Приглашаем посетить сайт

Дидактичский эпос.

Дидактичский эпос.

Гесиод (VIII-VII вв до н.э.)

Героические идеалы постепенно тускнели перед насущной практикой жизни. Так появляется дидактический эпос, отвергающий гомеровский идеал воинской доблести. Автором ее является Гесиод.

Гесиод жил в Беотии, занимался земледелием. В утешение и назидание разорившемуся брату Персу написал поэму “Труды и дни”. В ней он убеждает брата не рассчитывать на “неправду”, а искать обогащения в труде. Миросозерцание Гесиода сурово. Жизнь представляется ему непрерывной борьбой. Поэма начинается с противопоставления двух Эрид (видов соперничества) – злой и доброй, т.е. богинями раздора и соревнования в труде. Основную свою мысль – об ухудшении условий жизни – Гесиод иллюстрирует двумя мифами:

2. о пяти поколениях, из которых первый, “золотой”, когда люди не знали ни труда, ни горестей, второй, “серебряный”, третий – “медный”, четвертый – поколение героев, пятый – “железный”, когда люди теряют все нравственные устои и движутся к своей гибели.

Хотя Гесиод жил накануне революционного движения против родовой знати, он даже не помышляет о политической борьбе, впрочем отсталой Беотии это движение почти не коснулось. Гесиод только угрожает царям божественным возмездием. По Гесиоду, по земле бродят 30 тысяч “бессмертных стражей”, которые вместе с девой Правдой сообщают Зевсу о неправых поступках людей.

Первая тема поэмы “Труды и дни” – проповедь правды, обязанности сильных уважать ее. Это апофеоз труда и справедливости.

Вторая тема – описаниде полевых работ, земледельческих орудий, ухода за скотом, одежды, пище и т.д. Заключительная часть поэмы представляет собой сообщение о “днях”, счастливых и несчастливых для разных работ. В назиданиях брату Гесиод предстает дальновидным и расчетливым крестьянином-скопидомом, любящим во всем порядок и точность: “Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай”, “Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет”, “Истая язва – сосед нехороший, хороший – находка”. Батраков он советует нанимать бездетных, т.к. “прислуга с сосунком неудобна”, жениться следует не раньше 30 лет, на молодой девушке, которую легче обучить благонравию, причем лучше – на соседке, чтобы об’единить земельные участки. Иметь желательно не больше одного сына, чтобы не дробить владения. Гесиод предостерегает от любовных увлечений: “Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит”, “Кто верит женщине – тот верит вору”.

“Теогонии” (Происхождение богов), Гесиод пишет: ”Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели чудесные песни, прославляя бессмертных богов. Вырезав из пышного лавра жезл, они подарили его мне, вдохнули в меня дар божественных песен и приказали прославлять богов”.

“Теогония” – попытка систематического философского осмысления мира посредством мифов. Так, Уран, Гея, Эрот и Крон (Хронос) предстают как философские понятия пространства, материи, движения и времени. Смена общественных укладов (например, переход от матриархата к патриархату) отражается в мифах о борьбе между старшими и младшими богами, о победе молодых – очеловеченных богов эпоса. Хотя “молодых” богов в понимании Гомера у Гесиода почти нет. Венец повествования – победа Зевса над титанами, Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (мудрость), затем Фемиду (правосудие), которая рождает Законность, Справедливость, Мир и богинь судьбы Мойр.

Продолжением “Теогонии” была несохранившаяся поэма “Каталог женщин”, сказания о прародительницах-героинях. Известны названия и других не дошедших до нас произведений Гесиода – “Меламподия”, “Свадьба Фетиды и Пелея”.

Стиль Гесиода – сухой и краткий, монотонный и скучный, отражает практичное и прозаическое отношение к жизни. Тем не менее, его сближает с Гомером эпический стиль, гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект. Но это сходство – внешнее, по содержанию же, в отличие от гомеровского, гесиодовкий эпос – не героический, а дидактический. Известна легенда о царе Панеде, который на состязании рапсодов – Гесиода и рапсода, исполнявшего поэмы Гомера, увенчал Гесиода за восхваление мирного труда, а не войны и побоищ, в связи с чем появилась греческая пословица о слабоумии Панеда.