Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
«Геракл»

«ГЕРАКЛ»

В этой трагедии, поставленной на сцене, по всей вероятности, ок. 423 г. до н. э., разрабатывается,— правда, со значительными изменениями — старый миф об убийстве Гераклом своих детей в припадке безумия, ниспосланного на него Герой. Таким образом, подобно Ипполиту и Федре, Геракл тоже представлен жертвой богов. Драматург поставил перед собой сложную задачу.

Он показывает героя на вершине славы, после свершения им последнего подвига, сошествия в Аид, но именно в в этот момент его поражает безумие. Больное сознание разжигает до жгучей ненависти чувство обиды против ничтожного Эврисфея, которому Геракл должен был служить всю свою жизнь, и, думая, что он расправляется с семьей врага, герой убивает своих детей и жену. После взрыва безумия наступает отрезвление и начинаются душевные терзания Геракла. В трагедии с еще большей силой, чем раньше, выступает мастерство драматурга в изображении душевных переживаний человека.

Пожалуй, новейшему писателю нечего было бы прибавить к изображению состояния безумия: драматург дает яркую и верную картину душевной патологии.

Нравственные муки Геракла после припадка также описаны с величайшей психологической убедительностью. Но в «Геракле» есть и нечто другое, что позволяет говорить о новом моменте в творчестве Еврипида. Трагедия примыкает к ряду героико-патриотических пьес, начатых еще «Гераклидами». Но по сравнению с последней трагедией патриотическая тема в «Геракле» получает более интенсивное и яркое отображение. Изменения, которые внес Еврипид в миф, обусловливались стремлением драматурга создать патриотическую пьесу, усилив в то же время ее драматизм и чисто сценические возможности.

Самым существенным из этих изменений является введение в в драму Тесея. Когда Геракл, к которому возвращается разум, узнает, что он убийца своей семьи, и в качестве возмездия за это страшное деяние желает убить самого себя, является афинский царь Тесей, который из чувства благодарности и во имя человечности спасает жизнь Геракла и уводит его с собой в Афины. Другим изменением мифа было введение в пьесу образа злобного наглеца Лика, отсутствующего в старой мифологии. Драматург делает Лика эвбейцем, что объясняется враждебными отношениями между Афинами и Эвбеей, сложившимися в 424 г. до н. э.

Следует остановиться еще на одном изменении, внесенном Еврипидом в фабулу пьесы. Старые мифы относили убийство детей ко времени до службы у Эврисфея, а сама служба рассматривалась как искупление за этот грех. По свершении своих двенадцати подвигов Геракл выходил из-под власти Геры, питавшей на него гнев за то, что он был незаконным сыном Зевса. У Еврипида убийство детей происходит после свершения всех двенадцати подвигов и является последним деянием злобной мести Геры.

Вернувшись на родину в ореоле славы, спасши свою семью и избавив Фивы от узурпатора, Геракл, по-видимому, мог рассчитывать на то, что теперь ему удастся пользоваться заслуженным им счастьем. Но почти сразу же герой испытывает такой душевный крах, из которого, по всей видимости, нет никакого выхода. Это — самый яркий пример трагической иронии. Действие трагедии происходит в Фивах перед дворцом Геракла. На ступенях алтаря Зевса расположились отец Геракла Амфитрион, жена Геракла Мегара и трое малолетних сыновей героя. Из пролога, в котором выступали Амфитрион и Мегара, зрители узнавали о положении дел. Воспользовавшись отсутствием Геракла, совершавшего в это время свой последний подвиг, эвбеец Лик захватил в свои руки власть.

Спасаясь от его преследования, Амфитрион, Мегара и дети Геракла ищут убежища у алтаря Зевса. Хор трагедии состоит из фиванских старцев. Они выражают искреннее сочувствие Амфитриону и Мегаре, но в силу своего возраста не могут бороться с воинами Лика, который желает умертвить Мегару и сыновей Геракла. Лик чувствует свою полную безнаказанность, так как считает, что Геракла уже нет в живых. Тиран приказывает воинам зажечь огонь вокруг алтаря, чтобы семья Геракла задохнулась в дыме. Мегара заявляет Лику, что она готова умереть, но просит об одной милости: пусть ей позволят надеть на детей перед их смертью траурную одежду. Получив согласие Лика, Мегара уходит с детьми и с Амфитрионом во дворец. Хор поет о подвигах Геракла, сожалея о том, что он не возвратился после своего последнего подвига — сошествия в Аид.

Жертвы Лика возвращаются из дворца; на сыновьях Геракла траурные одежды (разумеется, это переодевание должно было усиливать волнение зрителей). Мегара начинает жалобную песнь. Но за этим следует сценический эффект — неожиданно появляется Геракл, которого считали уже мертвым.

Он освобождает своих близких и желает немедленно расправиться с Ликом. Однако Амфитрион советует ему дождаться возвращения узурпатора, который должен сейчас явиться для свершения казни, и Геракл повинуется своему отцу. Он рассказывает ему о сошествии в подземное царство и о том, что он вывел оттуда Тесея, возвратившегося теперь в Афины. Геракл ласково утешает своих детей, которые прижимаются к нему и не хотят отпустить его от себя. Все, кроме Амфитриона, удаляются во дворец. Приходит Лик, чтобы потребовать свои жертвы. Так как Амфитрион не желает принять на себя тяжелую обязанность вывести из дворца на казнь жену и детей Геракла, то Лик сам входит во дворец, откуда вскоре доносятся его предсмертные крики. Хор поет хвалебную песнь в честь Геракла, считая смерть Лика заслуженной.

Но сейчас же в развитии действия наступает перелом. Над дворцом появляется в воздухе вестница богов Ирида и богиня безумия Лисса. Последняя имеет вид Горгоны: в волосах у нее змеи. Зрители узнавали от богинь, что Гера, питая гнев против Геракла, как сына Зевса и Алкмены, заставит героя пролить кровь своих близких. Лисса. считающая решение Геры несправедливым, но бессильная ему противиться, говорит о неизбежной драме, которая разыграется во дворце, как только она проникнет туда.

И действительно, скоро из дворца доносится крик Амфитриона, и трагизм достигает своего крайнего напряжения. Хор отвечает на вопли старика, защищающего детей против их отца. В воздухе появляется на мгновение Афина-Паллада 17.

Приходит вестник и рассказывает о том, что произошло во дворце. Геракл готовился очистить жертвой у Зевсова алтаря свой дворец от пролитой крови тирана. Неожиданно он остановился и замолчал. Глаза у него налились кровью, с губ на бороду начала капать густая пена. Затем он страшно засмеялся и стал говорить безумные слова о том, что добудет голову Эврисфея и тогда отмоет с рук пролитую кровь.

ему показалось, что он уже в Микенах и сейчас должен начать расправу с врагами. Так в безумии Геракл убивает своих детей.

Мегара тоже погибла, спасая детей от своего мужа. Остался в живых только Амфитрион. Его спасла Паллада, бросив в грудь Геракла огромный камень и погрузив его затем в глубокий сон. Тогда слуги во дворце бросились на помощь к Амфитриону и привязали Геракла к колонне дворца, чтобы он не смог, когда проснется, совершить новых бед.

Двери дворца раскрываются, виден спящий среди развалин Геракл, привязанный к колонне дворца. Около него лежат трупы его сыновей и Мегары. Когда герой пробуждается, он не сразу припоминает все, что случилось. В тот момент, когда он понимает наконец содеянное и оплакивает свое преступление, является афинский царь Тесей. До него дошли слухи о том, что Лик теснит семью Геракла, и он пришел на помощь своему другу. Амфитрион рассказывает обо всем Тесею.

Геракл сидит в это время в стороне, покрыв от стыда голову. Тесей утешает своего друга и отговаривает его от самоубийства, которое тот задумал. Он зовет его с собой в Афины, обещая выделить ему часть афинской земли. Геракл вспоминает, как Гера преследовала его всю жизнь. Какая страна захочет теперь принять его после неслыханного преступления?

В конце концов он соглашается с уговорами Тесея, не желая, чтобы кто-нибудь подумал, будто он трусливо бежит от нравственного страдания.

Некоторые исследователи отмечали отсутствие единства действия в этой трагедии и указывали, что она распадается на две отдельные пьесы. Первая пьеса изображает судьбу семьи Геракла, сюжет второй — судьба и страдания самого героя. Однако это не совсем справедливо. Трагедия «Геракл» как отмечают некоторые исследователи, дает единство «высшего порядка». При видимой раздвоенности фабулы пьесы первая часть ее безусловно необходима для второй. Если бы в первой части не было этих измученных детей, которые так долго ждали Геракла, так мечтали о нем, а потом, потеряв надежду, готовились умереть за честь имени отца — его страшная расправа с ними во второй части пьесы не произвела бы на зрителей такого сильного впечатления и они не ощутили бы всю глубину овладевшего героем отчаяния, толкающего его даже на мысль о самоубийстве. Главный персонаж связывает обе части пьесы.

Создание образа героического Геракла принадлежит Еврипиду. До него он появляется в театре почти исключительно, как комический персонаж — в комедии или сатировской драме. Драматург с большой психологической убедительностью показал в рассказе вестника момент перехода от невинного бреда к ужасному безумию и последующему за ним преступлению.

Столь же выразительна сцена, происходящая уже на глазах зрителей,— когда герой постепенно приходит в себя. Трудно прибавить что-нибудь к превосходному анализу этой сцены у И. Ф. Анненского18.

Вначале в Геракле пробуждается сознание жизни. По внешнему признаку — свету солнца — Геракл заключает о том, что он жив. Первое, что он замечает около себя,— это лук и стрелы. В трупах он еще не различает своих жертв, но при виде их у него возникает предположение, что он в Аиде.

и хора возвращает его к действительности.

В стихомифической беседе с отцом он мало-помалу выпытывает у него страшную тайну, пока наконец не узнает, что сам убил детей и жену.

Тогда в нем просыпается судья и мститель. Первое его решение — готовность умереть. Приход афинского царя Тесея прибавляет новую каплю в чашу Геракловых страданий. Стыд недавнего безумия становится еще более жгучим в присутствии человека, только что им спасенного и недавнего свидетеля его славы. Диалог с Тесеем постепенно наводит его на новую мысль. Мысль о самоубийстве борется в нем с желанием найти высшую форму возмездия за содеянное. Он постепенно убеждается, что ему предстоит наитруднейший подвиг — сохранить жизнь как способ страдальческого искупления.

«мотив спасителя», приходящего на помощь попавшему в бедствие. Геракл спас Тесея (это вне событий трагедии), Тесей в благодарность спасает Геракла не только от физической смерти, но и от глубочайшего душевного кризиса. С большой драматической силой и теплотой изображены аттические гуманность, дружба и гостеприимство, нашедшие свое воплощение в образе Тесея.

Чем ужаснее и невыносимее бедствия, в которые повергает божество Геракла, тем ярче выступает человеческая сущность Тесея. Для афинского зрителя этот мотив дружбы и спасения гибнущего человека звучал еще сильнее, чем для современного читателя или зрителя. Ведь с точки зрения древнего эллина самое прикосновение к пролившему кровь человеку уже грозило осквернением прикасающемуся. До своего очищения убийца не должен был даже ни к кому обращаться со словом. Поэтому для зрителя V в. до н. э. такие действия на сцене Тесея, как то, что он открывает другу лицо, подает ему руку и т. д., представлялись символом истинной аттической дружбы. Высшее же проявление гостеприимства заключается в том, что Геракл не только находит убежище в Афинах, но ему обещана в удел и часть афинской земли.

мужу. Нужно помнить при этом, какую огромную силу убедительности имел для древнего эллина довод, что после смерти будут чтить его память.

Трагедия была написана к концу Архидамовой войны, принесшей величайшие бедствия обеим воюющим сторонам. Тем не менее Еврипид рисует в «Геракле» мифический образец дружбы между Аттикой и дорическим Пелопоннесом, выставляя дорийца в столь же человечески привлекательном виде, как и афинянина. Несмотря на страшную катастрофу, которая обрушилась на Геракла и едва не привела его к гибели, финал трагедии звучит просветленно, прославляя аттическую человечность и дружбу.