Приглашаем посетить сайт

АРИСТОФАН (450-384)

АРИСТОФАН (450-384)

Из 44 комедий Аристофана сохранилось 11. Его комедии, кроме хуожественного значения, являются историческими источниками знаний о политической и культурной жизни Афин конца V века. В творчестве Аристофана выделяются 3 периода:

1. 427-421 – “политический” ‘этап, совпадающий в первым этапом Пелопонесской войны до Никиева мира (“Ахарняне”, “Всадники”, “Облака”, “Осы”, “Мир”)

2. 414-405 – “общественно-сатирический” (“Птицы”, “Лисистрата”, “Женщины на празднике Фесмофорий”, “Лягушки”)

3. 392-388 – приближение к бытовой тематике, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы (“Женщины в народном собрании”или “Законодательницы”, “Богатство”

Ахарняне (I приз). Ахарна – один из 10 демов Аттики, отличающийся воинственностью жителей). Задавленный войной крестьянин Дикеополь (“справедливый гражданин”) заключает для себя лично мир с соседними общинами и наслаждается мирной жизнью, а ахарнянин, хвастливый воин Ламах в это время страдает от тягот войны.

Всадники (I приз). Всадники – аристократическая партия, враждебная Клеону.

Комедия направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона, причем в момент его наибольшей популярности после блистательной победы над спартанцами.

Действие происходит перед домом Демоса (народа), капризного глуховатого старика. В Прологе 2 раба – Никий и Демосфен – решают украсть оракула у Пафлагонца (кожевника, намек на профессию отца Клеона), которому Демос передал всю власть в доме. Оракул найден. Оказывается, Кожевник должен уступить власть представителю более “низменной” профессии – Колбаснику. Появляется Колбасник, идет карнавальное “избрание шута царем”. Появляется Кожевник., начинается свалка, но с помощью всадников Колбасник побеждает. Соперники по очереди уговаривают и угощают Демоса, который об’являет победителем Колбасника. Тогда Колбасник варит Демоса в кипятке и возвращает ему молодость. Вбегают красотки, изображающие мир на 30 лет.

Облака (названа по костюмам хора). Комедия получила Ш приз, но Аристофан считал ее самой серьезной комедией. Высмеивается Сократ, софистика, ложная мудрость и умение обманывать в спорах.

Крестьянин Стрепсиад запутался в долгах из-за своего сына Фидиппида. Узнав о существовании школы, где учат делать “слабое сильным”, а “неправое правым”, Стрепсиад отправляется в “мыслильню” Сократа. В то время как исторический Сократ проводил все свое время на афинской площади, ученый шарлатан из “Облаков” висит в облаках в корзине. Ничего не поняв из учения Сократа и разочаровавшись в его учениках, Стрепсиад посылает в школу сына. Фидиппид быстро учится софистике и разделывается со своими кредиторами. Отец и сын ссорятся, и сын даже бьет мать. Рассерженный отец выгоняет сына и сжигает “мыслильню” Сократа.

Осы. Критикуются судейские чиновники, выступающие под видом ос, которых герой – Клеонохул – считает игрушками в руках демагогов. Интересна вставная сценка – суд над псом, укравшим кусок сыра.

Мир. (П приз). Крестьянин Тиртей на навозном жуке поднимается в небо и освобождает из пещеры богиню мира и богиню урожая, на которой Тиртей женится.

Птицы. Два пожилых афинянина – Писфетер и Эвелпид – которым наскучила беспокойная жизнь на родине, отправляются на поиски. Купив галку и ворону, они улетают к Удоду. В эту разноцветную птицу был когда-то превращен афинский царь Тезей. Писфетер предлагает основать между небом и землей птичий полис, чтобы властвовать над людьми и богами. Боги, переставшие получать от людей жертвы, сдаются. Зевс, по требованию Писфетера, отдает ему скипетр и дочь Басилию («царицу»). Комедия заканчивается свадьбой.

Лисистрата. Имя героини означает «прекратившая войну». Женщины воюющих сторон договариваются не выполнять супружеских обязанностей, пока мужчины не прекратят войну.

Лягушки. (Iприз). Комедия направлена против Эврипида, изображенного изнеженным, сентиментальным и антипатриотичным, в противоположность Эсхилу – поэту высокой героической морали и патриотизма. Аристофан издевается и над Дионисом, изобразив его трусливым и жалким. Он надевает шкуру льва и берет палицу Геракла, чтобы выглядеть внушительнее, но становится еще более смешным.

Комедия делится на 2 части. В I части Дионис со своим рабом спускается в царство Аида, чтобы забрать на землю своего любимца Эврипида. Бог трагических состязаний обеспокоен пустотой на трагической сцене (в 406 г. умерли Эврипид и, через несколько месяцев, Софокл). Название комедия получила по костюмам хора лягушек, которые сопровождают ладью Диониса. Во П части происходит агон между Эсхилом, занявшим в подземном мире трон царя трагедий, и Эврипидом, который на этот трон претендовал. Плутон приказывает принести весы и судья Эак взвешивает отрывки из произведений обоих поэтов. С удивительным мастерством Аристофан подражает их стилю. Побеждает Эсхил, и Дионис вынужден забрать его, а не своего любимца Эврипида.

отмена частной собственности. В комедии Аристофана женщины захватывают власть и устанавливают общность жен и мужей.

Богатство. Комедия высмеивает утопию о жизни общества за счет рабского труда. Бедняк Хремил, захватив бога богатства Плутона, излечивает его от слепоты и тут же честные люди начинают жить в достатке, а ябеднику и богатой старухе, деньгами удерживающей молодого любовника, приходится плохо. В агоне выступает Бедность и доказывает, что нужда и труд, а не богатство и безделье являются источником культуры. Обсуждается вопрос – кто будет работать, если все будут богатыми. Ответ – рабы. В результате даже богам, которым люди, разбогатев, перестали приносить жертвы, приходится работать. Гермес и Зевс спускаются с небес и становятся рабами Хремила.

грубый.

Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает смелую, правдивую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса.