Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
«Умоляющие»

«УМОЛЯЮЩИЕ»

В этой патриотической пьесе, поставленной на сцене, по всей вероятности, уже после заключения Никиева мира в 420 г. до н. э., главным сюжетом явился миф о борьбе сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника, за фиванский престол (фабула, использованная Эсхилом в «Семеро против Фив»— см. выше). Этеокл завладел престолом и изгнал из Фив Полиника, но последний нашел приют у аргосского царя Адраста, выдавшего за него свою дочь. Затем Полиник собрал шестерых друзей и, опираясь на помощь Адраста, предпринял поход против Фив, закончившийся гибелью всех семи вождей, причем оба сына Эдипа пали в смертельном поединке друг с другом. Однако эти события лежали вне трагедии, сама же трагедия начинается с мольбы матерей павших героев, обращенной к матери Тесея Эфре.

Действие трагедии, развертывающееся перед храмом Деметры в Элевсине, начинается весьма красочной сценой. У большого алтаря, к которому ведут ступени, стоит Эфра, мать Тесея, пришедшая в священную ограду храма для жертвоприношения перед вспаш- кой земли. Эфра и выступает в прологе, излагая экспозицию драмы. Оказывается, семь вождей уже нашли смерть под стенами Фив. Матери героев хотели предать погребению тела сыновей, но новый фиванский правитель Креонт отказался выдать им трупы. И вот женщины пришли в Элевсин умолять Тесея добиться от фиванцев выдачи трупов. Распростершись на ступенях алтаря и стеная, аргосские матери протягивают к Эфре оливковые ветви, обвитые белыми повязками. Адраст тоже лежит на ступенях алтаря; около него — мальчики, сыновья павших героев, составляющие побочный хор.

Входит Тесей. Он поражен представившимся ему зрелищем: черные одежды женщин, их рыдания, подрезанные в знак траура волосы — все это мало подходит для жертвоприношения в честь Деметры. Эфра кратко сообщает Тесею о просьбе аргосских матерей и затем передает слово Адрасту, который, поднимаясь и прекращая стенания, начинает говорить. Но Тесей холодно встречает просьбу Адраста, упрекая его в безрассудстве и пренебрежении к воле богов; он возглавил аргосский поход, несмотря на дурные предзнаменования, увлеченный несколькими молодыми людьми, жадными к славе и видящими в войне лишь средство достижения власти и богатства. Но затем, убежденный доводами своей матери, Тесей решает помочь просящим и добиться выдачи трупов, в первую очередь путем переговоров, а если это не удастся, то и с помощью оружия.

войне. Вскоре с поля битвы приходит вестник и рассказывает о блестящей победе афинского войска. На орхестре появляется траурное шествие, афинские воины несут погребальные ложа. Матери и Адраст поднимают плач по погибшим. Адраст по просьбе Тесея рассказывает о павших вождях, и его рассказ превращается в настоящую надгробную похвалу.

В характеристике семи вождей ясно чувствуется скрытая полемика с Эсхилом и влияние тогдашней софистики и риторики.

В трагедии «Семеро против Фив» все герои, за исключением прорицателя Амфиарая, изображены людьми, преисполненными непомерной гордыни, в некоем воинственном исступлении устремляющимися на штурм Фив.

Совсем иное мы видим у Еврипида. Адраст начинает с характеристики Капанея, поверженного молнией Зевса.

У Эсхила это огромный силач со сверхчеловеческой надменностью; он грозится испепелить город, и даже молния Зевса не страшит его.

«Умоляющих», по словам Адраста, Капаней обладал огромным богатством, но оно не сделало его ни надменным, ни гордым. Капаней говорил, что добродетель заключается в простой жизни, скромности, в истинной дружбе, в приветливости к людям. Другие вожди в изображении Адраста выступают также людьми, наделенными различными добродетелями.

Траурное шествие под звуки скорбной песни хора движется обратно за сцену — условно к месту, где будут сожжены тела павших вождей. Внезапно на скале, возвышающейся над храмом и над костром Капанея (разумеется, он был невидим для зрителей), появляется его жена Эвадна в праздничной одежде, готовая броситься в костер, на котором сжигают тело ее мужа.

Трагизм положения еще более усиливается, когда на орхестре появляется отец Эвадны, старый Ифис. В его семье двойной траур, так как погибли под стенами Фив его сын Этеокл (не смешивать с Этеоклом — сыном Эдипа!) и зять Капаней. Находясь внизу, Ифис бессилен помешать Эвадне исполнить ее намерение. Радуясь тому, что пламя костра соединит ее с мужем, Эвадна бросается со скалы. Ифис оплакивает свою жестокую судьбу, хор вторит ему.

Пьеса заканчивается траурной церемонией. На орхестру входят Тесей, Адраст и мальчики, несущие урны с прахом своих отцов. Обращаясь к Адрасту и женщинам Аргоса, собирающимся в траурной процессии отправиться на родину, Тесей призывает их на вечные времена сохранять признательность к Афинам за оказанную им помощь. В вышине появляется богиня Афина. Однако ее появление не служит целям развязки трагедии, это, скорее, политическое заключение. Афина предписывает Тесею потребовать от Адраста, чтобы тот от имени аргосцев принес клятву никогда не выступать против Афин и хранить благодарность за оказанное им благодеяние.

Еще в древности ученые критики считали, что трагедия «Умоляющие» представляет собой похвалу Афинам. Это прославление Афин в значительной степени осуществляется путем возвеличения образа Тесея. Тесей показан идеальным правителем, давшим право голосования народу. Все дела в государстве решаются Народным собранием и выборными должностными лицами, сменяемыми путем ежегодных выборов.

— полное единение, царь — вождь и советник своего народа. Тесей — прекрасный воин, и все афинские граждане готовы к защите отечества. Наряду с этим подчеркиваются его благоразумие и миролюбие: правитель, как и его народ, склонен решать дела мирным путем — но если речь идет о защите правого дела, он не боится вступить в войну. Тесей наделен и красноречием — качеством, необходимым для вождя в таком государстве, где важнейшие дела решаются в Народном собрании. Он вступает в политический диспут с фиванским глашатаем о лучшей форме правления и легко одолевает своего противника.

Выступая против фиванского глашатая, защищающего единоличную форму правления, Тесей указывает, что для государства нет ничего враждебнее тирании. При ней закон уже не защищает граждан, всем распоряжается один человек по своему произволу, равенства не существует. Напротив, при демократии и бедный и богатый имеют одинаковые права. Народ свободен: когда у граждан спрашивают, кто из них желает предложить что-либо для блага государства, всякий желающий может взять слово. Кому нечего сказать, тот хранит молчание. Где еще можно найти подобное равенство?

Там, где народ правит сам, он пользуется услугами добрых граждан. Наоборот, тиран, трепеща за свою власть, старается погубить тех, кого он считает способными размышлять. К чему копить богатство и зарабатывать хлеб для своих детей, если приходится работать только для обогащения тирана? Зачем воспитывать в целомудрии дочь в материнском доме, если ей суждено служить прихотям тирана? Лучше умереть, чем видеть своих дочерей отданными на поругание.

Все эти качества Тесея-правителя приобретают особенное значение в силу того, что они связаны с его религиозно- нравственными воззрениями. Тесей изображен в трагедии носителем древнеаттической религиозности и нравственности.

Вместе с тем афинский царь выступает и поборником религиозно- нравственных устоев всей Эллады.

— вот что он отстаивает, защищая аргосцев. В трагедии подчеркивается глубокая религиозность Тесея, который убежден, что человек нуждается в божественном руководстве и должен безоговорочно ему подчиниться. Но если образ Тесея интересен в историко-культурном смысле, то он мало выразителен с чисто драматической стороны. Тесей слишком безупречен и несколько холоден. Однако в его отношение к Эфре, как и к матерям павших героев, драматург вложил некоторую теплоту.

Роль Эфры — изобретение самого Еврипида. В лице Эфры драматург дает образец женской добродетели. Это героическая афинская мать. Она преисполнена чувства жалости к аргосским матерям. Но не только это руководит ею, когда она умоляет Тесея оказать помощь просящим. Она взывает к чувству чести, патриотизма и к разуму Тесея. Она подчеркивает величие дела, которое предстоит ему совершить и которое превосходит по своему религиозно-нравственному значению прежние подвиги Тесея. Роль Эфры имеет большое значение в развитии действия трагедии и характера самого Тесея. Именно Эфра влияет на Тесея, боявшегося заступиться за людей, презревших божеское предзнаменование, и приводит его в итоге к осознанию более высокой роли защитника человеческих прав. Когда он становится на эту точку зрения, исчезают все его сомнения, и он желает только, чтобы созревшее в нем решение было одобрено народом.

черты эпической композиции Эсхила.

Битва рисуется по образцу гомеровских битв: колесницы несутся друг на друга, вихри пыли поднимаются до неба, мчащиеся лошади влекут воинов, запутавшихся в вожжах, земля орошается потоками крови. Всюду опрокинутые или разбитые колесницы, а те, кто был на них, низвергнуты на землю или гибнут под их обломками. Динамичному развитию действия мешают также пространные речи Тесея, Адраста и фиванского глашатая. Однако необходимо помнить, что афинский зритель V в. до н. э., привыкший к искусным выступлениям ораторов в Народном собрании, по-видимому, с интересом следил за словесными состязаниями персонажей драмы в театре.

Все исследователи согласны с тем, что в пьесе нашел отражение разгром афинян у Делия, небольшого городка в Беотии, войсками фиванцев. Афиняне потеряли в битве около тысячи тяжеловооруженных воинов, но Делий все же остался в их руках. После битвы афиняне отправили в Фивы глашатая с просьбой о выдаче трупов павших воинов и перемирия для их погребения. Лишь на семнадцатый день афинянам удалось осуществить свои требования, так как Делий к тому времени пал.

«Умоляющих». Под свежим впечатлением кровавых событий при Делии фиванский глашатай и вообще все фиванцы изображены в весьма неприглядном свете. Они рисуются в драме кичливыми, опьяненными своей случайной победой, которой они вовсе не заслуживают, попирающими божеские законы.