Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
«Электра»

«ЭЛЕКТРА»

Пьеса поставлена на сцене, по всей вероятности, в 413 г. Для «Электры»Еврипид берет сюжет, который уже использовали его великие предшественники. По тому, как он его разрабатывает, видно различие творческого подхода Еврипида к этой теме по сравнению с Софоклом и Эсхилом. Прежде всего,Еврипид переносит действие из города в деревню. Проскений изображает переднюю стену бедной деревенской хижины. Действие начинается на заре.

Трагедия открывается прологом земледельца, мужа Электры, который рассказывает о событиях в доме Агамемнона, о судьбе Ореста и Электры. Оказывается, Электра живет в отдаленной деревне, на границе Аргоса, выданная Эгисфом замуж за простого земледельца. Этим браком Эгисф желал унизить Электру, и, кроме того, дети от такого брака не могли бы оспаривать у него захваченную им власть. Но на самом деле этот брак оказывается фиктивным. Благородный земледелец считал бы для себя бесчестным быть мужем Электре только потому, что случай отдал ему ее в жены.

Выйдя из хижины, Электра берет кувшин и идет за водой. Земледелец отправляется на работу в поле. Когда Электра и земледелец удаляются с орхестры, на ней появляются Орест с Пи- ладом (персонаж без слов) и несколькими сопровождающими их слугами.

Повинуясь оракулу Аполлона, Орест в сопровождении Пилада приходит в Аргос, чтобы наказать убийц своего отца. Он уже слышал о браке сестры и теперь хочет разыскать ее, чтобы привлечь к участию в своих планах. Однако вначале Орест не называет себя Электре, а появление Электры с кувшином с водой на плече заставляет Ореста и его спутника укрыться. Монодия Электры, которую Орест слышит из своего укрытия, открывает ему, кто перед ним находится.

Входит хор аргосских девушек и приглашает Электру принять участие в празднике Геры. Она отказывается, ссылаясь на то, что непрерывно скорбит о мертвом отце и о живом брате, скитающемся, подобно нищему, где- нибудь в чужой земле. Она указывает и на то, что ее одежда в лохмотьях, а волосы в беспорядке. Орест выходит из своего укрытия. Испуганные девушки готовы уже бежать от неизвестного чужеземца, но, обращаясь к Электре, Орест выдает себя за посла от ее брата.

Услышав, что брат жив, Электра в свою очередь рассказывает мнимому посланцу о своем браке и о своей жизни. Появившийся на орхестре земледелец, узнав от Электры, что чужеземцы — посланцы от ее брата, радушно приглашает к себе путников, но дома у него нет никакого угощения, и Электра смущена этим. Она убеждает мужа пойти скорее к старому дядьке Агамемнона и занять у него припасов. Старик сам приносит Электре ягненка и другую еду и рассказывает, что он только что был на могиле Агамемнона и увидел там следы жертвоприношения. Он нашел на могиле и локон золотых волос.

Не Орест ли это был на могиле? Старик просит Электру приложить локон к ее волосам. Можно было бы сравнить и след сандалий. Но Электра говорит, что волосы мужчины, занимающегося упражнениями в палестре, не могут быть такими нежными, как у девушки.

На камне же следов не остается, да если б они и были, все же не могут быть одинакового размера ноги брата и сестры. Здесь ясно чувствуется критика драматургических приемов Эсхила.

У Еврипида узнавание происходит иначе: старый дядька узнает Ореста по шраму под бровью, полученному Орестом в детстве, когда он упал, гоняясь однажды вместе с сестрой за телкой.

Узнав друг друга, брат и сестра решают мстить Клитемнестре и Эгисфу при содействии дядьки. Первым гибнет, как и у Эсхила, Эгисф. Орест поражает его во время жертвоприношения в саду, за городом. Вестник описывает это убийство с мучительными и низменными подробностями. Электра ликует при этом известии. Когда труп Эгисфа приносят на орхестру, она подвергает поверженного врага поруганию. Теперь очередь за Клитемнестрой, которую Электра вызвала к себе обманом, сообщив ей, что пошел уже десятый день, как она родила ей внука. Орест испытывает ужас, слыша о приближении матери. Он не знает, как поднимет на нее меч. Ему кажется, что какой-то злой дух, выступая под видом Аполлона, отдал это страшное повеление. Электра ободряет Ореста, и он удаляется в хижину.

На орхестру въезжает богатая колесница с Клитемнестрой. Но в «Электре» это совсем не та потрясающая своей жестокостью женщина-мужеубийца, какую рисует Эсхил в «Агамемноне». У Эсхила Клитемнестра не стыдится своего преступления и сама сообщает о нем народу. У Еврипида она боится показаться на глаза гражданам Аргоса, так как знает, что ее ненавидят. По ее словам, она готова была бы простить Агамемнону совершенное им жертвоприношение Ифигения, если бы он вынужден был это сделать ради спасения родины или своего дома и других детей. Но Ифигения была принесена в жертву ради порочной Елены. Кроме того, при своем возвращении из Трои Агамемнон привез пленницу, Кассандру, и стал держать двух жен. Она убила мужа, обратившись к помощи его врагов, и думает, что тот заслужил смерть.

Электра дает резкую отповедь матери, обвиняя ее в том, что она погубила самого знаменитого человека во всей Элладе. Предлогом было желание отомстить Агамемнону за смерть дочери.

Но она, Электра, как никто другой, знает свою мать. Еще до жертвоприношения Ифигении, едва только Агамемнон покинул дворец, мать уже сидела перед зеркалом и укладывала свои белокурые локоны. К чему ей было бы выставлять свою красоту вне дворца, если б она не стремилась к другому? Кроме того, она одна из всех гречанок радовалась успехам троянцев и огорчалась их неудачами. Из-за своей страсти к Эгисфу она вовсе не желала возвращения Агамемнона из-под Трои.

Если убийство должно повлечь за собой возмездие и кару для убийцы, то нужно, чтобы дети Клитемнестры, мстя за смерть своего отца, предали ее смерти. Клитемнестра спокойно отвечает на обвинение Электры. Это спокойствие объясняется тем, что после выдачи дочери замуж за бедного земледельца и удаления ее из дворца Клитемнестре нечего опасаться Электры; мальчик, рожденный от такого брака, никак не может стать претендентом на царскую власть. Спор прекращается, и Электра приглашает мать войти в хижину.

Вскоре из-за сцены раздается крик Клитемнестры, умоляющей о милосердии. Из хижины выходят забрызганный кровью Орест и Электра и сообщают хору о том, как произошло само убийство. Так же как и у Эсхила. Клитемнестра обнажает свою грудь.

Но есть и другие подробности: Клитемнестра ползает на коленях перед сыном — и Орест роняет свой меч. Подняв его, он прячет лицо в складках своего плаща и погружает клинок в грудь матери. Электра говорит, что она вместе с братом поднимала его меч.

В вышине появляются Кастор и Поллукс — божественные близнецы Диоскуры («Зевсовы отроки»), братья Клитемнестры и Елены. Интересно их суждение о мести, осуществленной Орестом: Клитемнестра была достойна кары, но не от Ореста. Дальше близнецы Диоскуры высказывают суждение об Аполлоне:

Об Аполлоне,
Как о царе своем, я умолчу,
Иль преступить ума не может мудрый? 21

Теперь же Оресту нужно повиноваться судьбе и Зевсу. Он должен выдать Электру за Пилада. Сам он после убийства матери не может больше оставаться в Аргосе: его будут гнать страшные Керы 22. Придя в Афины, он должен будет припасть к священному кумиру Паллады. Она защитит его от преследований Эриний. Орест будет оправдан судом Ареопага и поселится затем в Аркадии на берегу Алфея. Хор спрашивает Диоскуров, можно ли к ним обратиться со словом. Спрашивает об этом и Орест. Диоскуры разрешают хору и даже оскверненному убийством Оресту задать им вопрос:

... Аполлон подъемлет вину
И крови и зла 23.

Следует поистине коварный вопрос:

Вы — боги, и братьями были
Убитой жены...
Почему же ее не спасли вы от Кер?..
— Тяжелый млат судьбы сковал
Худую речь для вещих уст 24

отвечает Кастор. После этих слов Электра и Орест прощаются друг с другом, а Диоскуры отправляются на Сицилийское море; — спасать моряков от бури. Последние слова содержат, вероятно, намек на Сицилийскую экспедицию.

Трагедия, начинающаяся в атмосфере некоторого буколического окружения, оканчивается, как у Эсхила и Софокла, страшной кровавой местью.

предшественников.

И это понятно, так как у Еврипида Орест с самого начала настроен против данного ему Аполлоном приказания убить свою мать. Эсхил в своей «Орестее» ставит и решает вопрос о борьбе между отцовским и гибнущим материнским правом. Орест оправдан человеческим судом Ареопага, после того как его гнали и преследовали Эринии. Софокл в своей «Электре» дает трагедию возмездия, совершаемого сыном за страшное преступление его матери, и даже не ставит вопроса о виновности Ореста: последний выполнял только веление Феба.

применяя чисто натуралистические приемы описания, чтобы сделать преступление еще более отвратительным. Орест думает, не злой ли дух вместо Аполлона повелел ему свершить это поистине ужасное дело.

Диоскуры уже прямо критикуют повеление Феба, называя его «неразумным». Хотя кара Клитемнестры и справедлива, но все же не Орест должен был судить ее. Этот мотив в дальнейшем повторяется и в трагедии «Орест», где отец Клитемнестры, Тиндар, резко осуждает кровавую расправу хотя бы и за сколь угодно ужасные преступления. Еврипид обнаруживает своеобразный рационализм в подходе к самому мифу и переносит центр тяжести на вопрос, имел ли право Орест убивать свою мать,— и, исходя из этических норм своего времени, дает на это отрицательный ответ.

В «Электре» ясно ощущается стремление драматурга в сочувственных чертах изобразить старый Аргос. Все симпатичные персонажи трагедии — дядька Агамемнона, земледелец, девушки хора (не говоря уже об Электре и Оресте) — все исконные аргосцы.

«Троянках»Еврипид высказывает свое отрицательное отношение к этой экспедиции, но, раз она все-таки началась и продолжалась уже около двух лет, он не мог не думать об ее успешном завершении.