Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
Последние комедии Аристофана.

ПОСЛЕДНИЕ КОМЕДИИ АРИСТОФАНА

Две последние из дошедших до нас комедий Аристофана —«Женщины в Народном собрании» (приблизительно 392 г.) и «Плутос» (388) — очень сильно отличаются от пьес, написанных драматургом во время Пелопоннесской войны. По содержанию они являются социальными утопиями; в них сильно смягчена политическая сатира и почти нет нападок на отдельных государственных деятелей. Это объясняется изменившимися условиями эпохи. Хотя «тирания тридцати» в Афинах была свергнута (403) и демократические порядки восстановлены, но демократия не могла уже достичь прежней силы и значения. Пелопоннесская война совершенно истощила материальные ресурсы Афин. Государственная казна была пуста. Социальные противоречия внутри гражданской общины необычайно обострились. Так было и в других греческих государствах. Бедные готовы были восстать против богатых. Появились призывы к обобществлению имущества и переделу земли. В 392 г. в Коринфе беднота взбунтовалась и перебила много богатых людей. Подобные движения происходили и в других греческих государствах. Чтобы добыть себе средства к существованию, неимущие люди покидали свою родину и поступали на военную службу к персидским сатрапам. Именно с этого времени Греция начинает превращаться в огромный рынок наемничества.

После окончания Пелопоннесской войны Спарта сделалась самым сильным государством Греции. Сокрушив могущество Афин, она создала свой союз. В большей части зависимых от нее государств она свергала господство демократии и устанавливала аристократический режим. Очень скоро гнет отсталого земледельческого государства стал весьма сильно ощущаться теми полисами, в которых торговля и ремесло достигли значительного развития.

Спартанцы сильнее притесняли своих союзников, чем в свое время афиняне. Страдая от гегемонии Спарты и желая сбросить ее иго, Фивы, Афины, Коринф, Мегары и Аргос заключили между собой союз для совместной борьбы со Спартой, ослабленной в тот момент столкновением с Персией. Началась война союзников со Спартой, известная под именем Коринфской войны (395—387 гг. до н. э.).

Скоро в столкновение греческих полисов вмешалась Персия, не желавшая иметь в Греции никакого сильного государства и помогавшая в тот или иной момент слабейшему. Персидский царь в 387 г. заставил все греческие государства принять договор, которым предписывался мир всем борющимся государствам.

Представителем персидского царя во всем греческом мире и хранителем персидской гегемонии делалась Спарта. Такова была политическая обстановка во всей Греции и в Афинах, когда Аристофан создавал свои последние комедии. Бившая ключом политическая жизнь с ее борьбой партий осталась позади, и афинская комедия, которая жила этой борьбой, потеряла питающую ее почву. К тому же жизнь стала тяжелой. Низшие слои свободного населения испытывали большую нужду. Всех волновал вопрос, что будет дальше.

В это время и начинают появляться социальные утопии, авторы которых стараются найти выход из создавшегося положения.

Обе комедии Аристофана —«Женщины в Народном собрании» и «Плутос»— ставят острые злободневные вопросы о том, как уничтожить имущественное неравенство, устранить бедность в государстве и улучшить его финансовое положение. Но решение всех этих вопросов дается в обеих пьесах Аристофана в плане социальной утопии, которая к тому же в «Женщинах в Народном собрании» подвергается явному осмеянию.

В комедии же «Плутос» уничтожение экономических противоречий происходит путем чуда, и никакого реального средства, таким образом, к их уничтожению не предлагается. Обе комедии представляют интерес не только по содержанию, но и по своему построению. И в «Женщинах в Народном собрании» и в «Плутосе » значительно сокращается роль хора и нет парабасы, в которой обычно в прежних пьесах драматурга содержались резкие политические высказывания.

В нескольких местах обеих комедий имеются просто указания, что дальше идет партия хора. Исследователи считают, что в этих случаях шли музыкальные интермедии, не связанные с основным содержанием пьесы. Текст «Плутоса» содержит 1209 стихов, причем на долю хора,— включая и ямбы,— приходится всего около 60 стихов. Этот упадок роли хора в последних комедиях Аристофана объясняется не только материальным оскудением Афин, но и упадком общественных интересов: ведь хор в драме выступал обычно выразителем дум и чаяний гражданской общины.

Для иллюстрации сказанного приведем краткое содержание и анализ одной из упомянутых выше пьес Аристофана — «Плутос».

Проскений изображает дом мелкого землевладельца, старика Хремила. На орхестру входит через левый парод какой-то слепой старик в грязной одежде. За ним следует Хремил, увенчанный лавровым венком, вместе со своим рабом Карионом, также с венком на голове. Пьеса начинается возмущенной речью раба, который жалуется на то, что ему приходится служить безумному хозяину: Хремил, неизвестно почему, идет за слепым стариком, приказывая то же самое делать и ему, Кариону. Карион в конце концов добивается от Хремила объяснения. Страдая всю жизнь от бедности, Хремил отправился в Дельфы, чтобы спросить Феба, не лучше ли его единственному сыну вступить на неправый путь и стать мошенником, чтобы избавиться от бедности? И вот Феб дал ясный ответ: кого Хремил, выйдя из храма, встретит первого, за тем он и должен последовать и убедить его войти в свой дом. Этим первым и оказывается неизвестный старик, за которым они теперь идут и спрашивают, кто он. Старик вначале ничего не отвечает, но затем, испуганный угрозами, заявляет, что он — Плутос, то есть бог богатства.

Зевс ослепил его из зависти к людям когда Плутос еще в юности сказал, что будет посещать только праведных.

Хремил начинает умолять Плутоса зайти к нему в дом, обещая дать ему исцеление от слепоты и внушая ему вместе с Карионом мысль, что, как только он прозреет, Зевсову владычеству придет конец. Ничто на свете не может противостоять силе денег. Ведь и на войне победителем бывает тот, на чьей стороне находится Плутос. В конце концов Плутос соглашается войти в дом к Хремилу. Последний отправляет перед этим Кариона созвать земледельцев-соседей, чтобы поровну разделить между всеми богатство.

пасущего овец, а во второй строфе — танец Цирцеи, окруженной стадом свиней. Сосед Хремила Блепсидем охотно берется помочь своему другу отвести Плутоса в храм Асклепия и оставить его там на ночь, чтобы он получил исцеление от слепоты.

В тот момент, когда друзья уже готовы осуществить свой план, на орхестру входит старуха страшного вида, в лохмотьях, которая их останавливает. Это — Бедность, столько лет прожившая с ними. Блепсидем приходит в ужас и стремится убежать, но Хремил его останавливает. Начинается агон. Доводы Хремила очень просты. Если взглянуть на человеческую жизнь, то нельзя не признать ее безумной. Негодяи богаты, а честные люди голодают и терпят всяческое зло. Но теперь в руках бедняков есть надежное и верное средство устранить эту несправедливость. Плутос станет зрячим и немедленно поспешит к хорошим людям, минуя всех негодяев и безбожников. Бедность считает затею Хремила безумной.

Она выдвигает софистический тезис о значении бедности для развития человечества. Ведь если бы бог богатства снова стал зрячим и разделил материальные блага поровну, никто не захотел бы заниматься ни наукой, ни ремеслом. Никто не стал бы пахать землю, плавить руду, строить суда, дубить кожу и вообще работать. На замечание Хремила, что всем этим будут заниматься рабы, Бедность возражает, что рабов тогда негде будет достать, так как никто из торговцев, имея богатство, не пожелает заниматься столь опасным ремеслом, как торговля рабами. Придется людям самим и пахать и делать все остальное. Не будет ни кроватей, ни ковров, ни красивой одежды. Кто захочет всем этим заниматься?

И получится тогда, что и при богатстве люди будут терпеть во всем недостаток. А теперь Бедность как хозяйка сидит в доме у ремесленника и побуждает его работать. В ответе Хремила на этот довод Бедности дается изображение жизни бедняка, сделанное с потрясающим реализмом. Крик и плач голодных детей, причитания старух, вши, блохи. Вместо платья — лохмотья, вместо кровати «сноп соломы, кишащей клопами. Вместо ковра — гнилая рогожа, а вместо подушки — камень под головой». Бедность говорит, что Хремил изобразил нищету, а не жизнь бедняка, которая вовсе не похожа на участь нищего:

Участь нищего, как описал ты ее, в том, чтоб жить, ничего не имея;
— быть бережливым всегда и всегда быть прилежным в работе,
Нет избытка совсем у него, но зато не бывает ни в чем недостатка 48.

На вопрос Хремила, отчего же, если Бедность так хороша, люди стараются избежать ее, Бедность отвечает, что ведь и дети бегут от отцов, желающих им только хорошего. Хремил в конце концов прогоняет Бедность. Он приказывает Кариону захватить с собой ковры и вести Плутоса в храм Асклепия.

Вторая половина пьесы развертывается условно после ночи, которую Плутос провел в храме Асклепия. Карион, вбегая на орхестру, радостно сообщает хору о том, что к Плутосу вернулось зрение. На просьбу жены Хремила рассказать, как все это произошло, следует полный комизма рассказ Кариона. По приказанию жреца все находившиеся в храме больные улеглись спать. Огни были потушены. Жрец приказал молчать, если послышится шум. Но Кариону не давал спать горшок с кашей, поставленный у изголовья одной старухи. Ему очень хотелось подползти к горшку, но вначале его удерживало благочестие. Однако когда Карион подсмотрел, как жрец складывает себе в мешок все приношения больных, он кинулся к горшку с кашей. Старуха, услышав шум, протянула руку, чтобы прикрыть кашу. Тогда Карион укусил ее за руку, как будто бы это был священный змей. Но вот наконец появился и Асклепий, который стал обходить больных. Он протер чистой тряпочкой глаза Плутосу, а дочь Асклепия Панацея закрыла пурпуровым покрывалом ему голову и лицо. Затем из алтаря выползли две громадные змеи, которые стали лизать Плутосу глаза, — и бог богатства прозрел. Сейчас он явится сюда в сопровождении Хремила и толпы людей с венками на головах. Появляется Плутос. Он приветствует солнце и землю Паллады, давшую ему приют. Он стыдится своих прежних заблуждений. Теперь все будет иначе; только честные получат богатство. Действующие лица входят в дом Хремила.

Следует красочный рассказ Кариона о богатстве и изобилии, свалившихся на дом его хозяина. Здесь перечисляется все, о чем мечтала, вероятно, современная Аристофану афинская беднота. А дальше идут четыре заключительных сцены, в которых показываются последствия нового порядка вещей. Приходит Честный человек, раньше несчастный, а теперь ставший счастливым. Бедность осталась в прошлом. Раб Честного держит в руках старый плащ, в котором его хозяин мерзнул тринадцать лет, и старые башмаки. Все это Честный желает пожертвовать богу 49.

так нежно любил ее раньше и принимал от нее разные подарки, сегодня вдруг отослал обратно это блюдо со сладостями. Появляется и этот молодой человек. Теперь он издевается над старухой. Остроумные реплики по адресу престарелой кокетки отпускает и Хремил. Однако последний замечает юноше, что если раньше он любил пить вино, то теперь надо пить и подонки с дрожжами. Во всей этой сцене много буффонады, крепких народных выражений.

В следующей сцене показано, как новый порядок задел и богов. Пришедший Гермес говорит Кариону, что он умирает с голоду, так как люди перестали приносить богам жертвы. Карион пристраивает Гермеса на скромную должность слуги у Плутоса. Аристофан заканчивает пьесу торжественной процессией, в которой провожают Плутоса в одно из помещений храма Афины-Паллады, служившее в то время местом хранения государственной казны. Государственная казна, стало быть. отныне будет всегда полна.

Комедия «Плутос» пронизана горячим сочувствием к крестьянству Аттики, а также к городской бедноте. Однако главная роль в пьесе отводится именно земледельцам. Не подлежит никакому сомнению, что написать эту пьесу Аристофана побудило тяжелое положение, в котором находились тогда мелкие земледельцы. Пелопоннесская война, особенно в последние годы, вконец разорила крестьянское хозяйство. Мелким земледельцам приходилось восстанавливать его ценою тяжелого труда и страшных лишений.

В то время как крестьяне с трудом перебивались со дня на день, люди предприимчивые, не стеснявшиеся никакими средствами в стремлении к наживе, увеличивали свое состояние.

Богатство попадало в руки владельцев мастерских с большим количеством рабов, судовладельцев, спекулянтов хлебом, банкиров и ростовщиков. Наживались также беззастенчивые политики, запускавшие руки в государственную казну, и бесчестные сикофанты. Упадок афинской демократии отрицательно сказался и на моральных устоях общества, особенно его верхушки. Крестьяне могли только возмущаться, сравнивая свою жизнь с плутовством и махинациями этих людей, которые приобретали все — власть, влияние, деньги — и от которых зависели как мелкие земледельцы, так и городская беднота.

положение крестьянства, которое когда-то было главной силой Аттики, да и теперь представляется ему основой общественного благосостояния и хранителем истинных моральных устоев. Комедия развивается как сказка, но персонажи ее реальны и хорошо известны зрителям.

не указывает таких средств. Все, что он может предложить своим согражданам, это, по меткому выражению М. Круазе. мечту — мечту в некотором роде мстительную, которая доставляла честным людям удовлетворение видеть хотя бы в воображении, когда шел спектакль, что плуты осмеяны и интриганы принуждены кричать о голоде.

Ни одна из комедий Аристофана не пользовалась такой большой популярностью в последующее время, как «Плутос». Объясняется это несколькими причинами. Прежде всего, тема социальных противоречий, богатства и бедности, продолжала волновать и последующие поколения. То, что в пьесе удачно применен сказочный мотив и противоречия между богатством и бедностью решаются в плане социальной утопии, делали ее более приемлемой для последующих эпох, так как господствующие классы не были склонны допускать постановку темы во всей ее социальной остроте и обнаженности.

Известную роль в большой популярности пьесы должно было сыграть и то обстоятельство, что в ней почти не изображаются политические отношения, составлявшие специфическую особенность древних Афин и не всегда понятные для последующих времен. В эллинистическую эпоху и в Византии в школах постоянно читали и изучали эту комедию; ни к одной из комедий Аристофана не сохранилось столько схолий, как к «Плутосу». В средневековых рукописях, содержащих собрание пьес Аристофана, эта комедия, как самая любимая, всегда стоит на первом месте.

Немецкие гуманисты XVI в. очень ценили это произведение. Рейхлин обсуждал комедию в 1520 г. в одной из своих лекций; Меланхтон издал «Плутоса» вместо с «Облаками» в 1528 г. С 1521 г. в Германии и Швейцарии давались и представления этой пьесы. Вообще эпоха Возрождения смотрела на «Плутоса» как на зеркало жизни. «Плутос» оказал влияние на комедию Бена Джонсона, младшего современника Шекспира, —«Ярмарка новостей».