Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
«Алкеста»

«АЛКЕСТА»

В «Алкесте»Еврипид рисует образ преданной жены, решившейся отдать свою жизнь за жизнь мужа. В награду за благочестие фессалийского царя Адмета Аполлон добился для него от дев судьбы Мойр особой милости: когда придет день его смерти, он сможет остаться в живых, если кто-либо из близких ему людей согласится умереть вместо него. Этот день наступил, но никто из близких Адмета не пожелал отдать за него свою жизнь, и только его верная жена Алкеста добровольно идет на смерть ради жизни мужа.

Об этом рассказывает в прологе Аполлон, обращаясь к дворцу Адмета, перед которым и разыгрывается действие пьесы. Аполлон собирается покинуть дорогой для него кров, чтобы его не коснулась скверна смерти. Последующее появление демона смерти в черной одежде и с мечом в руке и спор о жизни Алкесты между ним и Аполлоном усиливают драматизм пролога. Когда Аполлон удаляется, демон смерти входит во дворец, чтобы взять свою жертву.

Характер героини и ее душевные переживания ярко изображаются в сцене прощания с близкими, а ее смерть происходит в этой пьесе, вопреки общепринятым драматургическим правилам, на глазах у зрителей. Адмет выводит из дворца жену, поддерживая ее в своих объятиях. Их сопровождает толпа слуг и служанок. Здесь же находятся и дети Алкесты — мальчик и девочка. Следует монодия Алкесты; она обращается к небу, дневному свету, к бегущим в небе облакам, к кровле дворца и к девичьему ложу своего родного Иолка. Затем она с ужасом говорит о представившемся ей видении, ей кажется, что перевозчик в царство мертвых Харон торопит ее поскорее отправляться с ним в путь. Алкесту по ее просьбе опускают на ложе. Она обращается к Адмету с изъявлением своей последней воли. Она говорит, что считает его жизнь достойнее своей и потому решила умереть за него4.

А ведь она могла бы еще пользоваться дарами молодости, выйти замуж после смерти Адмета за кого-нибудь из фессалийцев и продолжать счастливо жить в своем дворце. Но она не желает вкушать счастья в разлуке с ним. В отплату за ее жертву Адмет не должен вводить в дом новой жены, чтоб не дать детям мачехи. Последняя воля высказана, силы постепенно оставляют Алкесту, и она умирает. Адмет дает распоряжение о похоронах, все должны облачиться в траурную одежду. Тело Алкесты уносят во дворец.

Спустя некоторое время на орхестре появляется новый персонаж — Геракл, зашедший в Феры 5 по пути во Фракию. Он и будет виновником счастливой развязки драмы, на которую уже в прологе намекал Аполлон. Геракл видит знаки траура, но Адмет скрывает от друга правду, говоря ему, что умерла посторонняя, хотя и близкая семье женщина. С точки зрения древнего грека, это была благочестивая ложь, так как обязанность гостеприимства считалась одним из древнеэллинских установлений. Геракл хочет уйти, чтобы подыскать себе другой очаг, но Адмет убеждает его остаться. По приказанию Адмета слуга вводит Геракла через боковую дверь в гостевую палату дворца.

Условно, в тот промежуток времени, в течение которого Геракла принимали в этой палате, в другой части дворца шли приготовления к выносу тела.

Спустя немного времени после того, как траурная процессия выходит из дворца и направляется вместе с хором ферейских старейшин к месту погребения Алкесты, на орхестре появляется Геракл с венком на голове и чашей вина в руках. Прежде всего он выражает недовольство угрюмым видом слуги, распоряжавшегося его угощением, а затем выступает с проповедью своеобразной жизненной философии: надо радоваться своему бытию, петь, жить сегодняшним днем, предоставив остальное судьбе, и почитать наиболее приятную из всех богинь — Афродиту. Для трагедии, как ее понимали греки, эта сцена бесспорно снижена. Хорошо передана неровность речи подвыпившего человека, впадающего в поучительный тон. Но как меняется Геракл, наконец-то узнав от слуги, что умерла не посторонняя женщина, а Алкеста! От опьянения не остается и следа. Когда слуга уходит, Геракл произносит небольшой монолог, в котором обращается к своему много испытавшему сердцу. В благодарность за гостеприимство он должен возвратить Адмету его жену. И Геракл рассказывает о своем плане: он отправится на могилу Алкесты, набросится там из засады на демона смерти, сожмет его в своих могучих объятиях и принудит вернуть Алкесту.

с похорон Адмета при виде пустого дворца. Затем следует мистификация Адмета Гераклом, который появляется на орхестре, ведя за собой какую-то женщину, укутанную длинным покрывалом.

Упрекнув Адмета за обман, Геракл просит его принять в дом до своего возвращения эту женщину; она досталась ему в награду на общественных играх. Адмет не соглашается исполнить эту просьбу, так как после похорон жены он не хотел бы видеть у себя во дворце женщин, к тому же незнакомка своей фигурой удивительно напоминает ему Алкесту. После упорных настояний Геракла Адмет наконец с отвращением берет за руку женщину, чтобы ввести ее во дворец. В этот момент Геракл сдергивает с нее покрывало — и Адмет видит перед собой Алкесту. Вначале он не верит своим глазам и думает, что перед ним — призрак. Но Геракл уверяет своего друга, что это его подлинная жена, и рассказывает, как он отбил ее на могиле у демона смерти.

Эта пьеса занимает особое место не только в сохранившемся наследии Еврипида, но и вообще в античной драматургии, что было отмечено уже в древности. Известно, что в тетралогии она стояла на четвертом месте, то есть должна была играть роль сатировской драмы. Однако хора сатиров в ней нет, и она очень далека от того непринужденного и разнузданного веселья, которое нес с собой на сцену этот хор.

Все же одна особенность свойственна «Алкесте» в гораздо большей степени, чем другим пьесам Еврипида: это сознательное совмещение трагического и комедийного стиля. Сцена между Гераклом и слугой стоит на грани трагедии и комедии, особенно в начале. Мистификация Геракла в конце пьесы также имеет нечто от комедии. Однако в целом драматическая ситуация между Алкестой и Адметом, Адметом и Гераклом трактуется с большой серьезностью и чрезвычайным пафосом.

Это особенно относится к сцене смерти Алкесты и к сцене возвращения Адмета после похорон жены, когда, по удачному выражению И. Ф. Анненского, «Адмет страданием понял, что бывает жизнь, которая хуже смерти».

Адмета.

В сцене прощания с Алкестой он умоляет жену не покидать его, забывая о том, что он сам согласился принять ее жертву. Бессознательный эгоизм Адмета еще нагляднее выступает в сцене его спора у тела Алкесты со своим отцом Феретом. Адмет не допускает отца, пришедшего с погребальными дарами, к телу Алкесты. Между сыном и отцом происходит резкое объяснение. Адмет считает истинным виновниками смерти Алкесты своих родителей, которые не пожелали умереть за него.

Ферет — тоже эгоист, но эгоист, прекрасно отдающий себе отчет в своем жизнелюбии. Он находит его вполне естественным — ведь старику так мало осталось жить. А жизнелюбивы все, говорит Ферет. Лучший пример этого — сам Адмет, купивший себе жизнь ценою смерти своей жены.

«Алкеста» является одной из лучших пьес Еврипида как по увлекательному построению фабулы, разрабатывающей мотив, свойственный фольклору многих народов (возвращение к жизни умершего человека), так и по обаятельному образу нежной и любящей жены, жертвующей собой ради жизни мужа. И чисто зрелищная сторона трагедии, тесно связанная с развитием фабулы и изображаемыми в ней характерами, дает уже ряд таких средств театральной выразительности, какие позже Еврипид применяет и в других драмах. К ним относятся сцена смерти героини на глазах у зрителей, траурная церемония, показ на сцене детей, исполнение монодий в наиболее патетических местах.