Приглашаем посетить сайт

Эпоха принципата Августа

Эпоха принципата Августа

В 30 году до н.э. Октавиан победил Антония в битве при мысе Акций (Египет) и, вернувшись в Рим триумфатором, объявил себя императором Августом. Одной из задач первого императора стало создание новой, “классической” римской культуры и литературы. Определяющее мнение о новых произведениях создавалось в кружке Гая Цильния Мецената. Первым великим поэтом “золотого века” римской литературы был Вергилий.

Публий Вергилий Марон

Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.) родился близ Мантуи, в северной Италии. При содействии Мецената он получил имение в Кампании и дом в Риме. Он относился к Империи и Октавиану с искренним восхищением и воспевал их во всех своих произведениях.

Первой поэмой Вергилия является сборник пастушеской поэзии – “Буколики” или “Эклоги”. Сборник содержит 10 эклог: собственно буколических (поэтические состязания пастухов) и аллегорически-буколических ( иносказательно выражающие политические и философские идеи). Особенным успехом пользовалась в последующие эпохи IV эклога, которая содержит пророчество о рождении младенца для спасения мира. Средневековая Европа расценивала это как пророчество о рождении Христа. Основной характерной чертой “Буколик” является идеализация как образов пастухов, так и сельской жизни.

Вторая поэма Вергилия – “Георгики”. Слово означает “Земледельческое стихотворение”. Тема соответствует настроениям Аргуста, который хотел восстановить и оздоровить мелкое и среднее крестьянство, разоренное десятилетиями гражданских войн. По традиции, заложенной Гесиодом (“Труды и дни”), этот сельскохозяйственный трактат состоит из 4-х частей: земледелие, скотоводство, садоводство (у Гесиода - виноградарство) и пчеловодство. Наряду с восхвалениями Августу и Меценату, Вергилий изображает счастливых сельских тружеников, поэтизируя и идеализируя труд, природу Италии.

Третья поэма Вергилия – “Энеида”, написана по поручению Октавиана Августа. Троянец Эней, сын Венеры и троянца Анхиса был предупрежден богами о том, что он должен покинуть горящий город и спастись. Унося на плечах своего отца, и уводя за руку сына, Эней погружается на корабль и отплывает от Трои. Он добирается до Италии, женится на дочери царя Латина, Лавинии и становится основателем рода римских царей.

Из 12 песен “Энеиды” первые 6 написаны по образцу гомеровской “Одиссеи:, вторые 6 – “Илиады”. Песнь I повествует о странствиях Энея, о преследовании его корабля Юноной, о прибытии его к берегам Карфагена. Венера просит Юпитера помочь Энею утвердиться в Италии, а Меркурий побуждает карфагенян любезно принять Энея. Прекрасная царица Дидона устраивает пир в честь Энея.

Песни П и Ш – это рассказ Энея о гибели Трои. Он повествует о коварстве греков, о деревянном коне, о гибели Лаокоона, об убийстве беззащитного старца Приама Пирром, сыном Ахилла. Проведя некоторое время на горе Ида, Эней наконец шпгружается на корабль и отплывает в долгое странствование. Он попадает во Фракию, на Делос, на Крит, проплывает мимо Сциллы и Харибды, киклопов и т.д. В Эпире его встречает Андромаха, вдова Гектора, которая вышла замуж за его брата Гелена. В Сицилии умирает Анхис.

Песнь IV. Дидона, поклявшаяся хранить верность своему убитому мужу Сихею, не может противиться вспыхнувшему чувству к Энею. Она нарушает данный обет и решает выйти за него замуж. Однако Энея ждет великая миссия и он, побуждаемых богами, покидает Карфаген. Дидона всходит на погребальный костер, проклинает Энея, предвещает будущие Пунические войны между Римом и Карфагеном и пронзает себя мечом, подаренным ей Энеем.

Песнь V. Эней останавливается на Сицилии, где устраивает игры в честь Анхиса. Покровительница Карфагена Юнона организовывает поджог его флота, но Юпитер гасит его.

Песнь VI. Эней прибывает в Италию, встречается с пророчицей Сибиллой, которая помогает ему отправиться в подземное царство. Здесь они встречают разных чудовищ, Харона, усыпляет Цербера, видят множество теней умерших знакомых. Пройдя Тартар, место, отведенное для мучений грешников, Эней и Сивилла оказываются в Элисиуме, где проводят свою загробную жизнь праведники. Здесь Эней встречает Анхиса, который показывает ему огоньки – души еще не рожденных его потомков.

Вторая часть “Энеиды” описывает войны Энея в Италии.

Песнь VII. Царь Лациума – Латин, соглашается отдать за Энея замуж свою дочь Лавинию. Но против Энея восстает жених Лавинии Турн, вождь рутулов. Жители Лациума и другие италийские племена переходят на сторону Турна.

Песнь VIII. Эней заключает союз с греком Эвандром. Сын Эвандра, Паллант становится другом Энея и просит помощи у этрусков. По просьбе Венеры ее муж Вулкан изготовляет доспехи для Энея и щит с изображением будущей истории Рима.

Песнь IX. Рутулы под предводительством Турна врываются в лагерь Энея, но троянцы отчаянно защищаются.

Песнь X. Новый жестокий бой. Турн убивает Палланта.

Песнь XI. В лагере Энея совершается обряд погребения убитых троянцев. На стороне рутулов выступают амазонки во главе в Камиллой, но ее убивают в бою. Рутулы отлтупают.

Песнь XII. Поединок Энея и Турна. Юнона прекращает защищать Турна и Эней его убивает. “Энеида” не была закончена Вергилием, он просил сжечь поэму, но после его смерти ученики и друзья прочли ее и решили, что этот шедевр надо сохранить.

В конце “Энеиды” должно было быть описано примирение рутулов с троянцами, женитьба Энея на Лавинии, рождение у них сына Иула, предка Ромула и Рема, основателей Рима. По некоторым вариантам мифа они произошли от сына Энея – Аскания, выведенного им из Трои.

Основные черты поэмы:

Произведение – глубоко национально, проникнуто римскими чертами

В отличие от гомеровских поэм “Энеида” не является “энциклопедией древности”, т.к. лишена описания бытовых деталей.

Италийский патриотизм

Изображение природы

Боги постоянно решают судьбы героер, но не наделены человеческими чертами

Герой – пассивен, он сам не решает свою судьбу.

Психологизм

Лаконизм

присутствует в поэме Вергилия как отдаленное будущее, основы которого закладывает герой, ведомый богами.

Важную роль приобретает в поэме идея рока: герой покидает гибнущую Трою, скитается по морю, встречается с Дидоной и т.д. Поражение и гибель Дидоны предопределены свыше как и поражение карфагенян в Пунических войнах.

Миф об Энее был для Августа важен и как средство заклрепления идеи божественного основания власти. Поскольку сын Энея носил имя Юл, то на основании сходства имен возникла возможность обожествления рода Юлиев.

Энея часто сравнивают с Одиссеем, но Одиссей борется с неблагоприятной судьбой, полагаясь на собственные силы, свою волю, свой ум. Эней же “принимает” возложенную на него богами миссию. Одиссей, отдав долг общегреческим интересам стремится вернуться на родину, к семье. Эней же, теряя родину, отца, жену обретает горизонты сверхличной, исторической задачи.

Особая роль принадлежит второму главному персонажу поэмы – Дидоне. История любви Энея и Дидоны в истории культуры имеет значительную самоценность. Известны полотна художников разных эпох с этим сюжетом, опера Перселла “Дидона и Эней”, стохотворения А.Ахматовой, Й. Бродского и др. поэтов.