Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
Строение древней комедии.

СТРОЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КОМЕДИИ

Как и трагедия, комедия начиналась прологом, в котором давалась завязка действия. В прологе выступали два- три действующих лица, он содержал несколько сцен и оказывался обычно значительно длиннее, чем в трагедии.

За прологом шел парод, то есть вступительная песня хора при выходе его на орхестру. Необходимо отметить, что хоровые партии, органически входящие в развитие действия, занимали значительное место в комедии. Хор или активно поддерживал основную идею, с которой выступал главный персонаж, или, наоборот, энергично боролся с этой идеей, противопоставляя ей свое понимание того или иного общественного принципа.

Хор в комедии состоял из двадцати четырех человек и разделялся на полухория, по двенадцати человек в каждом. Песня одного полухория и ответная песня другого носили название оды и антоды. Парод в комедии был в большей степени драматическим, чем лирическим. Он представлял собой смесь пения, речитатива и простого диалога.

дионисийской толпы на деревенскую площадь.

За пародом следовали различные эписодии, то есть диалогические части комедии, отделенные друг от друга песнями хора. Число эписодиев было различным, как различной была и их длина. Во многих из них диалог сочетался с пением. Между эписодиями почти всегда шел агон, то есть словесный поединок, во время которого два противника защищали противоположные положения, а хор подстрекал их. Среди хоровых партий необходимо отметить так называемую парабасу 2.

В конце этого эписодия, следовавшего непосредственно за пародом, хор сбрасывал свои маски и приближался на несколько шагов к зрителям. Иногда хор вначале пел короткую песню, а затем следовала речь предводителя хора — корифея, которая называлась анапестами (от употреблявшегося в ней размера). Эта речь оканчивалась длинной фразой, произносимой без передышки,— так называемый пнигос (дословно — удушье). Далее шла ода и эпир- рема (дословно — присказка), то есть речь к зрителям, произносимая корифеем одного полухория; затем — антода и антэпиррема, произносимая корифеем другого полухория. В некоторых комедиях наряду с большой парабасой существовала еще и малая. В парабасе корифей старался выставить перед зрителями заслуги поэта или от лица поэта высказывался по поводу тех или иных современных событий. Таким образом, в парабасе, собственно, происходил перерыв в развитии действия.

Последняя часть комедии называлась, как и в трагедии, эксод (уход), поскольку хор в конце комедии покидал орхестру. Песни хора обычно сопровождались танцами. Комедийный танец носил название кордакса и отличался нередко буйным и разнузданным характером.