Приглашаем посетить сайт

В. В. Головня.: История античного театра.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Предмет истории античного театра. Понятие об античном рабовладельческом
обществе. Значение античной культуры в истории европейской культурной
традиции. Роль античного театра в истории европейского театра. Краткие
сведения по историографии античного театра

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности — греков и римлян.

Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Римский театр начал свою жизнь позднее греческого, и его расцвет приходится на конец III — середину II в. до н. э. Падение Западной Римской империи в конце V в. н. э. повлекло за собой упадок и всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документальных письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н. э.—V в н. э.). Античный театр — это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции.

Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладельческой формации.

ПОНЯТИЕ ОБ АНТИЧНОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Рабовладельческое общество характеризуется тем, что в нем не только все средства производства находятся в руках класса рабовладельцев; но им принадлежат также и люди, которые на них работают. Через рабство прошло большинство народов мира после разложения родового общинного быта.

Рабовладельческий строй представляет собой более высокую ступень в развитии человечества по сравнению с первобытнообщинным строем. В рабовладельческом обществе произошло уже отделение земледелия от ремесла. Возникновение же ремесла как самостоятельного промысла обозначало зарождение товарного способа производства.

Города, впервые появившиеся при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, сосредоточивают в своих стенах торговцев и ремесленников, которые и по своим занятиям и по образу жизни начинают все больше и больше отличаться от жителей деревни. Так постепенно происходило отделение города от деревни.

Развитие производства и торговли значительно усиливало экономическое неравенство в обществе и приводило в то же время к более интенсивной эксплуатации рабского труда. Рабский труд, который раньше обслуживал несложные потребности владельца и его семьи, стал использоваться для изготовления товаров, поступавших на рынок.

Происходил рост торгового и ростовщического капитала. Развитие же торгового капитала способствовало расширению применения рабского труда и превращению патриархальной системы рабства, рассчитанной на производство средств существования, в рабовладельческую систему, целью которой являлось уже производство прибавочной стоимости. С расширением рабского труда коренным образом менялось и положение раба. Из члена патриархальной семьи, каким раб был раньше, -он превратился в объект бесчеловечной эксплуатации. В нем перестали видеть не только члена семьи, но и человека вообще. На раба смотрели как на одушевленное орудие производства. Рабов не только эксплуатировали, но продавали, покупали, в случае провинности раба хозяин мог безнаказанно его убить.

В рабовладельческих обществах Греции и Рима (как и на Востоке) было два основных класса — рабовладельцы и рабы, и основным противоречием в рабовладельческом обществе было противоречие между этими двумя классами. Чтобы упрочить свое положение и держать в повиновении рабов, рабовладельцам понадобился аппарат принуждения, который давал в их руки власть и возможность управлять рабами.

Так возникло рабовладельческое государство. Самые формы его в античном мире были разнообразными. Уже в ту пору возникло различие между монархией и республикой; среди последних различали в свою очередь республики аристократические и демократические.

Рабовладельческое государство имело громадное значение в развитии и упрочении рабовладельческого способа производства. В более позднюю эпоху, например во времена Римской империи, у него уже был широко разветвленный военно-бюрократический аппарат господства и насилия, в первую очередь над рабами, но также уже и над низами свободного населения, поскольку имущественное неравенство среди самих свободных достигло к этому времени огромных размеров.

На базе рабского труда Древняя Греция и Рим (а до них государства древнего Востока) достигли значительного экономического и культурного развития. Появились большие города с великолепными постройками, сохранившимися частично в руинах и до наших дней.

с презрением, как к занятию, недостойному свободного человека. С течением времени часть рабовладельцев оказалась незанятой вообще никаким общественно полезным трудом. Это с особенной яркостью обнаружилось в эпоху Римской империи, когда не только верхи рабовладельческого общества вели паразитическую жизнь, но и римский городской плебс в своей преобладающей части превращался в деклассированную паразитическую массу.

Благодаря применению в широком масштабе разделения труда между земледелием и промышленностью в рабовладельческих обществах Греции и Рима были созданы необходимые условия для расцвета культуры древнего мира. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано» 1.

ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Действительно, наследие античной культуры выступает на каждом шагу в современной общественной жизни.

Если мы возьмем, например, область науки, то легко убедимся в том, что при исследовании вопроса о начале развития той или иной науки (кроме тех отраслей знания, которые возникли уже в новое или новейшее время) нам приходится обращаться к Греции или Риму. Это не значит, конечно, что все науки изначально родились на почве Греции и Рима. Сами Греция и Рим многим обязаны в развитии своей науки древнему Востоку. Но Греция и Рим в строительстве своей культуры сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с Востока, но умножить и обогатить его и передать Европе культуру, которая носит на себе яркий отпечаток оригинальности и самобытности и многими достижениями которой и до сих пор пользуется человечество. Наука о праве и государстве, философия, история, география, медицина, математика и физика достигают высокого развития в Греции и Риме. Достаточно сказать, что коренной вопрос всякой философии об отношении между бытием и мышлением был поставлен уже в Древней Греции, которая дала миру первых философов-материалистов. «Это одна из причин,— говорит Энгельс,— заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ» 2.

РОЛЬ АНТИЧНОГО ТЕАТРА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА

Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульптура и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенства и церкви.

А когда в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставленному античностью. Так, представители французской классицистской трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и к их обработке великими драматургами — особенно Еврипидом.

В предисловии к своей трагедии «Федра » (1677) Расин так говорит о влиянии на него трагедии Еврипида «Ипполит »: «Хотя в развитии действия я шел несколько иным путем, чем этот автор, я не преминул обогатить свою пьесу всем тем, что мне показалось наиболее блестящим в его пьесе. Если бы я не был обязан ему ничем, кроме общей идеи характера Федры,— я мог бы сказать, что обязан ему, быть может, самым мудрым, что я дал на сцене» 3.

—1781), Гёте (1749-1832) и Шиллер (1759- 1805). Создавая свою теорию драмы, Лессинг изучает античную трагедию и комедию и «Поэтику» Аристотеля. Помимо заимствования ряда сюжетов из античной литературы Шиллер пишет драму «Мессинская невеста», в которой, как и в древнегреческой трагедии, имеются хоры. Гёте с живейшим интересом следит за успехами науки о греческой литературе. На основе сюжета, разработанного Еврипидом, он написал драму «Ифигения в Тавриде» (1779— 1786).

В Италии Альфьери (1749—1803) создает свои трагедии, подражая античным образцам. Гольдони (1707—1793) высоко ценил талант Теренция, которого он увековечил в одной из своих комедий, названной именем этого римского драматурга (1754).

Это увлечение античными классиками продолжалось и в первой половине XIX века. Произведения Байрона (1788—1824) полны отголосков античной литературы. Преклонение перед греческим искусством привело его в ряды борцов за независимость новой Греции от турецкого ига в благодарность за заслуги, оказанные человечеству Древней Грецией. Шелли (1792— 1822) пишет в 1819 г. лирическую драму «Освобожденный Прометей», вдохновляясь образом эсхиловского Прометея. В произведениях Пушкина и поэтов пушкинской эпохи неоднократно разрабатываются античные сюжеты.

Пушкин однажды высказал мнение, что «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности ». В. Г. Белинский в своих сочинениях неоднократно ссылается на произведения Гомера и великих греческих трагиков V в. до н. э., характеризуя мировое значение греческой литературы и театра.

На протяжении всего XIX в., как и в XX в., на европейских сценах шли античные пьесы. Во Франции в 80-х гг. прошлого века ставили «Царя Эдипа» Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще от времен Римской империи.

«Царь Эдип» была также в репертуаре известного германского режиссера М. Рейнхардта (1873—1943).

Наш Художественный театр ставит в 1899 г. софокловскую «Антигону», в 1959 г. эта трагедия была поставлена Учебным театром-студией Московского дома народного творчества, а в 1966 г. в Киеве Театром имени И. Франко. На сцене советского театра неоднократно шел «Царь Эдип» Софокла: еще в 1918 г. он поставлен был в Петрограде Ю. М. Юрьевым. В 1956 г. эта трагедия была поставлена на грузинском языке в Театре имени Ш. Руставели в Тбилиси, в 1966 г.— в Москве, в Театре имени В. Маяковского.

В 1925 г. Музыкальная студия имени Вл. И. Немировича-Данченко показывает комедию Аристофана «Лисистрата ». Театр имени Вахтангова в 1946 году поставил трагедию Софокла «Электра». В 1961 г. Театр имени В. Маяковского ставит «Медею» Еврипида, в 1962 г. эта трагедия была поставлена в Театре имени Марджанишвили в Тбилиси.

Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Слова: театр, сцена, просцений 4, драма, трагедия, комедия, пролог, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика — греческого происхождения, актер, акт, сатира, опера — латинского.

Во времена своего расцвета античный театр, греческий и римский, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины— все это находило отклик у афинских драматургов.

Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга.

Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать участие в управлении государством и широко пользоваться духовными ценностями, выработанными предыдущим развитием культуры.

Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.

Античное искусство — художественная литература, скульптура, архитектутура и театр — встречало высокую оценку у Маркса и Энгельса. Так, во введении к «Критике политической экономии» Маркс, имея в виду сопоставление античного и буржуазного искусства, говорит, что произведения античного искусства до сих пор сохраняют для нас «значение нормы и недосягаемого образца» 5. Известно, что Маркс любил перечитывать Эсхила в подлиннике и что особенно был ему близок образ Прометея.

В заключительном слове на Первом съезде советских писателей в 1934 году Горький призвал советских драматургов учиться у античного театра искусству преображать трагическое «в тех совершенных формах, как умели его изображать древние трагики» 6.

Ввиду того значения, какое имеет античный театр в развитии мирового театрального искусства, перед советским театром и театроведением стоит проблема освоения античного театрального наследия. Эта проблема шире, чем вопрос о внесении в современный репертуар античных пьес. Знание античного театра содействует более глубокому разрешению и некоторых вопросов истории и теории театрального искусства.

При изучении античного театра есть возможность проследить в общих чертах его эволюцию от самых первых ступеней до расцвета в творчестве величайших драматургов Греции и Рима и до его падения, обусловленного крушением всего рабовладельческого общества

. При изучении античного театра мы имеем возможность проследить зарождение драматических жанров — трагедии и комедии — и их дальнейшую эволюцию. Совершенно очевидно, что этот вопрос представляет громадный теоретический и исторический интерес для изучения истории западноевропейского театра. Некоторые же разделы последней (театр эпохи Возрождения, классицистский театр в европейских странах вообще) в полной мере могут быть уяснены лишь при условии знания истории античного театра, и в частности его драматургии, послужившей или непосредственно материалом для переработки, или образцом, по которому создавались собственные произведения.

Знание античного театра имеет большое значение при решении ряда вопросов теории театрального искусства — о сущности трагического и комического, о драматическом конфликте, о характерах и действии в драме и т. д.

Наконец, произведения античной драмы и до сих пор продолжают доставнаслаждение.

возникла в отдаленную от нас эпоху, в иной социальной среде,— многое нам уже чуждо, непонятно и просто враждебно, например, рабство. Для нас важно, не искажая действительной картины античного мира, выявить прогрессивные черты в античном мировоззрении, античном искусстве, и прежде всего в искусстве театра.

Время от времени античные пьесы идут на современной сцене — советской и зарубежной — и до сих пор живейшим образом волнуют современного зрителя. Поэтому совершенно естественно возникает вопрос о более глубоком и правильном истолковании античного театрального наследия. Задачу истории античного театра можно определить следующим образом.

История античного театра ставит своей задачей:

1) изучить процесс развития театрального искусства в рабовладельческих обществах Древней Греции и Рима от его истоков до падения, обусловленного крушением античной рабовладельческой формации;

2) выявить при этом существенные особенности античного театра, отличающие его от театра других эпох (характер античной трагедии и комедии, эволюция театрального здания и т. д.);

4) и одновременно с этим способствовать разрешению вопроса о более глубоком и полном освоении советским театром и советским театроведением тех сторон античного театра, которые сохраняют свою ценность и в наши дни и продолжают доставлять нам эстетическое наслаждение (правдивое отражение общественной жизни и душевных переживаний человека, постановка больших вопросов, волнующих человечество и в наши дни, совершенство художественных форм произведений и т. п.).

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИОГРАФИИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА

Театроведение — одна из самых молодых наук. Научное изучение театра началось, по сути дела, только в нашем веке. Поскольку основное внимание наших театроведов в связи с запросами, предъявляемыми самой жизнью, направлялось в первое время на изучение русского и советского, а также нового европейского театра, то число работ и статей, посвященных специально истории античного театра, в общем невелико.

Русская дореволюционная наука тоже не могла дать нам значительного количества работ по истории античного театра. Ее изучение входило в круг так называемых «древностей» и самостоятельного значения не имело. В «древностях» же среди других вопросов (органы государственной власти, религия, общественные празднества, быт и т. д.) давались обычно краткие сведения об устройстве античного театра и об организации театральных представлений. Вопросы репертуара античного театра, его драматургии, в «древностях», разумеется, не рассматривались. Желающий ознакомиться с этими вопросами должен был обращаться к трудам по истории античной литературы, где эти вопросы рассматривались обычно только со стороны литературоведческой и лишь попутно давались иногда и некоторые сведения по истории театра.

и гасили всякий живой подход к изучению античности.

Прогрессивные круги русского общества — и в первую очередь представители революционной демократии Белинский, Герцен, Чернышевский —боролись против казенного классицизма в его подходе к античности. Эта борьба прогрессивных сил русского общества за раскрытие подлинной сущности античной культуры увенчалась успехом в первую очередь в области изучения истории, а затем

В области изучения античной литературы и изобразительного искусства; изучение же истории театра от них отставало. Поэтому, берем ли мы дореволюционное или советское время, приходится при рассмотрении вопроса истории античного театра обращаться к помощи историков античной литературы.

Из дореволюционных работ, посвященных истории античного театра, следует назвать работу П. В. Никитина «К истории афинских драматических состязаний» (1882), основанную на тщательном изучении первоисточников; В. В. Латышева «Очерк греческих древностей, ч. 2-я. Богослужебные и сценические древности» (1899); Г. К. Лукомского «Старинные театры. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» (1913) и С. Цыбульского «Греческий театр» <изд. 2-е, 1904).

Из работ, посвященных исследованию творчества отдельных драматургов, должны быть названы в первую очередь работы Д. Ф. Беляева «К вопросу о мировоззрении Эврипида» (1878) и «Воззрения Эврипида на сословия, состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин» («Журнал Министерства народного просвещения », 1882, № 9 и 10; 1885, № 9 и 10).

трагедии, печатавшихся как в научных, так и других изданиях 70—90-х гг. прошлого века: «Миф о Прометее в трагедии Эсхила» (журнал «Слово», 1879, № 2), «Отношение трагедии Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах» («Киевские дни», 1874, № 4—8), «Женские типы античной трагедии» («Русская мысль», 1893, № 4) π др. Этому же автору принадлежит и статья, относящаяся к изучению греческой комедии,— «Историко-литературное значение комедии Аристофана «Облака» («Киев. унив. изв.» 1872). Следует назвать также исследование С. Д. Шестакова «Софокл и его значение в греческой трагедии» («Пропилеи», т. II, М., 1852, стр. 103—138) и работу П. И. Аландского «Изображение душевных движений в трагедиях Софокла» (1877). Б. В. Варнеке принадлежит несколько работ, посвященных специально древнеримской комедии, которые в ряде случаев дают ценный фактический материал по истории античного театра. В основном эти работы в полной мере доступны лишь специалистам в области классической филологии, что зависит уже от самого способа изложения материала. Автор приводит в подлиннике, без перевода на русский язык, многочисленные цитаты, широко применяет рассчитанные на узких специалистов ссылки на труды западноевропейских ученых и т. п.

Из дореволюционных работ по истории римской литературы следует назвать «Лекции по истории римской литературы» В. И. Модестова (1888). В 1905 г. появились «Дополнения » к изданию 1888 г. «Лекции» В. И. Модестова представляют собой большой и интересный труд, не утративший своего значения и до сих пор; они содержат ряд ценных сведений по римской драматургии и театру.

В 1914—1915 гг. в издании Сабашниковых появился полный перевод всех трагедий Софокла, принадлежащий Φ. Ф. Зелинскому, с общим введением «Софокл и героическая трагедия», помещенным в тт. I и II, и с большими введениями к отдельным трагедиям. Зелинский был блестящим исследователем и популяризатором, умевшим преподносить своп научные идеи в очень яркой, выразительной, поэтической форме; он обладал уникальной эрудицией в вопросах не только античной, но и новоевропейской культуры.

Однако наряду с незаурядными достоинствами в его работах проявляются отчетливые тенденции модернизации античного материала в духе современных исследователю веяний (Φ. Ф. Зелинский был страстным вагнерианцем и ницшеанцем). Древнегреческий театр получает в истолковании Зелинского явственные черты знаменитого вагнеровского театра в Байрайте, а пафос античной трагедии — черты «героического пессимизма» в духе Ф. Ницше. Полезные сведения читатель найдет во введениях к отдельным трагедиям. Все эти введения построены по одинаковой форме, и наиболее интересной является та часть их, где дается драматургический анализ трагедии.

Переходя к разработке истории античной литературы и театра уже в советское время, следует прежде всего упомянуть, что по истории античной литературы появились обобщенные работы, которые ставили перед собой задачу на основе марксистско-ленинской методологии осветить процесс развития греческой и римской литературы.

«История древнегреческой литературы» (изд. 2-е, 1959), академика Μ. М. Покровского «История римской литературы» (1942), И. М. Тронского «История античной литературы » (изд. 3-е, 1957), коллектива авторов под общей редакцией проф. Н. В. Дератани «История римской литературы» (1954).

Институт мировой литературы имени А. М. Горького опубликовал в 1946—1960 гг. три тома «Истории греческой литературы», в которых изложение доведено до конца античной эпохи; для истории античного театра важен т. I, где читатель может найти главы о греческой трагедии и комедии, а также т. I I , где дается анализ «Поэтики» Аристотеля. В этих книгах кратко освещаются вопросы и собственно театра и более подробно π обстоятельно в плане литературоведческом и вопросы драматургии. В связи с решением Всемирного Совета Мира отметить в 1954 г. 2400-летие со дня рождения Аристофана появилось несколько работ, посвященных великому греческому драматургу. Вышли две научно- популярные работы об Аристофане В. В. Головни и В. Н. Ярхо, фундаментальная книга члена-корреспондента АН СССР С. И. Соболевского и сборник статей, составленный кафедрой классической филологии Московского университета7.

За время Советской власти появился и ряд переводов античных авторов — прозаиков, поэтов, драматургов. В переводе А. И. Пиотровского были изданы все трагедии Эсхила (1937).

В переводе В. О. Нилендера и С. В. Шервинского вышли трагедии Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона» (1936). С. В. Шервинский, кроме того, дал перевод всех трагедий Софокла. А. И. Артюшковым полностью переведены под редакцией и с примечаниями академика Μ. М. Покровского все комедии Плавта (3 т., 1933—1967) и Теренция (1934). С. М. Соловьев перевел трагедии Сенеки (1932). Во вводных статьях к указанным переводам, а также и в комментариях к отдельным пьесам даются весьма ценные сведения по истории античного театра.

В 1954 г. в связи с 2400-летием со дня рождения Аристофана вышел двухтомник его комедий в новых переводах.

— в 1917 г.; издание осталось незаконченным). Редакция всех трех томов переводов π комментарии принадлежат Φ. Ф. Зелинскому. И. Ф. Анненский в каждом томе дал введения к отдельным трагедиям.

В своих историко-литературных взглядах II. Ф. Анненский стоит на идеалистической точке зрения. На переводах лежит в ряде случаев отпечаток эстетства и модернизации античности (последнее заметно и в собственных ремарках автора к отдельным местам трагедий), но в целом переводы И. Ф. Анненского отличаются высокими художественными достоинствами и бесспорно представляют собой выдающееся явление в нашей переводческой литературе, а те части вводных статей, в которых содержится конкретный сценический анализ и вскрываются душевные переживания действующих лиц, дают хороший материал для уяснения особенностей творчества Еврипида.

В 1947 г. вышел в свет перевод «Поэтики» Аристотеля, сделанный Н. И. Новосадским. Переводу предшествует обстоятельная вводная статья, в которой после общей характеристики «Поэтики» даются ценные сведения об исторических судьбах «Поэтики» в Греции и Риме, па Востоке, в Западной Европе и об изучении ее в России. Перевод Н. И. Новосадского по справедливости может быть отнесен к числу лучших переводов «Поэтики» Аристотеля в мировой научной литературе.

В 1957 г. под заглавием «Об искусстве поэзии» был переиздан старый перевод В. Г. Аппельрота с заново написанными статьями А. С. Ахманова и Ф. А. Петровского и комментариями Ф. А. Петровского.

В 1936 г. появился в переводе Ф. А. Петровского труд римского зодчего Витрувия «Десять книг об архитектуре».

— в особых разделах — уже непосредственно истории античного театра.

Книга Б. В. Варнеке «История античного театра» (1940), которая предназначалась специально в качестве учебника для театральных институтов, страдает рядом крупных недостатков методологического характера. В этом учебнике история античного театра рассматривается, по существу, в отрыве от социально- экономических отношений и классовой борьбы в Греции и Риме и вне связи с другими проявлениями духовной жизни античного общества.

Другой крупный недостаток книги состоит в том, что драматургия, являющаяся основой театра, в книге почти совсем не рассматривается. Идейное содержание античных драм раскрывается или совсем неудовлетворительно, или крайне поверхностно, поэтому и выводы в конце книги о мировом значении античного театрального наследия оказываются мало обоснованными и, по сути дела, повисают в воздухе. Если сравнить учебник Б. В. Варнеке с его дореволюционными работами, то последние окажутся сильнее, так как в ряде случаев, как было уже отмечено, дают интересный фактический материал.

В талантливой работе по истории античного театра А. И. Пиотровского8 имеется другой недостаток, свойственный некоторым исследованиям по античности,— модернизация античной культуры.

«Истории западноевропейского театра» С. С. Мокульского (1936) первый раздел посвящен истории античного театра. Для краткого очерка, обнимающего немногим более ста страниц, раздел содержит достаточное количество необходимых сведений по устройству античного театра и организации театральных представлений, но недостаточно разработан вопрос о драматургии, которая рассматривается только в плане литературоведческом.

Зарубежная наука насчитывает к настоящему времени довольно много работ по истории античного театра. Обстоятельно обследованы руины афинского театра, а также руины других греческих театров в самой Греции, Италии, Малой Азии, на острове Сицилия, в северной Африке, во Франции и других местах. Существуют специальные работы об организации театральных состязаний, о хоре, актерах и масках в античном театре. Во многих работах по истории литературы уделяется внимание и чисто театральным вопросам.

Однако научная ценность ряда этих работ — особенно это нужно сказать о работах по истории театра, даже вышедших в самое последнее время,— не высока благодаря нежеланию или неумению поставить в связь явления театрального искусства с развитием социально- экономических отношений и общественным движением в Древней Греции и Риме.

В трудах ряда буржуазных ученых античный театр рассматривается вне общего хода истории, в отрыве от условий материальной жизни античного общества, как изолированное явление. Познавательная ценность такого изучения, даже и в том случае, когда оно выявляет ряд интересных фактов, тем самым в очень сильной степени снижается. Такое изучение не позволяет уяснить взаимные связи и борьбу между отдельными проявлениями общественной жизни и установить закономерности в развитии духовной жизни общества.

С другой стороны, история античного театра в трудах буржуазных ученых, как и у нас до революции, как правило, сводится почти исключительно к описанию театрального здания, организации театральных состязаний, сценической постановки, игры актеров и т. п. При таком подходе к изучению нередко почти совсем исчезает театр как один из видов искусства. Остается в стороне то, что составляет основу театра, его живую душу,— драматургия.

истории театра драматургию исключать нельзя. Неправильность методологического подхода к изучению духовной жизни общества, заключающаяся в том, что источник ее происхождения ищут не в условиях материальной жизни общества, а в самих идеях, составляет общий недостаток буржуазных исторических исследователей.

Из работ западноевропейских и американских ученых укажем лишь некоторые новые и новейшие книги, преимущественно обобщающего характера. На первом месте здесь должно быть названо фундаментальное исследование В. Дёрпфельда, написанное им совместно с Э. Рейшем «Греческий театр» (W. Dörpfeld und Ε. Rеusсh, Das griechische Theater, Athen, 1895). Это сочинение составило эпоху в изучении античного театра. Можно сказать, что только с Дёрпфельда началось научное исследование истории греческого и римского театра.

С большой убедительностью, на основе раскопок и изучения ряда греческих театров, Дёрпфельд доказал, что никакой высокой сцены в греческом театре V—IV вв. до н. э. не существовало, что представление развивалось на орхестре перед зданием сцены. Однако утверждение Дёрпфельда о том, что так обстояло дело и в последующий, эллинистический период в истории античного театра, не разделяется большинством современных исследователей, которые, вопреки мнению Дёрпфельда, признают наличие высокой сцены в эллинистическом театре.

В 1895 г. вышла в свет книга французского ученого Октава Наварра «Дионис» (Navarre Oktave, Dionysos) с подзаголовками, определяющими задачи работы.

Книга написана с большим блеском и убежденностью. Выводы автора подтверждаются ссылками на греческие источники. По вопросу о существовании в греческом театре классической эпохи высокой сцены автор еще полемизирует со взглядом Дёрпфельда. В 1926 г. вышла в свет другая работа О. Наварра «Греческий театр» (Le théâtre grec), в которой популярно и в то же время в строго научной форме даются итоги как собственных исследований автора, так и исследований других ученых. В этой книге автор стоит уже на почве исследований Дёрпфельда и принимает его положение об отсутствии высокой сцены в греческом театре классической эпохи.

«Трагическая драма греков» (Α. Ε. Haigh , The tragic drama of the Greeks), вышедшей в 1896 г., дает глубокий анализ греческих трагедий V в. до н. э.— Эсхила, Софокла и Еврипида. Этому анализу творчества драматургов V в. предшествуют главы, излагающие вопрос о происхождении греческой драмы, организации театральных представлений, об актерах и публике. Книга Хэя переиздавалась несколько раз. Достоинство ее в том, что автор не обрывает истории греческой трагедии на V в. до н. э., а прослеживает ее вплоть до римской эпохи и христианской эры.

В своей пятитомной «Истории греческой литературы» французские ученые Альфред и Морис Круазе (А. et Μ. Croiset, Histoire de la littérature greque, 5 vv. 4-me ed. Paris, 1928—1929) в третьем томе дают не только анализ творчества греческих драматургов V—IV вв., но и сведения об организации театральных представлений на греческих праздниках, об актерах и т. д. М. Круазе написал, кроме того, работу «Аристофан и партии в Афинах»(М. Croiset, Aristophane et les partis à Athenes, Paris, 1906). Эта работа содержит острую критику взглядов другого французского ученого, О. Куа, выступившего в 1896 г. с книгой, в которой он рассматривает Аристофана как выразителя взглядов афинских аристократов. М. Круазе, наоборот, доказывает, что Аристофан выражает взгляды и чувства аттического9 крестьянства.

Литературоведческая в своей основе работа Круазе содержит и ряд интересных сведений по истории афинского театра.

В 1920 г. вышла в свет работа германского ученого Маргариты Бибер «Памятники по истории античного театра» (М. Bieber, Denkmäler zum Theaterwesen der Antike). Как и показывает само название работы, она содержит большое количество иллюстраций в виде таблиц и рисунков, в ряде случаев впервые опубликованных автором. Таблицам предшествует сравнительно небольшой по объему текст, содержащий краткую историю античного театра, которая дается в тесной связи с иллюстративным материалом.

«История греческого и римского театра» (The History of the Greek and Roman Theater), вышедшей в 1939 г. в США, куда М. Бибер эмигрировала после прихода к власти в Германии нацистов, автор ставит своей задачей широко привлечь к изучению античного театра памятники изобразительного искусства. Такой прием оказался весьма плодотворным и позволил автору сделать ряд интересных выводов о характере актерской игры, о костюме актеров и т. п.

В 1918 г. появилась весьма интересная работа американского ученого Фликенгера под названием «Греческий театр и его драма» (R. S. Flickenger, The greek Theater and its drama). До 1936 г. книга выдержала уже четыре издания.

В своем предисловии автор говорит об особенностях и условностях греческой драмы, имея в виду «техническую», то есть чисто сценическую, сторону античных постановок.

Из послевоенных работ, посвященных специально устройству афинского театра, следует упомянуть книгу английского ученого А. Пикард-Кембриджа «Театр Диониса в Афинах» (А. W. Piсkard-Cambridge, The Theatre of Dionysus in Athens, 1946). В книге обстоятельно освещается эволюция афинского театрального здания включительно до римских времен, с описанием отдельных его частей (проскений, параскений) и употреблявшихся в нем машин и декораций.

Много сведений по истории греческого театра содержится в фундаментальном труде германских ученых Вильгельма Шмида и Отто Штелпна «История греческой литературы » (W. Schmid und О. Stählin, Geschichte der griechischen Literatur (von Anfang bis zur Zeit nach dem Eingreifen der Sophistik), I—V. München, 1929— 1948), а также в двухтомной истории римской литературы М. Шанца—в обработке Хозиуса (М. Schanz, Geschichte der römischen Literatur, 1927—1936).

«Архаические греческие театры от Миноса до Перикла » (С. Anti, Teatri Greciarcaici da Minosse a Pericle, Padova 1947). В 1949 r. появилась на английском языке небольшая книга польской специалистки Вильгельмины Лепик о математических аспектах в планировке античных театров (W. Lepik, Mathematical planning of ancient theatres, Wroclaw, 1949). Очерк развития древнеримской драмы эпохи республики дает книга В. Биар «Римская сцена» (W. Bear, The Roman stage, London, 1950). Полезный изобразительный материал для уяснения того, как отразилась действительность греческого театра V в. в зеркале вазописи, пластики и т. п., дает подборка, составленная Г. Булле и Г. Вирсингом (Н. Bulle und Η. Wirsing, Scenenbilder zum griechischen Theater des 5. Jahrh., Berlin, 1950). Жестикуляционной технике древнеримского комического актера посвящена интересная диссертация француза Б. Галадуара «Исследование о мимике и жестикуляции в римской комедии» (В. Galadoire, Commentaire sur la mimique et l'expression corporelle du comédien romain. Thèse... Montpellier. 1951).

Следует отметить трехтомный труд австрийского ученого Ганса Георга Марека «Актер в свете социологии» (Н. G. Marek, Der Schauspieler im Lichte der Soziologie, I — I I I , Wien, 1956—1957), первый том которого посвящен античному материалу. Общий, обзорный характер носит книга итальянца Этторе Романьоли «Греческий театр» (Е. Romagnoli, Il teatro greco, Bologna, 1957).

Интереснейшие материалы по истории римского театра императорской эпохи, даваемые к тому же в живой и увлекательной форме, имеются в книге Л. Фридлендера (перевод с немецкого под заглавием «Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов» (1914).

Статьи по истории театра есть и в многотомной немецкой «Энциклопедии классичесих древностей» Паули-Виссова ( Pauly-Wissowa-Krollu. а., Real-Encyclopädie der klassichen Altertumswissenschaft, Leipzig, 1896, издание продолжается). По характеру изложения энциклопедия доступна лишь для специалистов в области античной филологии, искусства и т. п. Достаточно сказать, что выдержки из источников, существенно важные для понимания всего хода изложения, даются на греческом и латинском языках без перевода на немецкий.

Более популярный характер имеет французский «Словарь классических древностей» Ш. Дарамбера и Е. Сальо (Ch. Daramberg et Ε. Saglio, Dictionnaire des antiqutes grecques et romaines, 10 v. v., Paris, 1878—1934).

1 К. МарксиФ. Энгельс, Сочинения, изд. 2, в 39-ти томах, т. 20, М., Госполитиздат, 1954—1966, стр. 185 — 186.

2 Там же, стр. 369.

3. Ж. Расин, Сочинения в 2-х томах, т. II, М.—Л., «Academia», 1937, стр. 97.

4. Слова «сцена», «просцений» по своему корню восходят к греческому языку, но в настоящее время принято их произносить так, как их произносили римляне (вместо «скена», «проскений»).

«К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. 1, сост. М. Лифшиц, М., «Искусство», 1957, стр. 136.

6. М. Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах, т. 27, М., Гослитиздат, 1947—1955, стр. 351.

7. В. В. Головня, Аристофан, М., Изд-во АН СССР, 1955; В. Н. Ярхо, Аристофан, М., Гослитиздат, 1954; С И. Соболевский, Аристофан и его время (к 2400-летию со дня рождения), М., Изд-во АН СССР, 1957; «Аристофан», сб. статей, М., изд. МГУ, 1957.

8. Эта работа представляет собою большой раздел в «Истории западноевропейского театра», написанной А. Гвоздевым и А. Пиотровским (1930).

9. Аттика— местность на востоке центральной Греции с главным городом Афины