Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
Сатировская драма «Киклоп»

САТИРОВСКАЯ ДРАМА «КИКЛОП»

Это единственная из сатировских драм, дошедшая до нас полностью. Только на основании «Киклопа» и «Следопытов » Софокла, значительные отрывки из которых сохранил нам Оксиринхский папирус, найденный в 1912 г., можно получить представление об этом драматическом жанре Древней Греции.

Дата постановки «Киклопа» нам неизвестна. Мнения ученых по этому вопросу сильно расходятся, но некоторые из них определяют дату постановки приблизительно между 428 и 422 гг. Неизвестно также, в какую тетралогию входила эта пьеса.

Сюжет «Киклопа» заимствован из IX песни «Одиссеи». Однако Еврипид несколько изменяет его по сравнению с Гомером. Так, в «Одиссее» страна киклопов не названа по имени и обитают они где-то на краю света. Еврипид же переносит действие в Сицилию. Кроме того, гомеровские киклопы весьма далеки от человеческого облика, а у Еврипида они имеют ряд чисто человеческих черт. Еврипид, кроме того, ввел в свою драму новый персонаж — отца сатиров, Силена.

Действие драмы происходит на берегу моря у подножия Этны, перед пещерой Киклопа. В прологе выступает Силен, рассказывающий о том, как он и его дети, сатиры, оказались в плену у Киклопа. Узнав, что Дионис похищен тирренскими пиратами, Силен и его сыновья отправляются на поиски бога, но буря заносит их в Сицилию и они попадают в плен к Киклопу.

В пароде на орхестре, перед пещерой Киклопа, появляются сатиры, загоняющие овец и коз в ограду. Парод хора, представляющий собою своеобразную рабочую песенку, отличается изумительной легкостью и изяществом.

Пение сопровождалось, очевидно, мимическими движениями, показывающими, как сатиры стараются загнать стадо в пещеру. В длинном эподе дается противопоставление счастливого прошлого, когда сатиры служили своему владыке Дионису, и тяжелого настоящего, когда они находятся в рабстве у Киклопа. Так как хор должен был оставаться на сцене, то работу сатиров заканчивал, очевидно, дополнительный немой хор из слуг, которым сатиры и приказывали загнать овец под свод скалы (ст. 83). Силен внезапно видит, что к берегу пристал корабль. Входит Одиссей со своими спутниками. Они ищут съестные припасы, которые у них совершенно на исходе. У Одиссея за плечами висит мех с вином. Он называет Силену свое имя, говорит, что противный ветер прибил его сюда при возвращении из-под Трои, расспрашивает также об обитателях страны и об их нравах. Одиссей просит Силена и сатиров продать им продовольствие.

Он дает Силену мех с прекрасным вином, и тот жадно начинает пить. Сатиры в свою очередь расспрашивают Одиссея об участи прекрасной Елены, отпуская в то же время на ее счет несколько неприличных замечаний.

Корзины с продовольствием уже выносятся из пещеры, но взять их Одиссею не удается, так как в этот момент возвращается сам страшный хозяин пещеры. Он принимает Одиссея и его спутников за разбойников, которые хотели похитить у него добро. Силен из трусости подтверждает догадку Киклопа.

Сами сатиры возмущаются бесстыдной ложью своего отца. В полной достоинства речи Одиссей просит Киклопа оказать гостеприимство несчастным скитальцам. При этом он ссылается на то, что сами боги предписали людям закон гостеприимства. Но на эту хороншо построенную речь следует грубый ответ Киклопа.

Он говорит, что до богов ему нет никакого дела, сам он не считает себя слабее Зевса, а для мудрого есть только один бог — богатство. Киклоп даже развивает своеобразную житейскую философию, смысл которой сводится к тому, что необходимо всячески услаждать, свою утробу.

Он принуждает Одиссея и его спутников войти в пещеру, намереваясь закусить ими. Немного спустя оттуда в ужасе выбегает Одиссей и рассказывает хору о гибели двух своих спутников. Он сообщает сатирам свой план мести, заключающийся в том, чтобы выколоть Киклопу глаз обожженной на огне дубиной, и убеждает их помочь ему в этом деле.

Из пещеры появляется Киклоп. Отведав сытного обеда, он пришел в хорошее настроение. Он спрашивает Одиссея об его имени и получает в ответ, как и у Гомера: «Никто». Следует очень живая комическая сценка. Киклоп все время прикладывается к чаше с вином, которое дал ему Одиссей, но то же самое очень ловко проделывает и Силен, пользуясь неповоротливостью и опьянением Киклопа.

Совершенно опьяневший Киклоп уходит наконец в пещеру и захватывает с собой Силена, собираясь позабавиться с ним противоестественной любовью. Подобного рода непристойности были, по-видимому, неотъемлемой частью сатировских драм, как об этом можно судить по отзывам некоторых античных писателей.

Наконец Киклоп засыпает в своей пещере, и наступает час мести. Но трусливые сатиры с комическим ужасом отказываются от своего обещания. Одиссею приходится самому исполнить задуманное дело. Спустя немного времени из пещеры выбегает Киклоп с окровавленным лицом. Вне всякого сомнения, актер, игравший роль Киклопа, менял перед этой сценой свою маску. Одиссей открывает Киклопу свое настоящее имя. Сатиры поздравляют друг друга с тем, что теперь у них нет иного господина, кроме Диониса. Таким образом, драма, начавшись именем Диониса, возвращается опять к нему же.

Еврипид сделал из страшного Полифема яркий комический персонаж.

Пришлось заново переработать образ, созданный Гомером. Киклоп Еврипида несколько очеловечился. Хотя это по- прежнему страшный великан, нагромождающий на свой костер стволы деревьев и наполняющий для своей трапезы огромный кратер из десяти амфор, но все же это больше не дикий пустынник «Одиссеи».

Киклоп Еврипида отличается болтливостью, он кое- что знает, например, о похищении Елены и о Троянской войне; он даже не прочь пофилософствовать. Можно думать, что в образе Киклопа дана карикатура на выродившихся представителей софистики и риторики, которые, сделав крайние выводы из положения Протагора об относительности человеческого познания, стали утверждать, что отдельный человек сам устанавливает, что является для него истиной, законом и нормой общественного поведения.

но проникали и в политику, встречая сочувствие среди сторонников олигархии. С этой стороны пьеса не только забавляла, но и приобретала определенные сатирико-обличительные черты.

к Киклопу, находящими живое комедийное выражение. Когда Киклоп говорит, что он достаточно поел уже мяса львов и оленей, но давно не ел человеческого мяса, Силен услужливо замечает, что одни и те же блюда на каждый день надоедают и новое блюдо в этом случае очень приятно. Одиссей сохраняет все достоинства трагического героя: он помнит о своих заслугах под Троей и считает постыдным уклоняться от опасностей. С его серьезным тоном прекрасно контрастирует ироническое отношение к событиям Троянской войны Силена, сатиров и Киклопа, который называет войну из-за одной женщины постыдной.

Хор сатиров принимает большое участие в развитии действия пьесы. Он очень подвижен и выразителен даже в тот момент, когда уклоняется от помощи Одиссею, то есть от действия: хоревты начинают хромать и трут себе глаза, жалуясь, что их запорошило взявшейся откуда-то пылью или пеплом.

«Киклоп» требовал для своего исполнения трех актеров.