Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1
Введение. Античность как колыбель европейской цивилизации.

Введение.

АНТИЧНОСТЬ КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

1. Мировое значение литературы Древней Греции. 2. Античность и Восток. 3. Античное наследие в Европе. 4. Античность и русская культура. География и этнография античного мира. 6. Источники знаний об античности. 7 Греческий образ жизни. 8. Периодизация греческой литературы. 9. Межпредметные связи. 10. Литература.

История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природные ландшафты. Многое превращается безжалостным временем в прах. Единственное, что времени не подвластно, — это великое искусство.

И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивилизация, искусство и литература.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ.

Сами греки называли свою страну Элладой, себя — эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас от; ленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы просто не задумываемся над тем, как многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция — это колыбель европейской культуры.

В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, буквально на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт общественно- литической лексики. Понятия и термины: экономика, политика, философия, эстетика, логика, диалектика множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектуpa дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктивные решения — колонны, капители, арки, своды, барельефы, лепные украшения, исполненные симметрии и гармонии, — плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.

Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогики и эстетики, истории и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристотеля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приезжают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, возвышающийся над Афинами.

ГРЕЦИЯ РОДИНА ДЕМОКРАТИИ.

Одной из главнейших заслуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» означает власть народа. Демократия предполагала участие всех свободных граждан в государственных делах, в управлении, обсуждении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответственность власти и сменяемость власти.

Человечество познало разные формы и типы правления: монархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результаты Господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирования и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утверждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.

Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.

1. Мировое значение литературы Древней Греции

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов — Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

2. Античность и Восток

процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (греческих) племен на Крит (XV в. до н. э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность. Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII—XII вв. до н. э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» — было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т. е. V в. до н. э. произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов.

Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет.

Культурные связи Греции и Востока — многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных монархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии — великая поэма «Ригведа»; в Китае — книга древнейших песен «Шицзин».

Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы.

Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624—546 гг до н. э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет.

В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I—II вв. н. э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие.

В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у местных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы — коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на происхождение двух шедевров мировой литературы.

Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые отношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позднее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков.

Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и 'груды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это — одно из первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»), Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал с чужих слов. В его главном труде «История» — описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд — своеобразная энциклопедия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.

3. Античное наследие в Европе

РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

В 146 г д. н. э. Греция перестала существовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богатству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и греческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художественного опыта древних эллинов — наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.

С падением Римской империи (476 г н. э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, наследия заметно снижается. Господствующая католическая церковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жизни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Следующий этап — эпоха Возрождения, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессивный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Родиной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гуманистические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях.

Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий интерес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты находили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его — верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным человеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.

КЛАССИЦИЗМ.

Следующей эпохой, отмеченной живым вниманием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в ХVII—ХVIII вв. Само название этого литературного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».

Наиболее полно эти положения были обобщены и сформулированы французским писателем Никола Буало в его знаменитом, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художественной практике великих мастеров. В своем трактате Буало воздавал хвалу древним:


Что пояс красоты дала ему Венера.
В его творениях сокрыт бесценный клад:
Они для всех веков как бы родник услад.

В трагедиях Корнеля, Расина, а отчасти в комедиях Мольера реализовывалось требование трех единств: единства места, времени и действия; это объявлялось непременным элементом драматургического произведения.

В Германии интерес к античности стимулировался, в частности, благодаря неутомимой деятельности Иоганна Винкельмана, историка античного искусства, видевшего в античности «благородную простоту и спокойное величие». Фундаментальный труд Винкельмана «История искусства древности» (1763) стал откровением для читателей.

В 1780-е годы Гёте и Шиллер, каждый по-своему, разрабатывают концепцию т. н. «веймарского классицизма»; в античности их пленяют пафос жизнеутверждения, идеал гармоничной личности и художественное совершенство. В трагедии «Ифигения в Тавриде» (1787) Гёте перерабатывает древнегреческий миф в соответствии с эстетикой классицизма. Во второй части «Фауста» брак Фауста с прекрасной Еленой символизирует великую роль античной красоты. В стихотворении «Боги Греции» Шиллер с грустью размышляет о безвозвратно ушедшем мире прекрасной Эллады. В «Письмах об эстетическом воспитании человека» он настаивает на непреходящей ценности античного искусства, будучи убежден, что воспитание на его примерах может духовно и нравственно обогатить и возвысить индивида.

Вообще же, интерес к античности в Европе никогда уже более не угасал. К ней обращаются романтики: английские поэты Байрон и Шелли, немецкий поэт Гельдерлин, драматург Клейст, французский поэт и романист Гюго.

АНТИЧНОСТЬ И XX ВЕК.

Античность в литературе нашего столетия — тема огромная и увлекательная. Эпизоды гомеровских поэм в основе и одного из величайших романов XX века — «Улисс» (1922) Джеймса Джойса. Мифологические сюжеты и мотивы активно используются многими крупнейшими драматургами. Среди них Гофмансталь и Гауптман, Ануй и Сартр, Жироду и Брехт, Юджин О'Нил и Максуэлл Андерсон, Теннесси Уильяме и Бернард Шоу. Писателей притягивают такие драматические фигуры, как Александр Македонский, Перикл, Клеопатра, Спартак, Юлий Цезарь, Нерон, Калигула и др.

Нередко сюжеты и образы античного мира получают воплощение в кинематографе, музыкальном и балетном искусстве.

4. Античность и русская культура

Живые взаимосвязи между Элладой и Русью стимулировались тем обстоятельством, что на северном и кавказском побережье Черного моря, а также в Крыму находились греческие колонии и поселения. В летописи «Повесть временных лет» (ХП в.) можно прочесть о том, что с незапамятных времен по рекам Волхов и Днепр пролегал «великий путь из варяг в греки»: от берегов финского залива норманны проходили до Черного моря и доплывали до Царьграда (Константинополя). С принятием христианства Ярослав Мудрый привлек переводчиков греческих книг.

Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина — Софии Палеолог. Она приехала в 1472 г в Москву в сопровождении целого штата своих придворных, которые содействовали распространению греческой культуры. Известно, что Иван Грозный накопил ценную библиотеку греческих книг, а в своих сочинениях не раз ссылался на авторитет античных авторов. Благовещенский собор в Кремле (строительство начато в XV в.) был украшен живописью и фресками, запечатлевшими Гомера, Вергилия, Платона, Аристотеля и других.

С начала XVIII в. античность все активнее интегрируется в русскую культуру. Основанное в Москве в 1687 г учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия становится очагом подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей, слушателей медицинских училищ; в нем в числе дисциплин были древнегреческий и латинский языки.

Знатоком и поклонником античности был Ломоносов, переводивший греческих и римских авторов. В 1755 г был основан Московский университет, ставший одним из центров изучения античной культуры. Начиная с XVIII столетия непрерывно растет число переводов древнегреческих авторов на русский язык. Русские читатели органично воспринимают понятия и образы античного мира. Создавая стихотворение «Памятник», Державин, а позднее и Пушкин были вдохновлены одой выдающегося римского поэта Горация: «Памятник я воздвиг По словам Радищева, Гомер и Вергилий «читаны будут, поколе не истребится род человеческий».

Античные мотивы буквально пропитывают раннюю лицейскую лирику Пушкина, который также переводил греческих (Анакреонт) и римских (Катулл) поэтов. Не раз возникает в его творчестве образ римского поэта Овидия, удаленного из Рима по приказу императора Августа. Пушкин, находясь в ссылке в Бессарабии, неподалеку от тех мест, где томился римский поэт, ощущал глубокую созвучность между участью своей и Овидия. В 1829 г. в России вышел перевод «Илиады», выполненный Н. Гнедичем, — это явилось примечательной страницей в литературной жизни страны. Пушкин отозвался на творческий подвиг Гнедича вдохновенными строками:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.

В 1849 г Жуковский перевел «Одиссею». Трудно назвать крупного русского писателя, который не оценил бы восторженными словами творения эллинов и так или иначе не отобразил бы их в своем творчестве... Гоголь писал о счастливой полноте и богатстве жизни, запечатленных в гомеровском эпосе. Белинский — о невыразимом наслаждении, которое он испытывает, приобщаясь к греческим шедеврам: ... Греческое искусство было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы», оно «просветило и одухотворило все естественные склонности человека». И далее: «Все формы природы были равно прекрасны для художественной души»эллина». По справедливому мнению критика, греческий и латинский языки «должны быть призваны краеугольным камнем всякого образования, фундаментом школ». Созданные в ХГХ в. в России классические гимназии давали основательную подготовку в области латинского и древнегреческого языков, а также античной литературы. В главнейших университетах, например, Московском, Петербургском, были созданы кафедры классической филологии.

«Войны и мира», принимается за изучение древнегреческого языка, чтобы воспринимать Гомера в подлиннике. Среди переводчиков античной, в частности древнегреческой, литературы были, помимо Гнедича и Жуковского, многие выдающиеся поэты: Л. Мей, А. Фет, В. Вересаев, А. Майков, А. Григорьев, Вячеслав Иванов, И. Анненский, Д. Мережковский и др. В поэзии «серебряного века» — с особой настойчивостью варьируются античные сюжеты, образы, мотивы. Замечательная греческая поэтесса Сапфо стала героиней стихов Мирры Лохвицкой. Горячим поклонником и знатоком Эллады и ее искусства был поэт и критик Иннокентий Анненский. Образы Древней Греции присутствуют во многих стихах раннего Осипа Мандельштама, в частности, в сборнике «Камень». Композитор Игорь Стравинский написал на античные сюжеты балеты «Агон», «Аполлон Мусагет», «Орфей». Выдающимся знатоком античности был В. Я. Брюсов, знаток и переводчик римской литературы. Почти четверть века с перерывами работал он над воссозданием поэмы Вергилия «Энеида» на русском языке.

Не будет преувеличением сказать: отношение к античному наследию, уровень его изучения и освоения — один из показателей культурного развития данной страны или общества. В ХГХ в. в России складывается сильная научная школа изучения античности. На рубеже столетий появились серьезные труды в этой области, в том числе учебники для гимназий (Е. Ф. Корша, Ф. Ф. Зелинского, СИ. Соболевского и др.). Традиции этой школы были продолжены в послеоктябрьское время: увидели свет учебники по древнегреческой литературе (И. М. Тройского, И. И. Толстого, СИ. Радцига и др.), академические трехтомная история древнегреческой литературы и двухтомная история римской литературы; большое число справочных изданий и словарей по мифологии, античному искусству. Заслуженным признанием пользуются исследования современных знатоков античного мира С. С. Аверинцева, М. Л. Гаспарова, В. Н. Ярхо, М. Е. Грабарь-Пассек, Н. Ф. Дератани, А. А. Тахо-Годи и др. Некоторые из них выступали и как исследователи, и как переводчики. Труды древнегреческих авторов выпускались в таких высокоавторитетных изданиях, как 200-томная «Библиотека Всемирной литературы», в сериях: «Литературные памятники», «Библиотека античной литературы», «Античная драматургия» и др. Двухтомный иллюстрированный труд «Мифы народов мира», включающий богатый материал по античности, был удостоен Государственной премии. Гордость не только отечественной, но и мировой науки — труды А. Ф. Лосева (1895—1988), маститого ученого-филолога, философа, музыковеда, специалиста по логике и математике. Античность занимала в его многочисленных исследованиях центральное место. Одно из главных — многотомная «История античной эстетики», о которой академик Д. С. Лихачев справедливо заметил, что это «труд, осуществить который, казалось, лишь под силу академическому институту». После кончины ученого, в его честь проводятся научные конференции — «Лосевские чтения». В Москве, в доме на Арбате, где жил А. Ф. Лосев, создается научный центр — «Дом Лосева». Его труды признаны за рубежами России.

5. Географии и этнография античного мира

Приступая к изучению древнегреческой литературы, небесполезно представить природные условия и ландшафты Эллады. Это существенно, поскольку эллин полно и органично ощущал свою растворенность в природе. А она, в свою очередь, присутствует в лучших творениях словесного искусства.

«ДОЧЬ МОРЯ И ЗЕМЛИ».

Южную часть Греции образовывал полуостров Пелопоннес, суровый край, местность, поросшая дубовыми лесами, со спускающимися к морю склонами. Средняя Греция отделялась от Пелопоннеса Коринфским заливом. Здесь выделялись две провинции: Аттика и Беотия, они составили позднее основу Афинского государства. Среди городов широко известными были Афины и Элевсин. Северная Греция представляла собой лабиринт скалистых, лесистых горных массивов Проходом через них было Фермопильское ущелье, также ставшее знаменитым как место легендарного подвига 300 спартанцев, павших в борьбе с персами. Здесь возвышалась самая высокая гора Греции — Олимп, обиталище богов. К северному побережью Эгейского моря примыкала Фракия, а к западу от Фракии находилась горная, труднодоступная Македония.

Жизнь в Греции определялась близостью моря, сочетанием суши и воды. Греция окружена морями: южную ее часть омывает Средиземное море, к западу от полуострова — Ионическое море с рядом крупных островов, среди которых Итака, на котором располагался дворец Одиссея. Очень давно было известно грекам Черное море (оно называлось Понт Эвксинский). Минуя Пропотинду (Мраморное море), греки выходили в Черное море и плыли в Колхиду, в Крым, в Скифию.

Замечательную роль сыграло в судьбе греческой цивилизации Эгейское море, бывшее как бы внутренним морем, поскольку вокруг него располагались греческие земли. Его иногда называли «царь-море». В Эгейском море было рассеяно множество мелких островов, которые облегчали задачи молодого судоходства. Среди островов было несколько оставивших заметный след в истории: Парос, Кеос, Делос. Острова образовывали как бы естественные мосты между Европой и Азией.

Южный «мост» составлял вытянутый остров Крит, словно бы замыкавший Эгейское море. Он был богат кипарисовыми лесами (ныне почти исчезнувшими) и стал самым сильным в морском отношении государством Греции. Известен был также остров Родос у побережья Малой Азии. Был средний «мост» островов, связывавший Аттику с Малой Азией. Северный «мост» — ряд островов, отходивших от Фессалии; среди них выделяются Хиос, богатый вином и мрамором, а также знаменитый остров Лесбос, на котором жила поэтесса Сапфо. Западное малоазийское побережье состояло из нескольких провинций, таких, как Фригия, Мизия, Лидия, Кария. Там находилось несколько портов и городов, расположенных недалеко от моря. Среди них был и легендарный город Илион (Троя), воспетый в гомеровской поэме.

Приятный живописный ландшафт сочетался с субтропическим климатом. Лето — не жаркое ввиду близости моря. Мягкая зима длится два-три месяца. Море с многочисленными бухтами удобно для рыболовства, долины для земледелия и виноградарства; изобилие полезных ископаемых, руды, серебряные копи способствовали развитию ремесел и металлургическому производству. Известный русский филолог-классик Ф. Ф. Зелинский писал по этому поводу: «Таков был этот уютный мирок, это единственное в Европе полное и тесное сочетание моря и земли. Европейская культура, созданная греческим народом, — «дочь моря и земли».

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ГРЕЦИИ.

Сведения о древнейшем населении Греции и прилегающих земель скудны. Известно о племенах, живших издавна на юге Балканского полуострова, которые именовались пеласги. Там же были племена ахейцев; во всяком случае, под таким именем они действуют в «Илиаде» Гомера. В Средней Греции обитали ионийцы, на Крите — критяне. В результате перемещения племен в I тыс. до н. э. в итоге сложилась примерно такая картина. На севере Греции и в средней части, а также на островах Эгейского моря осели эолийцы; несколько южнее — ионийцы; в Пелопоннесе, в Лаконии, Мессении — ахейцы; в остальных провинциях полуострова, а также на островах Родос и Крит — дорийцы. Наряду с процессом перемещения и движения племен происходил постепенный переход от первобытных общинно-родовых отношений к более высокой ступени развития общества. Стали проявляться имущественные соучальные различие.

КОЛОНИЗАЦИЯ.

Другим важным явлением в древнейший период истории была колонизация. Рамки, горизонты греческого мира непрерывно расширялись. Греки были отличными мореплавателями. Они выходили в море не только из-за страсти к приключениям, но и по необходимости. Нехватка плодородной почвы в континентальной Греции вызывала нужду в хлебе и некоторых других продуктах, побуждала греков осваивать новые земли.

Первоначально процесс охватывал побережье Эгейского моря. Особенно активно колонизировались берега Малой Азии. Шла колонизация и в западном направлении, греки высаживались в Южной Италии, на острове Сицилия, а также на юге современной Франции, где был основан город Массалия (нынешний Марсель). Проникли греки и в северную Африку, где у них были опасные конкуренты — финикийцы. Там греки заложили колонию Кирена (на территории современной Ливии). От нее сохранились руины храма Аполлона и театра. Важным направлением колонизации было северо-восточное. Греческие колонии появились на берегах Геллеспонта (Дарданельского пролива) и Пропонтиды (Мраморного моря). Здесь выделялись торговый центр RiBiik. а также колония Халкедон. Несколько позднее возникла колония Византии, основанная в VII в. до н. э., которая стала перевалочным пунктом на пути в Причерноморье. Позднее Византии был переименован в Константинополь.

Причерноморье было населено воинственными племенами, поэтому колонизация в этом районе несколько замедлилась. Тем не менее примерно с VII в. до н. э. на берегах Черного моря стали возникать греческие поселения и города. Так Причерноморье обрело свою «эллинскую кайму».

Одна из наиболее значительных греческих колоний была основана у Днепровско-Бугского лимана и называлась Ольвия. В Крыму заложили город Феодосию, а на месте современной Керчи — город Пантикапей, позднее ставший столицей Боспорского царства. На кавказском берегу жители Милета основали две колонии неподалеку от нынешних Сухуми и Поти: Диоскуриаду и Фасис. Ионийцы заложили колонии на Таманском полуострове, главная из которых Фанагория в дельте реки Кубань. Вблизи Севастополя находилась колония Херсонес, а рядом с нынешним Ростовом — Танаис. Раскопки в греческих городах в Причерноморье и Крыму подарили нам немало находок материальной культуры, которые хранятся в российских музеях.

Греческие поселенцы, безусловно, оказывали культурное воздействие на скифов, кочевавших к северу от Черного моря. Их приобщение к земледелию привело к тому, что Причерноморье стало своеобразной житницей каменистой Греции, а хлеб — основным предметом вывоза.

Все это отозвалось в мифе о богине земледелия Деметре. Она вручила Триптолему, сыну элевсинского царя Келея, колосья пшеницы и на крылатой колеснице отправила его в северное Причерноморье, наказав подарить их людям и обучить земледелию. Деметра через Триптолема благословила эту дотоле дикую землю, чтобы она сделалась благодатной и хлебородной на все времена.

6. Источники знаний об античности

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ.

Прежде всего, это труды античных историков: Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других, а также ораторов, философов. Это также ллитературные произведения, бесценные в познавательном отношении. Одно только исчерпывающее перечисление того, что было выгравировано на щите Ахиллеса, в 18-й песне «Илиады» дает достаточно емкое впечатление о бытовом укладе греков гомеровской эпохи. Важнейшие стороны жизни греков, их понятия, мораль, семейные отношения раскрываются для нас в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида и особенно в комедиях Аристофана. История греческой литературы время от времени обогащается счастливыми находками: обнаружены неизвестные ранее тексты греческого комедиографа Менандра («Угрюмец»), поэтов Архилоха, Каллимаха. Даже мифы и легенды, при всей их фантастичности, способны обогатить наши сведения о жизни, традициях и понятиях древних эллинов. К сожалению, памятники античной литературы, особенно древнегреческой, сохранились далеко не полностью. Так из, примерно, 90 трагедий Эсхила нам известны только 7 До нас дошла лишь малая часть стихов замечательных греческих поэтов-лириков Архилоха, Анакреонта, Сапфо и других.

ПАПИРУС И ПЕРГАМЕНТ

Произведения греческой литературы писались на папирусе. Изготовлялись широкие листы, которые свертывались в специальные свитки. В И —I вв. до н. э. папирус стали заменять пергаментом, изготовлявшимся из кожи животных. Конечно, за многие столетия немало свитков папируса и пергамента погибли. Дошедшие до нас тексты — обычно плод многократного переписывания. Следует помнить, что некоторые произведения исчезли, потому что на протяжении длительного времени происходил отбор того, что считалось необходимым для школы, для специального изучения и заучивания. В нашем распоряжении сегодня не только цельные, законченные произведения, но и многочисленные отрывки, т. н. фрагменты.

В песках Египта, например, нередко обнаруживаются куски папируса с фрагментами текста. Но они также представляют ценность для науки и изучаются. Другой источник — различные надписи на древнегреческом языке на зданиях, надгробиях, камнях, глиняных сосудах. Полезные сведения содержат и древнегреческие монеты, свидетельствующие о состоянии экономики. На некоторых монетах выгравированы портреты эллинских царей, а также их имена.

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ.

Но наиболее богатые и ценные результаты дают археологические экспедиции. Самой знаменитой остается экспедиция немецкого ученого самоучки Генриха Шлимана (1822—1890), который в поисках гомеровской Трои произвел раскопки на побережье Малой Азии, в сущности, доказав, что в основе «Илиады» лежат исторические события, художественно преображенные. Шлиман дал стимул для последующих археологических открытий.

Бесценны открытия, сделанные английским археологом Артуром Эвансом (1851 — 1941). Успешные раскопки, начатые в 1900 г., позволили представить неизвестный до того мир материальной культуры, доказать, что примерно две-три тысячи лет тому назад в районе Эгейского моря процветала крито-микенская цивилизация.

Ее центр находился на острове Крит, который вел активную торговлю с близлежащими островами. На нем шла добыча драгоценных металлов, существовала школа первоклассных мастеров, творцов прославленных критских изделий из золота и эмали. Видимо, богатство местной знати нашло отзвук в сказочном мифе о Миносе, который своим прикосновением превращав любой предмет в золото. Он считался могущественным царем Крита и прилегающих островов.

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ.

Эвансом было обнаружено древнейшее поселение, развалины дворца из тесаного камня. Он получил название Кносского дворца и считается главным владением Миноса. В итоге длительных археологических работ удалось установить, что это обширный дворцовый комплекс, создававшийся на протяжении XX—XV вв. до н. э. Все это описано А. Эвансом в фундаментальном пятитомном труде «Дворец Миноса в Кносе» (1921-1936).

Дворец состоял из нескольких ярусов, его площадь до 16 000 м2, он отличался восточной пышностью, имел прямоугольную форму, в нем были жилые комнаты, залы для церемоний, веранды, балконы, склады. Внешне хаотичный, он, на самом деле, был возведен весьма экономично, комфортно, приспособлен к местному климату; внутри него свет распространялся через лестничные клетки и световые шахты.

Были обнаружены также красочные фрески, создатели которых демонстрируют высокую художественную технику. Фрески, выполненные ими в реалистической манере, позволяли судить о том, какова была придворная и религиозная жизнь острова. Видимо, знать сосредоточивалась вокруг дворца, а правитель выполнял также функции верховного жреца. Помимо «элиты», царя и придворных, существовала социальная прослойка ремесленников — гончары, скульпторы, ювелиры, каменщики.

На рубеже III—II тыс. до н. э. происходит расцвет культуры Крита. Было выстроено еще несколько дворцов. Затем критская цивилизация погибла; видимо, одной из причин стало извержение вулкана, дополненное землетрясением, что привело к оползням на ряде островов, после чего целые участки суши оказались под водой.

великого греческого философа Платона: «Тимей» и «Критий». До сих пор споры об Атлантиде не утихают: выдвигаются разные версии ее существования. В 2000 г неподалеку от побережья Египта на дне моря были обнаружены развалины древнегреческого города с сохранившимися тредметами быта, амфорами, статуями.

МИКЕНЫ.

В поэме Гомера «Илиада» мы находим упоминание о богатых золотом Микенах. Сегодня очевидно, что речь идет еще об одном центре догомеровской культуры, возникшем во II тыс. до н. э. после заката Крита. Микены, расположенные на материковой Греции в северной части полуострова Пелопоннес, были центром раннего рабовладельческого государства.

Первые раскопки в Микенах начал уже упоминавшийся Генрих Шлиман, который открыл шахтные гробницы, выдолбленные в скалах. Вместе с останками умерших там было найдено множество ценнейших предметов: сосуды, украшения, портретные золотые маски, короны, бронзовые мечи, инкрустированные драгоценными камнями. Одна из шахтных гробниц получила название «гробницы Агамемнона». Шлиман и другие ученые считают, что она могла принадлежать Агамемнону, царю Аргоса, главнокомандующему войсками греков, воевавших под Троей, т. е. одному из главных героев гомеровской «Илиады».

В Микенах находилось также два дворца внушительных размеров. Долгое время о микенской культуре ученые судили, лишь исследуя дворцовые развалины и предметы быта. Но после того, как в 1953 г была разгадана микенская письменность, стало ясно содержание надписей на многочисленных глиняных табличках.

—1956), который в годы второй мировой войны служил в качестве специалиста по шифрам. Распознав тайну микенского письма, он сделал сенсационное открытие, обогатившее мировую науку. Он доказал, что надписи в Микенах, а также в Пилосе выполнены особым линейным письмом. Хотя таблички, прочитанные Вентрисом, содержали лишь перечни бытовых предметов, относились к чисто хозяйственным документам, они позволили понять существенные особенности микенского общества. Государством правил царь, также сплоченная вокруг него привилегированная верхушка, простой же люд, земледельцы, скотоводы, ремесленники, обслуживали дворцовое хозяйство. Так находки и усилия археологов приоткрыли для нас завесу над «доисторической Грецией».

В эпоху греко-микенской культуры на территории Греции существовали и другие государства, воевавшие между собой, совершавшие завоевательные походы. Одной из военных экспедиций, как теперь стало очевидно, была и Троянская война, описанная в «Илиаде». В XIII—XII вв. до н. э. племена Балканского полуострова в процессе продвижения на юг сметали небольшие рабовладельческие царства. Разрушили они и Микены. Некоторые греки, спасаясь от врагов, переплывали Эгейское море, обосновывались в Малой Азии. Именно среди этих переселенцев оказались живучими мифы о Троянской войне.

Долгое время греки не имели общего литературного языка. Они говорили и писали на трех диалектах: ионийском, дорийском и эолийском. Афиняне говорили на аттическом наречии, со ставлявшем как бы сердцевину ионийского диалекта. Историк Геродот писал по-ионийски, а поэтесса Сапфо — по-эолийски. Пиндар слагал свои оды и гимны по-дорийски. Однако они достаточно хорошо понимали друг друга. Литературый язык сложился позднее в эпоху эллинизма.

«ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Греческая литература неповторима и уникальна. Мыслители разных эпох не скупились на самые лестные эпитеты относительно ее художественного вклада. «Обаятелен мир древности, — восторгался Белинский. — В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность личного достоинства». Маркс писал, что греческое искусство и эпос «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении сохраняют значение нормы и недосягаемого образца». В творениях эллинов нас поражают глубина, монументальность и одновременно наивность, непосредственность, ибо греки, по словам того же Маркса, были «нормальными детьми», а их искусство отразило «детство человеческого общества, там где оно развилось всего прекраснее».

Как жили древние эллины, стоявшие у истоков европейской цивилизации, создавшие великие художественные ценности? Что представлял собой эллинский тип чисто внешне? Вот одно из описаний, принадлежащее Р. Х. Адамантию, знаменитому врачу (V в. до н. э.): «В тех местностях, где эллинская раса сохранилась в чистом виде, население отличается довольно высоким ростом, широкими плечами, стройностью, крепким сложением; они блондины с белым цветом кожи и с устойчивым, хотя нежным румянцем, у них прямые крепко сложенные ноги с изящными ступнями, круглая средней величины голова на крепкой шее. ... Среди всех народов греки выделяются красотой своих глаз».

ЭЛЛИН: ХАРАКТЕР И МЕНТАЛИТЕТ

А что можно сказать об отличительных чертах национального характера эллина, его менталитета? Вопрос не из простых.

Наверно, счастливой особенностью эллинского национального характера следует считать своеобразный универсализм, щедрое разнообразие дарований. Римский сатирик Ювенал подметил, что греки, наводнившие Рим, выказывают очевидные способности в разных видах ремесел. Аристотелю принадлежит такое наблюдение: те, кто живут в холодном климате, отличаются энергией, но недостаточной живостью ума; обитателям Азии и жарких стран при интеллектуальной живости недостает энергии. У эллинов — живой и деятельный ум. Указанные черты во многом объясняют привлекательные, неувядающие особенности эллинского искусства: гармоничность, ясность. Это — следствие душевного равновесия их создателей.

«Ничего слишком» — один из существенных постулатов, определяющих его поведение. Фантазия у эллина соединялась с рассудочностью, чувство — с умом, а страсть — с холодным расчетом. Добавим к этому любознательность, стремление открывать и познавать неведомое, что обусловило успехи эллинов в самых разных науках и ремеслах. Сметка, находчивость, умение приспосабливаться к неожиданным ситуациям эти исторически сформированные черты эллина нашли свое яркое воплощение в гомеровском Одиссее, этом истинно эллинском характере. А. Ф. Лосев видит в Одиссее выражение «понтийского духа»: «Одиссей является как раз носителем пон-тийской практической разумности, умной и дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, неустанной энергии и организационной деятельности, умения красно и убедительно говорить, тончайшей дипломатии, хитрости и политического искусства».

Тонкость ума — приметная черта греков.

У историка Геродота читаем: «С давних времен эллин отличается от варвара сообразительностью и отсутствием глупого легковерия». Цицерон свидетельствует о присущем эллинам остроумии и охотно цитирует принадлежащие им меткие, тонкие суждения. Французский философ Огюст Ренан акцентирует светлое мироощущение, присущее эллинам: греки, как истинные дети, какими они на самом деле и были, воспринимали жизнь гак радостно, что у них никогда не появилось мысли посылать богам проклятия, находить «природу несправедливой и коварной по отношению к человеку».

Поучительно представление многих эллинов о счастье. У Геродота приводится его разговор с лидийским царем Крезом. Геродот объясняет могущественному владыке, почему он полагает афинянина Телла «счастливейшим из людей». Во-первых, родное государство Телла было счастливо; он имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех его детей родились и благополучно выросли внуки; во-вторых, средства к жизни были у него, по нашим понятиям, достаточные, а кончил он дни свои славной смертью во время сражения афинян с элевсинянами; он помог своим обратить врагов в бегство и умер мужественной смертью; в-третьих, афиняне похоронили его на государственный счет на том же самом месте, где он пал, и почтили высокими почестями». Итак, главные этические ценности эллина: гражданские добродетели; любовь к своему государству; деяния, достойные предков; здоровое потомство.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.

интеллектуальной деятельности. Люди талантливые окружались почетом и вниманием.

Возникает резонный вопрос: откуда греки брали время для занятий творческой работой? Для участия в работе судов, посещения народного собрания? Конечно, основная доля неблагодарного физического труда выполнялась рабами. Свободные были от нее, в основном, избавлены. Однако они тоже были заняты делом: ремеслами, торговлей, мореплаванием, строительными работами и многим другим. Но трудовой день обычно ограйичивался шестью часами. Греки были достаточно скромны, непритязательны в повседневном быту, в отношении одежды, питания. Своеобразным девизом эллинов стали крылатые слова Перикла: «Мы любим красоту, соединенную с дешевизной». Быт эллинов был не похож на пышность Востока. В классический период жизненной целью считалось не накопление богатства, а духовное и физическое совершенствование личности. Об этом напоминала такая эпиграмма:

Шесть часов для работы приспособлены; те что за ними
Символом знаков своих смертному молвят: «живи».

А что означало: живи? Прежде всего, общение с природой. С ближним. Бытовала и другая мудрая греческая поговорка: «Человек человеку божество».

Развитие «запрограммированных» в человеке способностей стимулировалось и духом соревновательности, который пронизывал все сферы жизни эллинов. В греческом языке было специальное понятие: агон, т. е. борьба, состязание. Главенствовали спортивные, особенно гимнастические соревнования, а также художественные (поэтические и музыкальные) и конные. Выявление лучших, будь то написание трагедий, игра на кифаре, пение, философская дискуссия, ораторское искусство, конкурсы красоты и т. д. пробуждало потребность в совершенствовании, в оттачивании мастерства.

ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО УКЛАДА.

Древние греки считались людьми общительными, склонными совместно обсуждать дела государства. Нередко они объединялись в кружки, сообщества по интересам. Но их частная жизнь оставалась во многом сокрыта от посторонних глаз. Дом эллина окнами, «лицом», обращался к внутреннему дворику; он обычно строился из сырцвых кирпичей, полы были глинобитными или каменными, иногда мраморными, крыши — черепичными. Дома были, как правило, двухэтажные, причем в Афинах долгое время и маленькие, и неудобные. Даже знаменитые военачальники владели скромными жилищами. Беднота же ютилась в хижинах, прилепившихся к скалам и горным уступам.

Дом состоятельного эллина был двухэтажным, причем общая площадь составляла 250—300 м2. Дворик занимал около 60—80 м2 «приятным для хозяина», «прохладный летом, теплый зимой».

На первом этаже обычно располагалось до 10 комнат; они образовывали мужскую и женскую половину. Главное помещение дома называлось андрон, т. н. мужская комната. Она была предназначена для мужских собраний и пиров, т. е. симпосиев. Другой важной комнатой была комната с главным очагом, где собиралась семья на обед. Некоторые комнаты первого этажа использовались в качестве мастерских для домашних работ. Женская часть дома, называемая гинекей, находилась на втором этаже. Здесь жена управляла своими служанками, занималась домашней работой.

В домах отсутствовало специальное отопление. В зимнее время в комнатах размещали глиняные сосуды или кувшины, в которых находился раскаленный уголь. Самым теплым и уютным местом считалась кухня, где собирались домочадцы. Кроме того, была специальная утепленная комната, подобие домашней бани. Пища готовилась в керамических очагах, в особых, напоминающих колокол печках, установленных прямо на углях, пекли хлеб. В более поздний, после походов Александра Македонского, т. н. эллинистический период, греческая аристократия, подражая восточной знати, начала откровенно тяготеть к роскоши, обзаводиться виллами с бассейнами и фонтанами.

В домах была достаточно скромная, многочисленная и удобная мебель. Стулья были либо каменные, либо деревянные, иногда для гостя его покрывали мохнатой шкурой. Столы круглые, квадратные и овальные, одной и. грех ножках, обычно ниже современных. Одежда и утварь пряталась в больших, запиравшихся на замки сундуках-ларях, которые также служили для сидения. В ларях находились книги и свитки папирусов. Женские ювелирные изделия помешались в изящных шкатулках, закрывавшихся ключом-перстнем, носимом на пальце. В комнатах можно было увидеть и курительницы благовоний. Афиняне следили за тем, чтобы комнаты не перегружались лишними вещами, а интерьер оставался эстетичен и приятен для глаз.

Среди специфических предметов домашней утвари надо назвать большой глиняный сосуд для съестных припасов. Несколько меньших размеров был пифос, где хранили вино, масло, фиги, соленья. Амфорой называлась ваза с двумя ручками и выпуклыми боками. Сосуд для смешивания вина с водой при трапезах и возлияниях назывался кратером. Употреблять чистое вино считалось неприличным, свидетельством низкой культуры. Архилох, обличая своего врага Ликамба, пишет о нем, что он пил вино «несмешанным».

— вазопись.

Эстетическое совершенство греческих ваз и сегодня вызывает восхищение. Великий английский поэт романтик Джон Китс в знаменитом стихотворении «Ода греческой вазе» восторгается запечатленными на ней рисунками. Сама ваза — «рассказчица, чьи выдумки верней и безыскусней вымысла иного». В финале стихотворения греческая ваза предстает как воплощение классической красоты.

Скажи: прекрасна правда и правдиво
прекрасное и этого довольно!

Особой формы сосуды использовались для хранения масел, духов, которыми умащивали тело. Женщины помешали косметические снадобья в керамические флаконы.

Для греков, умеренных в еде, основными продуктами лись хлеб, овощи, оливки, каштаны, рыба. Мясо ели нечасто, обычно его получали на общественных жертвоприношениях. Бедняки питались ячменем, бобами, лепешками, соленой рыбой. Пища у спартанцев была более грубой, чем у афинян.

ПИРЫ.

Зато гурманы отводили душу на пирах, где угощение было и изобильным, и изысканным. В «Из Ксенофана Колофонского» А. С. Пушкин так описывает застолье:

Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают;

Ладана сладостный дым; другой открывает амфору,
Запах веселый вина разливая далече; сосуды

Светлой студеной воды, золотистые хлебы, янтарный
Мед и сыр молодой: — все готово; весь убран цветами

Должно творить возлиянье, вещать благородные речи,
Должно бессмертных молить, да сподобят нас чистой душою
Правду блюсти; ведь оно ж и легче. Теперь мы приступим...

Гости возлежали на ложах, к каждому из которых подносили низенькие столики с разнообразными кушаньями. Пищу брали руками. Супы на пирах не полагались. Обед обычно начинался блюдами, которые возбуждали аппетит. Пир являл собой своеобразный ритуал: это было не только изысканное угощение, но представление и развлечение. Главная часть пира, во время которой пили вино, включала в себя музыку, игру на флейтах и кифарах, танцы и застольные речи. Непременным элементом была декламация фрагментов из гомеровских поэм. Читались и поэты лирики: Анакреонт, Сапфо. Руководитель пира не только давал слово тому или иному выступающему, но и устанавливал пропорцию разбавления вин; водой. Находиться в состоянии опьянения считалось дурным тоном. Греки полагали, что первая чаша дарует здоровье, вторая наслаждение, третья сон. После третьей чаши надлежало уже отправляться домой.

Акраганта (Сицилия), сетовал, что жители строят их так, словно уповают на вечную жизнь, чревоугодничают так безобразно, словно это их последняя трапеза.

Завсегдатаями пиров были люди, обязанностью которых было забавлять общество грубоватыми шутками; их называли параситы (пара — у, ситос — хлеб). Это была определенная социальная прослойка, которой драматург Эвполид посвятил комедию «Льстецы». В ней показано, как философы, художники, драматические поэты берут буквально в осаду дом некоего богача Каллия. Они подхалимичают, соревнуются перед ним в остротах, восхваляют его до небес, фактически, заставляя взять их на полное довольствие, кормить, одевать. Нечто подобное позднее мы встретим уже в императорском Риме: толпы полуголодных клиентов, среди которых и обнищавшие философы, учителя, поэты, будут штурмовать дома богачей, вымаливая у них подачки.

ОДЕЖДА ГРЕКОВ.

Одежда греков была достаточно простой и одновременно красивой, экономной. Основной одеждой мужчин был хитон, длинная рубашка без рукавов; сверху хитона набрасывался гиматион, широкое одеяние продолговатой формы. Самой употребительной обувью были сандалии, прикрепляемые к ноге ремнями.

Простотой отличался и греческий женский костюм. Главным его элементом была туника (хитон), которая спускалась до полу Лиф и юбка составляли одно целое. Туника делалась с короткими рукавами, застегивалась пряжкой на плече. Это был домашний костюм, изготовлявшийся из шерстяной материи. Руки женщины были обнажены. Обувь отличалась изяществом, была белой или розовой, украшалась красной или черной каймой. Мужчины носили обувь, напоминающую сапоги или полусапожки. У женщин были сандалии, туфли или высокие ботинки.

Греки заботились о свежести лица. Кожа у мужчин, много времени проводивших на воздухе, обычно была загорелой, у женщин, напротив, бледной. Мужчины носили бороды, что считалось признаком мужественности. Бриться стали только со времени Александра Македонского. У мужчин и женщин вообще существовало множество причесок. Стриглись коротко лишь атлеты, у других волосы спускались до плеч. Длинные волосы, иногда стянутые на затылке или спускающиеся вниз в виде конского хвоста, характеризуют эллинок. Короткую стрижку носили рабыни, а также свободные в период траура или в старости

УКРАШЕНИЯ.

И мужчины и женщины охотно пользовались ювелирными украшениями: среди них перстни, диадемы, кольца и браслеты Комедиограф Аристофан с насмешкой отзывается о франтах «в серьгах», с перстеньками на холеных пальцах. Интересны были перстни с печатями — символ хозяина и хозяйки; нередко на них были ориганальные изображения. Такой перстень играет важную роль в сюжете в комедии Менанда «Третейский суд». Популярными женскими украшениями были серьги, ожерелья, запястья и пряжки. Они нередко оставлялись на умерших женщинах и мужчинах, как обнаружилось при археологических раскопках.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.

обычно клали в кипарисовый гроб, поскольку кипарис считался деревом скорби. В честь умершего произносили похвальные речи, но при этом старались держаться истины, ибо ложь считалась делом недостойным. В Греции люди в период траура носили черные или темные одежды; только в Аргосе они ходили в белом. В Афинах и Аргосе траур длился тридцать дней; в других полисах — меньше; в Спарте — всего двенадцать.

Вообще обряд погребения был тщательно разработан и являлся важнейшим элементом греческого образа жизни. Душа, не имевшая могилы, по понятиям эллинов, становилась блуждающей. Сочинения древних убеждают нас в том, что эллин боялся смерти меньше, чем лишения погребения. Всего более опасался он того, что после его смерти не будут выполнены погребальные обряды. Военачальник, не совершивший после морской битвы обрядов по погибшим морякам, карался смертью. Такая участь постигла, например, сына великого афинского государственного деятеля Перикла. И это случилось даже несмотря на то, что сын вернулся в Афины с победой.

Традиции и обряды играли в жизни эллинов огромную роль. Это нашло свое отражение в литературе.

РАБСТВО.

Греция была родиной демократии, народовластия. Но античная демократия, при всех своих огромных завоеваниях, была»исторически ограниченной. Равенство прав и возможностей распространялось только на свободных граждан, а в эту категорию не входили рабы. В V в. до н. э., т. е., в частности, при Перикле, в Афинах было примерно 130 тыс. граждан, но в этом числе учитывались женщины и дети. Таким образом, избирательным правом пользовалось меньше половины.

«Человек не может обойтись без орудий, даже чтобы добывать лишь необходимое для поддержания жизни. Среди этих орудий одни — одушевленные, другие — неодушевленные... Раб — это одушевленная собственность и самое совершенное из орудий». Такой мыслитель, как Аристотель, считал рабство явлением естественным, отвечающим самой природе человека: некоторые люди созданы для того, чтобы быть рабами.

Как возникло рабство? На ранних, архаичных ступенях греческого общества его не было. Оно явилось результатом насилия. Прежде всего — войн, когда пленных обращали в рабство. Благодаря пленным можно было обогатиться. Ими торговали, за них брали выкуп.

Наряду с войнами источником приобретения рабов было пиратство. На подобном промысле специализировались охотники за рабами, которые совершали экспедиции в дальние края, на Балканы, в Скифию. В ряде греческих государств человек, не выплативший долг, мог попасть в долговое рабство. Наконец, рабу не разрешалось иметь семьи, жены, он мог сожительствовать с женщиной, но при этом родившиеся дети становились собственностью его хозяина. У раба не было имени, а только прозвище, обычно указывавшее на ту местность, откуда он выходец.

Будучи «говорящей вещью» хозяина, раб своего имущества не имел. В большинстве государств Греции хозяин мог наказывать своего раба по своему усмотрению, даже убить, хотя это было ему невыгодно. Раб везде, за исключением Афин, не считался человеком, не имел никакого юридического статуса, никаких прав. И все же в Афинах граждане обращались с ними мягче, гуманнее, чем в других государствах Греции, где особой беспощадностью славилась Спарта. В ней свободные граждане, спартиаты, установили настоящий режим террора по отношению к государственным рабам, илотам.

Высокий уровень цивилизации, образования и культуры в Афинах сказывался на положении рабов. Раб был, в известном смысле, членом афинской семьи. Он одевался так же, как и свободный бедняк. Мог вместе со свободными гражданами присутствовать на религиозных церемониях и празднествах. Ему Дозволялось разговаривать дома со своим хозяином и при этом Держаться достойно, высказывать нелицеприятную правду. Ьсли в других греческих городах раба позволялось побить и оскорбить даже на улице, то ничего подобного не допускалось в Афинах. Пусть в самой малой степени, но рабы были юридически защищены. Кроме того, афинский закон давал рабу известные гарантии: хозяин должен был отвечать за жестокое обращение с рабом и тем более за убийство. Если хозяин был чрезмерно жесток в своих дисциплинарных мерах, раб мог требовать, чтобы его продали другому хозяину, передали в более мягкие руки.

Бытует популярное мнение: все производство в Афинах держалось на эксплуатации рабов, а граждане занимались политикой, посвящали себя изящным искусствам, будучи освобождены от материальных забот. Однако это не совсем так. Свободные граждане были включены в производство, трудились земледельцами, виноградарями, рыбаками, мореходами. Рабы участвовали в тех же трудовых процессах, но пребывали ступенью ниже своих хозяев. На их долю выпадали те сферы, где требовались чисто физические усилия.

Нередко рабам удавалось добиться достаточно привилегированного статуса в доме своего хозяина. Это относится прежде всего к «кормилице» и «педагогу». Участвуя в воспитании, они нередко привязывались к своим чадам. Подобный мотив присутствует в некоторых греческих пьесах Еврипида, Менандра, где фигурируют образы домашних рабов («кормилица», «дядька»). В трагедии Еврипида «Ипполит» кормилица выступает как своеобразная наперсница Федры.

Обычно у бедняков не было рабов. Рядовой гражданин имел одного раба и двух служанок. Использовались рабы в сельском хозяйстве, но в малой степени; афинский крестьянин хозяйничал на небольшом участке земли и мог культивировать его сам или с помощью близких. Гораздо больше были задействованы рабы в ремесленном производстве: они занимались пошивом одежды, гончарным и- кожевенным делом, изготовлением музыкальных инструментов, домашней мебели, утвари и, конечно же, оружия. При возведении храмов, дворцов, других крупных эстетически совершенных сооружений в Афинах бок о бок работали как свободные, так и рабы, которым государство выплачивало зарплату. Однако ее клал себе в карман рабовладелец, отвечавший лишь за питание раба. Рабский труд был незаменим при добыче полезных ископаемых, которыми богата Греция.

ТЕМА РАБСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ.

«Одиссее» Гомера есть такие строки:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.

Раб, возмущенный униженной долей, мог выразить свой протест тем, что портил орудия труда. Поэтому рабовладельцы старались сделать их грубыми, неуклюжими. По мере развития греческого общества становилось очевидным, что рабство — болезнь, постепенно ослаблявшая его изнутри. Рабы не были заинтересованы в плодах своей деятельности, их труд был не только изнурительным, но и малоэффективным, лишенным инициативы.

Знаменательно, что в греческой драматургии, особенно в комедии, по мере ее развития рабам отводится все большая роль. Особенно это касается Аристофана, таких его пьес как «Осы», «Мир», «Лягушки». В «Лягушках» раб Ксанфий, остроумный, находчивый, даже демонстрирует превосходство над хозяином. В «Плутосе» раб Карион сетует на горькую долю раба:


Принадлежать хозяину безумному!
Пусть раб дает советы превосходные,
Да господин их не желает слушать,
Терпи слуга за это неприятности!

— непременные участники любовных интриг

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА.

Как уже подчеркивалось, воспитанность и образованность значили для з/линов, пожалуй, больше, чем материальные ценности. Воспитание и образование включались в «зону ответственности» государства. Раб считался несчастным не потому, что выполнял нередко тяжелую физическую работу, а потому, что не мог приобщиться к знаниям наряду со свободным.

Главной педагогической целью было воспитание достойного члена общества, гражданина в самом широком, полном смысле этого понятия. Это означало достичь славы. Быть достойным предков, их доброго имени. А может быть, превзойти в добродетелях родителей. Гектор, герой «Илиады», видя своего маленького сына, говорит: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» В поэмах Гомера, а они были в известной мере учебниками жизни, подчеркивается идея нравственного воспитания эллина. Поэт называет такие его наиболее привлекательные качества: «славный в потомках», «верный», «надежный», «действующий так, как положено по обычаю».

Рождение ребенка считалось моментом торжественным и радостным, хотя и не всегда. Первый вопрос заключался в том, желает ли отец оставить у себя ребенка или хочет от него избавиться. Существовал обычай: повивальная бабка опускала новорожденного на землю, чтобы отец мог свершить то, что пожелает: поднять его или, напротив, оставить на полу. В Спарте новорожденный приносился в общественный дом, где его осматривали старейшины рода. Если полагали младенца сильным и здоровым, то воспитывали как спартанца: если сочли его слабым, бросали в горное ущелье на горе Тайгете или обрекали его на голодную смерть, оставляли на съедение диким животным. Даже великие Платон и Аристотель, начертав схему справедливого государства, склонялись к тому, что уродливого ребенка бессмысленно воспитывать.

была участь девочек: в некоторых состоятельных, но многодетных семьях не желали делить наследств. Считалось, что мальчик, повзрослев, сумеет себя прокормить и обеспечить, бедная же девушка не выйдет замуж, не окажись у нее хорошего приданого. Случаи брошенных детей, в том числе рожденных вне брака, были в Греции нередки. Сюжет с подкинутым ребенком лежит в основе известной пьесы Менандра «Третейский суд». Был брошен родителями и Эдип, герой драматургической трилогии Софокла.

В богатых семьях мать предоставляла кормление младенца грудью кормилице, чтобы самой остаться свободной и ничем не связанной. Кормилицей могла быть либо рабыня, либо бедная гражданка. С раннего возраста дети в семьях с достатком росли в окружении рабов и рабынь, на которых смотрели как на свою собственность.

В книге «Политика» Аристотель писал: «Дети не должны быть праздными». Постоянная занятость необходима. В противном случае ребенок начинает ломать и бить все, что попадется под руки.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Вначале обучение не было обязательным, но рассматривалось как долг родителей по отношению к своему потомству. Но уже в V в. до н. э., в эпоху Пелопоннесской войны, афиняне гордились тем, что среди свободных у них не было неграмотных. С 7 лет в Афинах начиналось школьное обучение. Как неразумные дети, так и взрослые обязаны следовать высшему закону, именуемому нравственностью.

Нравственность была квинтэссенцией всех добродетелей. Ее носитель пользуется благосклонностью богов и уважением сограждан. Нравственность — приоритетная цель воспитания, в котором могут иметь место принуждение и страх, если они способны направить человека верным путем и содействуют исправлению его природы. С нобходимой строгостью следили эллины за поведением мальчиков, не исключая физического наказания вплоть до розог. Греческий комедиограф Менандр писал: «Кто не бит, тот не воспитывается».

ОБУЧЕНИЕ.

В Спарте дело воспитания всецело взяло на себя государство. В Афинах же ребенок, как только покидал детскую, поступал под надзор педагога (буквально это слово означает «детоводитель»). Ребенку вменялось подчиняться педагогу, даже если тот был рабом. Педагог был прежде всего воспитателем, а не учителем. С 7 лет мальчик оказывался уже под опекой отца, который вместе с педагогами готовил его к практической жизни. На раннем этапе в Афинах не было школ. Но обучение носило коллективный характер. Дети объединялись в группы под руководством учителя, что было как бы прообразом школьных занятий. Греки исходили из принципа единства умственного и физического развития личности, резонно считая, что в человеке должны быть прекрасными и душа, и тело, и интеллект.

ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК.

Особый характер носило воспитание девушек. До брака, в который афинская девушка вступала примерно в 15 лет, она пребывала в глубине женской части дома, именуемой гинекеем. Девочки воспитывались матерью: они приучались вести домашнее хозяйство и даже осваивали элементарные навыки лечения своих ближних. Их воспитание строилось таким образом, чтобы максимально ограничить контакты с внешним миром. Считалось, что подобным способом в девочках сформируются качества, более всего ценимые: скромность, благонравие и нежность. Находясь под тщательным присмотром матерей и кормилиц, они приучались к рукоделию, к работе с шерстью и тканью. Любовь к искусству, которая отличала эллинов, проникла и в пределы гинекея. Девушки приобщались к письму, чтению и музыке. В нечастых случаях юная девушка покидала свое убежище, могла появиться на некоторых религиозных церемониях. Религия оказывала огромное влияние на ее менталитет.

«Если мы при изучении занятий греческой девушки и редких развлечений, прерывавших их, отбросим подробности, то получим цельное впечатление — впечатление чего-то скромного и сдержанного: это была жизнь, однообразная и мирная, зависимая, но не унизительная; неведение девушки тщательно поддерживалось, но не для понижения умственного уровня женщины, а для сохранения во всей неприкосновенности тонкости ее души и того цветка целомудрия, который еще не увял под влиянием знания зла или подозрения о его существовании».

В ГРЕЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.

В греческой школе существовало 3 группы предметов: словесные науки, музыка и гимнастика. Занятия по первым двум начинались с 7 лет; к гимнастике подросток приобщался с 14 лет В процессе обучения письму он запоминал произведения, насыщенные нравоучительными советами, примерами из жизни великих людей, рассказами о чьих-либо великодушных поступках. Так осуществлялось не столько литературное, сколько нравственное образование. Позднее начиналось изучение отрывков из Гомера, трагических и лирических поэтов. Музыкальное обучение включало игру на двух известных инструментах — цитре или лире и флейте. Учитель гимнастики, именуемый педотрибом, обучал борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и дротика. Гимнастика ориентировала не только на спортивные состязания, прежде всего имелась в виду воинская служба.

Примерно с IV в. до н. э. воинская подготовка юношей приобрела упорядоченность и целенаправленность. Был введен инстигут эфебии. Эфебом считался юноша, достигший 18-летнего возраста. Эфебы вносились в государственные списки и были обязаны от двух до четырех лет прослужить государству, находясь в гарнизонах и на сторожевых постах. После года службы эфебы приносили клятву на верность афинскому государству. В ней, в частности, говорилось: «Клянусь никогда не позорить это священное оружие, никогда не покидать своего места в битве, один ли, со всеми ли вместе я буду сражаться за свой очаг Я оставлю после себя отечество не уменьшенным, но более могущественным и более крепким».

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

лекции по предметам, выходящим за рамки школьной программы: это геометрия, астрономия, география, но особенно риторика и философия. Нередко слова таких учителей вызывали живой отклик в сердцах молодежи. Платон свидетельствует: «Юноша, впервые вкусивший из этого источника, получает такое наслаждение, как будто бы он нашел сокровище премудрости. Он преисполнен наслаждения». Все это свидетельство того культа знаний, того уважения к талантам, которые характеризуют жизнь в Афинах. Напомним: все афиняне, богатые и бедные, на поле боя защищали родину. Если же афинянин попадал, в плен, то нередко оказывался в живых: он спасался благодаря его знаниям и умениям — его использовали в качестве домашнего учителя.

8. Периодизация греческой литературы

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.

1. Архаический, который охватывает время до начала V в. до н. э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания — сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII—VI вв. до н. э.

2. Аттический (или классический) охватывает V—IV вв. до н. э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем — кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

— александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

4. Римский, т. е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

9. Межпредметные связи.

Раздел «Введение» тесно связан с такими разделами и темами, как «Литература и жизнь», «Наука и искусство, их общность и различие», «Понятие о литературном процессе», «Литературные связи» (в курсе «Теория литературы»); «Значение письма в истории развития общества и языка», «Происхождение греческого алфавита» (в курсе «Теория языка»); «Типы и формы государственного устройства», «Демократия» (в курсе «Политология»); «Воспитание и образование в античном мире» (в курсах «Философия образования», «История педагогики»); соответствующие разделы в курсах: «Этнология», и «Социология». Дополнительный материал к разделу 4. «Античность и русская культура» содержится в курсах «История России» и соответствующих главах курсов по истории русской литературы.

10. Литература

Античная Греция. Проблемы развития полиса. М., 1983. Т 1—2.

Античная цивилизация Ответ, ред. В. Д. Блаватский. М. 1973.

Античность и Византия. М.: ИМЛИ., 1975.

Античность и современность. М., 1972.

Боннар А. Греческая цивилизация. М. 1992. Т 1—3.

Виннинук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М. 1988.

Гаспаров МЛ. Занимательная Греция. М. 1996.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб. 1994.

Дитмар А. Г География в античное время. М. 1980

Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады. М. 1993

История всемирной литературы М. 1983. Т 1

История греческой литературы. М , 1946 — 1960. Т I 3.

Куманецкий А. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1992.

Ливрага X. Фивы. М., 1995.

Лисовой И. А.; Ревяко К. А.; Античный мир в терминах, именах и названиях; Минск,1996.

Лосев А. Ф. Античная литература. М. 1997 С. 5—11

Мальчукова ТТ Античность и мы. Петрозаводск, 1991.

Мандельштам и античность. М. 1995.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т 6. С. 442; Т 20. С. 185-186, 369.

Немировский A. M., Ильинская Л. С. Уколова И. Античность: история и культура. В 2 т. М., 1994. Т 1.

Радциг СИ. Введение в классическую филологию. М., 1965.

Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII — начала XIX века. Казань, 1990.

Словарь античности / Сост. И. Ирмшер, Р Ионе. М. 1992.

Тахо-Годи А. А. Лосев. М. (ЖЗЛ). 1998.

Традиции в истории культуры. М., 1978.

Тронский И. М. История античной литературы. 5-е изд. М. 1988. С. 6-18.