов, а также гигантов — огромных, вызывающих ужас змееногих великанов.

и зачастую приводило к серьезным семейным «разборкам». Зевс был грозным богом: громовержцем, тучегонителем. Он разъезжал по небу в золотой колеснице. Изображался сидящим на троне с орлом, со скипетром и пучком молний как непременными атрибутами власти. С высот Олимпа Зевс рассылал людям свои дары, утверждал на земле порядок и законы.

ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ ОЛИМПА.

Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и родам; ее изображали женщиной редкой красоты в роскошном пышном наряде, сидящей на золотом троне рядом с мужем. Ревнивая Гера преследовала своих соперниц (например, Ио) и их детей (Геракла).

Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал своим трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.

не было возврата. Трехглавый пес Цербер (Кербер) сторожил выход из обители мертвых, не выпуская никого назад. Мрачный старик Харон, сын бога вечной тьмы и богини ночи, перевозящий души умерших в загробное царство, ни одну из них не возвращал на землю. Сам бог Аид сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства. Его служанки — неумолимые богини мщения Эринии, были экипированы бичами и змеями и повсеместно неистово преследовали преступников. Там же находился и бог смерти Танат, в черном плаще, с черными крыльями, который посещал ложе умирающего, чтобы срезать мечом прядь волос и отторгнуть душу...

Один из древних богов — Аполлон, сын Зевса и богини Латоны, брат Артемиды, был богом света и искусств, метким стрелком из лука. Он определял духовную творческую жизнь людей. Аполлон получил от Гермеса изобретенную тем лиру и сделался богом муз. Отсюда и его прозвище: Аполлон Мусагет, т. е. предводитель муз. Музами были девять сестер — дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Они были богинями искусства, поэзии и наук: Каллиопа — муза эпической поэзии; Евтерпа — муза лирической поэзии; Эрато — муза любовной поэзии; Талия — муза комедии; Мельпомена — муза трагедии; Терпсихора — муза танца; Клио — муза истории; Урания — муза астрономии; Полигимния — муза гимнической (от гимна) поэзии и музыки.

Аполлон был почитаем как покровитель, вдохновитель поэзии и музыки; таким его запечатлело мировое искусство. Не случайно у Пушкина стихотворение «Пророк» открывается строками:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон.

— знаменитая скульптурная композиция: четверка лошадей и Аполлон с лирой в руках. Этим подчеркивается его значимость для музыкального творчества. Аполлона часто называли Фебом, что означает «блистающий». Этот эпитет употреблялся даже вместо имени. Аполлон был известен также как предсказатель будущего, центром его почитания был остров Делос.

АРТЕМИДА И АФИНА.

Сестрой златокудрого Аполлона была дочь Зевса Артемида, охотница, покровительница животных, богиня плодородия, неутомимая в заботе обо всем, что живет на земле, произрастает в лесу и поле. Она обычно изображалась с луком, которым искусно владела, охотясь в лесах и полях. За ней спешат ее спутницы — нимфы. В разных частях Греции существовал ее культ, а в городе Эфесе был возведен прекрасный храм Артемиды. Житель города некий Герострат, желавший любым способом прославиться, совершил кощунство — сжег храм. Отсюда выражение: «слава Герострата».

Богиня Афина, одна из наиболее почитаемых в Греции, была рождена самим Зевсом, появилась у него из головы в полном военном облачении. Богиня мудрости и справедливости, она покровительствовала городам и государствам как в период войны, так и в мирное время, определяла развитие наук, ремесел, земледелия. В Аттике она была главным божеством и взяла верх над самим Посейдоном в споре за обладание этой местностью. В ее честь был назван главный город. Греции — Афины. Государственные законы, правила и традиции считались плодом ее ума. Богиня покровительствует героям Эллады, одаривает мудрыми советами, спасает в минуту опасности. Если народ или страна ведут справедливую войну, то могут надеяться на заступничество Афины.

АФРОДИТА - БОГИНЯ ЛЮБВИ.

— красивейшая из богинь, все, что связано с Афродитой, исполнено совершенства, прелести, нежности и женского шарма. Афродита — дочь Зевса и океаниды Латоны. Поэтичны обстоятельства ее рождения: она появилась из пены морской у побережья острова Кипр; кстати, это обстоятельство играет не последнюю роль в привлечении на сказочно красивый остров туристов со всего мира. Поэтому Афродиту называют: «Кипридой», а ее постоянный эпитет- «пеннорожденная». Она символизирует весну и жизнь, окружена роскошными цветами: розами, фиалками, нарциссами. Афродита — героиня многих произведений античности. В поэмах Гомера она награждена самыми щедрыми эпитетами: «золотая», «фиалковенчанная», «прекрасновенчанная», «улыбколюбивая», «многозлатая». Как и другие богини, она не лишена лукавства и коварства, способна быть жестокой с теми, кто отвергает любовь (как это случилось с Ипполитом в одноименной трагедии Еврипида). Афродита кокетлива, изящна, обаятельна. И внешне и внутренне она — женщина в самом полном и прекрасном смысле этого слова. Хладнокровие никогда не покидает ее. Гера, не свободная от зависти и ревности, признает способность Афродиты пленять богов и людей неодолимой силой любви. Многие боги пленялись Афродитой, но ее выбор, как это ни парадоксально, пал на бога Гефеста, хромого, малопривлекательного. Но на самом деле их союз исполнен глубокого смысла. Гефест — единственный из богов, кто занят производительным трудом, он олицетворяет мощь творческого начала, столь ценимого эллинами Брак Афродиты и Гефеста символизирует единение красоты и творчества.

МИФ ОБ АДОНИСЕ.

Афродита могла влюбляться в смертных. И подобно смертным испытывать горе.

С именем богини любви связан один из самых поэтичных и трогательных мифов античности. Это миф об Адонисе, внуке царя Кипра, прекрасном юноше, превосходившем всех красотою. В него влюбилась Афродита. Забыв обо всем на свете, она проводила время на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с возлюбленным, а, покидая его, предупреждала об осторожности. Однажды, когда Афродиты не было с ним, собаки Адониса напали на след огромного кабана. Адонис готов был его поразить, когда зверь бросился на него и нанес юноше смертельную рану.

Безмерно было горе Афродиты, узнавшей о гибели юноши. Она отправилась на поиски его по горным склонам и ущельям; натыкаясь на острые камни, оставляла кровавые следы. Найдя его тело, предалась стенаниям. Желая навсегда сохранить о нем память, повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где остались капли крови от ног самой богини, появились алые розы. И тогда Зевс сжалился над неизбывным горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду каждые полгода отпускать Адониса на землю из обители смерти. Проведя полгода в царстве холода, Адонис возвращается навстречу живительным лучам солнца, в объятия златой Афродиты. И вся природа ликует, радуясь их любви. Наличие двух времен года, зимы и лета, эллины объясняли тем, что Персефона в подземном царстве и Афродита на земле поделили между собой прекрасного Адониса.

«Венера и Адонис», стихотворение английского романтика Шелли «Адонис. Элегия на смерть Джона Китса».

ЭРОТ, СЫН АФРОДИТЫ.

Плодом любви Афродиты и Ареса был бог любви Эрот, крылатый стрелок, хитроумный и жестокий малыш, златокрылый и золотоволосый. В его колчане золоченые стрелы, поражая которыми он возбуждает в сердце любовь. Но способен вызвать и неразделенную страсть.

У него нет постоянного жилища, а потому он летает по всему миру. Как и Афродита, Эрот — один из самых популярных персонажей греческой литературы, особенно лирической поэзии (у Анакреонта, Сапфо, поэтов александрийцев). Греческий поэт Ивик гак пишет об Эроте:

... Летит от Киприды он,

Фракийский, и душу

Мощно до самого дна колышет

Жгучим безумьем.

ДРУГИЕ БОГИ.

Среди древнейших богов Греции Гермес, сын Зевса, покровитель путей, путников, но особенно ремесел, торговли. Подобный род занятий требовал иногда и хитрости, и мошенничества. В крылатых сандалиях Гермес облетал весь мир. В настоящее время во время международных совещаний, конференций стол переговоров нередко украшается статуэткой Гермеса.

Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, олицетворял свирепую воинственность, жажду крови, выступая в обличье тяжеловооруженного воина, гоплита. Это был самый нелюбимый среди потомства Зевса, который не переносил воинственного рвения Ареса и не скрывал, что низринул бы его в Аид, не будь тот его сыном.

Зевс и Гера были родителями уже упоминавшегося бога огня, кузнеца Гефеста. Он родился хилым и слабым, и, разгневавшись, Гера сбросила его с Олимпа на далекую землю. Однако ребенок упал в море, был спасен морскими богинями Эвриномой и Фетидой и воспитан в лазурном гроте. Он вырос могучим, широкоплечим, бородатым, с сильными руками, правда, остался хромым, со слабыми ногами. Его изображали стоящим в фартуке перед горном, вооруженным кузнечным молотом, посреди искр и дыма. Гефест считался искуснейшим мастером ковки, и не случайно его особенно чтили в Афинах, где получили развитие ремесла. Это он сотворил богам прекраснейшие жилища, выковал знаменитый щит Ахиллеса, описанный в «Илиаде», латы для Диомеда и скипетр и эгиду для самого Зевса.

начало приобретать все большее развитие земледелие. Центром культа Деметры и ее дочери Персефоны был город Элевсин, где происходили пышные празднества в их честь. Персефона была дочерью Зевса и Деметры, которую по желанию Зевса Аид, как сказано выше, похитил, взял в жены и увел в царство мертвых. Узнав о ее участи, Деметра разгневалась на громовержца Зевса, оставила Олимп, а вместе с ней начали блекнуть и чахнуть все растения на земле. Тронутый неизбывной печалью Деметры, Зевс разрешил, чтобы Персефона на половину или две трети года возвращалась на Землю, где ей воздавали хвалу как богине плодородия вместе с матерью. Миф о Персефоне (иногда ее называют Прозерпиной), особенно история ее похищения, стали темой многих произведений живописи (Рубенс, Брейгель), музыки (Стравинский, Люлли, Монтеверди), литературы (Гете).

Любимейшим богом был Дионис, сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Он покровительствовал растительности, вину и виноделию. Ему было посвящено несколько веселых праздников, которые, как это будет подробно рассказано ниже, сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Дионис представлялся богом веселым, жизнерадостным.

БОГИ «ВТОРОГО РЯДА».

Помимо главных олимпийских богов, были и многочисленные боги как бы «второго ряда», нередко дети олимпийцев. Кроме Эрота к ним относился Гипнос. бог сна, сын богини ночи, брат-близнец Танатоса, бога смерти; Гименей, бог и покровитель брака, сын Диониса и Афродиты, прекрасный юноша с факелом и венком; Асклепий, бог врачевания, сын Аполлона и Корониды; Эрида, богиня раздора, дочь Никты (Ночи), сестра Ареса; Фемида, богиня правосудия; Селена, богиня Луны; Геба, богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры и многие другие.

В образах богов, как и в других фигурах мифов, счастливо реализовался художественный гений эллинов. Боги очеловечены, запечатлены скульптурно, они красивы и величавы. Но не только в мраморе, в мифах живут они. Ниже мы увидим их на страницах гомеровских поэм, в драмах Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана.

Наряду с богами в мифах «задействованы» герои. Они не принадлежали к сонму богов, хотя нередко вели свою родословную от божественных родителей. Среди них было немало потомков Зевса от его связей со смертными женщинами: дети, внуки, дальние родственники (в их числе были Геракл, Персей, Орфей и др.). Силой чувств, смелостью поступков они напоминали верховного Олимпийца. Это были личности, полубожественные, пребывавшие как бы между богами и людьми. Они и после смерти продолжали оказывать сильнейшее влияние на других: человеческие чувства и страсти проевлета в них еще сильнее, чем у обитателей Олимпа. Едва ли не у каждого города и области был свой герой. Наряду с мифологическими персонажами это могли быть и исторические личности (Солон, Мильтиад). Вера в героев составляла замечательное свойство менталитета эллинов, к ним обращались как к богам; своими судьбами, страстями они были приближены к смертным.

Их бытие ощущалось как реальное. Знаменитый Марк Антоний, друг Цезаря и соперник Октавиана, считал себя потомком Геракла, старался внешне походить на него. Могущество героев было связано с их гробницами, которые зачастую находились в центре городов, на рыночных площадях. Останки героев нередко доставлялись с чужбины.

Герои — особые люди смелых поступков и сильных страстей. Все у них по сравнению с обычными смертными дано в укрупненных масштабах, в более ярких красках. Истории героев — это цепь многообразных, причудливых сюжетных коллизий. При этом любовь нередко присутствует как причина, цель, мотивация важнейших деяний и решений.

МИФ ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ.

«хрестоматийными». Сделались художественной памятью человечества. Такова история любви Орфея и Эвридики. Сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы (согласно другим версиям, сын Аполлона и музы серьезной поэзии Полигимнии), во всяком случае внук Зевса, считался одареннейшим певцом, создателем музыки. Искусство Орфея, его пение и игра на кифаре не только захватывало людей, но и зачаровывало растения и животных. Даже камни приходили в движение, чтобы лучше слышать певца. Был Орфей и среди участников похода аргонавтов. Когда жена Орфея Эвридика погибла от укуса змеи, боги, благосклонные к певцу, разрешили ему спуститься в подземное царство. Он растрогал хозяина его, Аида, своей музыкой, и тот отпустил умершую Эвридику на землю. Но, нарушив запрет, Орфей оглянулся на следующую за ним Эвридику, и за это та обречена была уже навсегда возвратиться в царство усопших. Это сделало Орфея женоненавистником.

Согласно одной из версий, он был растерзан фракиянками или вакханками, которых наслал на него Дионис, ибо Орфей с не оказал ему долинного почтением. Музы собрали и похоронили разорванные части тела Орфея, а голова его приплыла на остров Лесбос. Этот миф был очень популярен в античности, а образы Орфея и Эвридики запечатлены на барельефах. Фигура легендарного певца оставила след в истории мирового искусства.

Мотивы этого мифа отозвались на полотнах Тинторетто, Рубенса; сам Орфей, воплощавший могущество пения и музыки, побеждающий смерть, стал героем ряда опер и балетов. Своеобразно преломился миф в пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад».

Геракл самый знаменитый из потомков Зевса. Он — фигура общегреческого масштаба. Это подчеркивается и тем обстоятельством, что свои подвиги он совершает в разных частях Эллады. Зевс словно накапливал силы для рождения своего могучего сына, до него было 12 поколений, а он принадлежал к тринадцатому. У истоков этих поколений находится та самая нимфа Ио, которую преследовала Гера.

олимпец проник в дом Алкмены, приняв облик ее мужа. Все трое суток, пока Зевс находился в доме Амфитриона в объятиях Алкмены, солнце не поднималось над землей. Когда Алкмена собралась рожать, Зевс заявил, что тот, кто родится, будет царствовать над всеми людьми. Об этом он сообщил и Гере, что вызвало у нее приступ ревности. Она сделала все чтобы задержать роды. В конце концов, после немалых мук Алкмены, заклятие Геры было снято, и родился сын. Он получил как жертва преследований Геры имя Геракл, что означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Настоящее же его имя Алкид, т. е. сильный. Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Во Флоренции, в галерее Уффици, помещено скульптурное изображение Геракла, душащего змей.

Геракл вырос в лесах Киферона, сделался могучим юношей, был на целую голову выше любого, превосходил всех силой, не знал соперников в воинских упражнениях, а луком и копьем владел столь искусно, что никогда не промахивался. Он сразил грозного кифернского льва и снял с него шкуру, которую набросил себе на плечи наподобие плаща. Меч Гераклу подарил Гермес, лук и стрелы — Аполлон, панцирь — Гефест, а одежду ему выткала сама Афина.

После целого ряда бурных событий, Геракл, наказанный за ряд тяжких проступков из-за посланного ему Герой безумия, совершил по указанию Аполлона двенадцать знаменитых подвигов. Каждый из них составил сюжет одной из красочных новелл. В их числе было убийство чудовищного немейского льва, опустошавшего окрестности города Немея; уничтожение Лернейской гидры, чудовища с телом змеи и девятью головами дракона; поимка керинейской лаки; истребление стимфалийских птиц, обитавших вблизи города Стимфала, которые опустошали местность, преследовали животных и людей, разрывая их медными клювами; очистки от навоза скотного двора Авгия, владельца неисчислимых стад быков; укрощение критского быка, охваченного бешенством, и другие. Последний двенадцатый подвиг состоял в том, что он проник в подземный мир, одолел адского пса Кербера и привел его живым на поверхность.

Совершил он и другие подвиги: победил великана Антея, оторвав его от земли, дававшей ему силы; отвоевал у смерти Алкестиду, жену фессальского царя Адмета (что послужило сюжетом трагедии Еврипида «Алкестида»); поразил насмерть орла, терзавшего печень Прометея. Завершающим деянием Геракла стал поход против гиганта Эврита, из которого он вернулся с прекрасной пленницей, дочерью Эврита Иолой. В своих подвигах Геракл — союзник богов.

СМЕРТЬ ГЕРАКЛА.

яд, назвав его любовным зельем. Между тем Деянира ревнует мужа к красивой девушке Иоле. Опасаясь, что муж любит Иолу сильнее, чем ее, желая привязать его к себе, она уговаривает его надеть хитон кентавра Несса, пропитанный кровью, якобы обладавшей чудодейственной способностью привораживать. Хитон прирастает к телу Геракла, яд лернейской гидры проникает в него, причиняя нестерпимую боль. Пытаясь снять с себя хитон, Геракл лишь усугубляет страдания, вырывая куски кожи и мяса. Осознав, что она содеяла с мужем, Деянира накладывает на себя руки. Геракл же чувствует, что единственное избавление от мук смерть; он раскладывает костер на горе для самосожжения. Долгое время никто не решается его поджечь. Наконец это делает Пеант: вместе с огромным облаком Геракл возносится на Олимп. Гера, некогда преследовавшая сына своего мужа, рожденного «на стороне», теперь испытывает раскаяние, она выдает за него замуж свою прекрасную дочь — Гебу, богиню юности. Это — знак примирения Геры и Геракла.

Но счастливый финал истории Геракла оспаривается в других версиях мифа. В «Одиссее» главный герой встречает Геракла в подземном мире. Обращаясь к Одиссею, Геракл говорит: «Сын я Крониона Зевса: но тем от безмерных страданий не был спасен».

Глубокий общечеловеческий смысл, воплощенный в фигуре Геракла, благородства его деяний и страстей, сделали его одной из любимых фигур мирового искусства. Он вдохновляей скульпторов и живописцев (Дюрер, Тинторетто, Рубенс), драматурги (Виланд, Дюрренматт) и композиторов (Бах, Гендель). К нему обращались писатели, начиная с древних (Еврипид) и до современных (Ф. Дюрренматт, Петер Хакс).

ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ.

Многие свершения мифологических героев, диктовались не личным интересом, а благом других людей. Так поступали не только Прометей, Персей, Геракл, но и Те-ей, сын афинского царя Эгея (в честь которого было названо Эгейское море). Главным его подвигом стало сражение с Минотавром, которому критский царь Минос отдавал на растерзание молодых афинян. После победы над Минотавром Тесею удалось выбраться из лабиринта с помощью клубка нитей, данного ему дочерью Миноса и женой Диониса Ариадной. Отсюда пошло выражение: «нить Ариадны», путеводная нить. Тесей стал царем Афин, находился среди участников уже упоминавшегося похода аргонавтов. Из другого похода против амазонок он привез царицу Антиопу, ставшую его женой. От этого брака у него остался сын Ипполит; второй его женой, после смерти Антиопы, была Федра. Трагические обстоятельства, связанные с неразделенною любовью Федры к своему пасынку, положены в основу трагедии Еврипида «Ипполит», а позднее — трагедии Расина «Федра»

Широко известен миф о горестной судьбе двух героев, Дедала и Икара, воплотивших вековую мечту людей о воздухоплавании. В мифе словно была предугадана идея авиации. Герой мифа Дедал считался величайшим скульптором и зодчим Афин: он высекал из белоснежного мрамора столь дивные статуи, что они буквально оживали. Однажды Дедал совершил преступление, убил своего племянника, но преступление было раскрыто, и Ареопаг присудил его к смерти. Спасаясь, Дедал бежал на Крит к царю Миносу, который взял его под свою защиту. За это Дедал возвел для него знаменитый дворец-лабиринт Длительное отшельничество на Крите стало тяготить Дедала, однако Минос ни при каких условиях не желал его отпускать. Дедал понял, что единственный путь бегства — только по воздуху. Вместе с ним на Крите находился его сын Икар. Дедал сделал для него и для себя крылья, используя перья птиц, которые он скрепил воском. Отправляясь в полег, он предупреждал сына быть осторожным, не опускаться слишком близко к морю, чтобы брызги волн не омочили крыльев, не взлетать слишком высоко, чтобы лучи солнца не растопили воск.

Поначалу их полет проходил удачно. Но, презрев опасность и предостережения отца, Икар все смелее взмахивал крыльями, устремляясь вверх, навстречу лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, перья рассыпались. Обернувшись, Дедал стал звать сына, но напрасно. Его тело уже поглотили волны. Море же, в котором погиб Икар, стало называться Икарийским: это часть Эгейского моря между островами Самос, Делос и берегом Малой Азии.

Падение Икара — излюбленный сюжет живописи (фрески в Помпее, картины Тинторетто, Ван Дейка). Сюжет мифа лег в основу балета С. Слонимского «Икар» (1971).

Мифотворчество, как уже подчеркивалось, происходило в дописьменную пору и явилось плодом безвестных талантливых народных сказателей и певцов. Певцам надо было помнить множество сюжетов и стихов, обладать прекрасной дикцией, сопровождать свое исполнение игрой на музыкальных инструментах. Сами певцы, почитавшиеся в народе, становились героями мифов, как это было в уже упоминавшемся мифе об Орфее и Евридике.

«аккумулированы» нравственные ценности, понятия о добре и зле, долге и справедливости. Первоначально духовная и творческая деятельность грека были как бы неразрывны. Затем из мифологии стали вычленяться философия, наука, религия, искусство. Особо важную роль играла мифология в развитии литературы. Как уже отмечалось, в основе самых знаменитых произведений, будь то эпос Гомера и Гесиода, трагедии Эсхилла, Софокла и Еврипида, лежат мифологические сюжеты, действуют мифологические герои. Это иллюстрирует известную мысль Маркса, большого знатока античности, о том, что мифология была «арсеналом» греческого искусства, и не только арсеналом, но и «почвой». Выросшие из мифологических представлений культовые действа, например, празднества в честь бога Диониса, в свою очередь, определили структуру греческой трагедии, а также архитектуру греческого театра.

СОВРЕМЕННАЯ «МИФОЛОГИЯ».

Наконец, следует обратить внимание на существенное обстоятельство. Конечно, мифотворчество, если рассматривать его в обычном историко-литературном смысле, — продукт раннего этапа развития человечества. Вместе с тем в XX в. наблюдается особый процесс мифологизации, когда реальные образы понятия, идеи намеренно искажаются, возвеличиваются, обретают новые масштабы с помщью целенаправленной пропаганды, массированных усилий средств массовой информации, телевидения, рекламы. Подобным способом, например, укоренялись в массовом сознании образы-мифы вождей и лидеров тоталитарных государств, национальных героев, которым приписывались гипертрофированные черты добродетели, мудрости, дальновидности, сказочные личные черты и т. д. В духе мифологизации продуцируются и «жития» народных вождей. Как замечено исследователями, в духе «жития» богоподобного человека строится известная поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». То же относится к «идолам» поп-культуры, «звездам» кино, эстрады и т. д. Мифологизируются отдельные исторические события, если это выгодно в интересах пропаганды и обработки общественного сознания.

4. Фольклор

Мифология как одна из форм общественного сознания была тесно связана с ритуалом и фольклором. Их четкое разграничение в архаическую эпоху представляет очевидные трудности. Во всяком случае, литературу «питали» не только мифы, но и жанры устного народного творчества, прежде всего песни. В них, в свою очередь, находили отзвук культовые обряды, игры, особенности трудовой деятельности.

Обряды уходят корнями в глубокую древность и сохраняют свою устойчивость. Нередко они представляют собой драматизированные игры, в которых затрагиваются вечные проблемы человеческого бытия: рождение, вхождение юноши в жизнь, свадьба, похороны. Иногда в обрядах действовал хор, который позднее станет структурным элементом греческой драмы. Среди обрядов был праздник в честь бога Солнца Гелиоса, во время которого хор детей разносил ветки маслины, а также амфоры с вином, маслом и медом. Сама ветка называлась эйресионой, это название перешло и на обрядовую песнь. Вот как звучала одна из таких эйресион:

Настежь раскройтесь двери. Само ведь богатство приходит;
Вместе с желанным богатством и зрелое благоразумье;
Мир дому сему: кувшины в нем вечно да полные будут

Среди жанров греческого фольклора наиболее сохранились песни. Бытовали рабочие песни, исполняемые коллективом в процессе трудовой деятельности. Даже сказочная Кирка в «Одиссее» Гомера поет, работая за ткацким станком. Известны песни мукомолов, гончаров, виноградарей; последние поют в процессе выжимания тисками виноградного сока. Философ Дион Хризостом, прозванный за свое мастерство Златоустом, свидетельствует, что в Греции «песней подбадривают себя в работе».

Свадебные песни получили название гименеи. В «Илиаде» Гомера развернуто знаменитое описание щита Ахиллеса, на котором изображены различные бытовые сценки и реалии. Там, в частности, описывается свадебная церемония, сопровождаемая песней:

Там невест из чертогов при блеске светильников ярких С кликами брачных песен ведут по городам стогнам, Юноши хорами в плясках кружатся...

Гименеи исполнялись также во время религиозных праздников при обряде «священной свадьбы». Близок к гименею был эпи-таламий, который пел хор юношей и девушек. Его исполняли для жениха и невесты перед тем, как те уходили в брачный покой.

«Илиады» воспроизведен подобный френ, плач пленницы Брисеиды над телом Патрокла, павшего от руки Гектора. При этом Брисеида в отчаянии раздирает ногтями лицо, шею, грудь. В духе френа изливает свое безмерное горе Андромаха, на глазах которой был убит ее муж Гектор (ХХП песня «Илиады»).

Среди фольклорных песен выделялась застольная песня,. Во время ее исполнения на пирах в Афинах сложился обычай передавать друг другу миртовую ветвь. Тот, кто ее получал, должен был исполнять сатирическую песню. Нередко в сколиях воспевались героические деяния предков, почитание которых — замечательная традиция эллинов. Исполнялись также песни как детьми, так и взрослыми во время игр. Например, девушки играли в цветы и исполняли песню «антема» (от греческого слова «антос», т. е. цветок).

Где розы мои?

Фиалки мои?

Где красавица петрушка?

— Вот розы твои,

Фиалки твои,

Вот красавица петрушка.

Непременный элемент греческого фольклора — пословицы, загадки, заклинания. Важнейший его жанр, как, впрочем, и у других народов, — сказка. В гомеровской «Одиссее» сказочные мотивы — важнейший компонент сюжета. Таков, например, известный каждому школьнику эпизод с циклопом Полифемом. В нем два момента, имеющих параллели в фольклоре народов Европы: ослепление одноглазого чудовища с помощью раскаленной головни и уход от его мести благодаря хитрости. В «Илиаде» сказочный, восходящий к фольклору характер имеет эпизод, когда герой Диомед побеждает самих богов. Из сказки взят и мотив переодевания как форма сокрытия своего лица: в рубище нищего приходит Одиссей к свинопасу Евмею («Одиссея»); под видом странника является во дворец Клитемнестры Орест, чтобы свершить месть («Хоэфоры» Эсхила).

БАСНЯ.

Басни возникли в догомеровскую эпоху и нашли свое отражение в творчестве более поздних писателей. Влияние т. н. животного эпоса заметно в словах Ахиллеса, вступающего в поединок с Гектором (XXII Песнь «Илиады»):

Нет и не будет меж львов и людей никакого союза,

Гесиод в поэму «Труды и дни» «интегрирует» басню о соловье и ястребе. Поэт лирик Архилох излагает басню о дружбе лисицы с орлом. Отголоски басенных мотивов заметны у комедиографа Аристофана. Известно имя первого греческого баснописца, жившего, по-видимому, уже после Гомера.

ЭЗОП.

Греции ходили сборники басен, коротких, в прозаической форме, авторство которых приписывалось Эзопу. Вот одна из басен: «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал: «Какой шум поднялся бы у вас, если бы я это стал делать». В конце басни обычно формулируется вывод. Басня «Орешник»: «Рос орешник возле дороги, и прохожие с него каменьями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: «Несчастный я! Что ни год, я сам себе рощу и боль, и поношение». Басня о тех, кто страдает за свое добро. А вот басня «Волк и ягненок». Волк гнался за ягненком. Тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно. Ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу. Ответил ягненок: «Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя». Басня показывает, что если нужно умереть, то лучше умереть с честью.

Эзопу принадлежат такие известные басни как «Волк и Ягненок», «Крестьянин и змея», «Дуб и трость», «Лягушка и вол», «Стрекоза и муравей» и др. Акад. М. Л. Гаспаров подсчитал, что в баснях Эзопа действуют более 80 видов животных, около 30 представителей различных профессий (охотник, кожевенник, мясник, рыбак и др.), около 30 богов и мифологических персонажей

Сюжеты эзоповских басен оказались столь жизненны, исполнены столь глубокого смысла, что они в дальнейшем были использованы в переработанном виде крупнейшими баснописцами мира: это римлянин Федр, француз Лафонтен, Лессинг в Германии, а в России Хемницер, Измайлов и Крылов.