Приглашаем посетить сайт

ЭСХИЛ (525-456)

ЭСХИЛ (525-456)

Поэт эпохи становления афинской государственности и греко-персидских войн. Участвовал в Саламинской битве (480 г. до н.э.). Считается “отцом трагедии”. Родился в Элевсине в аристократической семье. Около 472 г. уехал в Сицилию, может быть, из-за неудачи в поэтическом состязании с молодым Софоклом. Из около 70 трагедий и 20 сатировских драм до нас дошли 7 трагедий и около 400 отрывков. Аристотель сообщает, что Эсхил ввел второго актера. Ему приписывается также введение роскошных костюмов, котурнов, появление теней умерших, богов, технических приспособлений, введение танцев для которых сам сочинял фигуры. Эсхил писал связные трилогии с завершающей тетралогию драмой сатиров.

моляющие (“Просительницы”). Основой трагедии является сказание о нимфе Ио, которая родила от Зевса сына Эпафа и бежала в Египет от мести Геры. В Египте у нее родился внук Бэл и 2 правнука – Египт и Данай. 50 сыновей Египта захотели жениться на 50 дочерях Даная, которые вместе с отцом бегут на свою родину, в Аргос.

Трагедия начинается с того момента, когда царь Пеласг, с сосгласия народа, дает Данаидам приют. Из Египта является глашатай и грозит войной. Ради спасения города Пеласг выдает девушек. По мифу – Египтиды женятся на них, но в первую брачную ночь 49 из них убивают своих мужей. Только Гипермнестра пожалела своего мужа Линкея. За убийство отцов своих нерожденных детей Данаиды были наказаны в загробном мире – они должны были наливать воду в бездонную бочку.

Основные идеи трагедии – пропаганда брака по свободному выбору, народовластие (Пеласг советуется с народом), победа долга над чувством (Пеласг ради спасения вверенного ему города нарушает обещание, данное Данаидам).

Характеры даны схематично, без развития. Единственным героем трагедии является хор Данаид, но и он не действует, он переживает, боится, молит о защите.

Персы (472). Действие происходит в столице Персии Сузах. После поражения Ксеркса при Саламине хор персов волнуется. Появляется мать Ксеркса, Атосса, которая рассказывает, что видела дурной сон. Глашатай рассказывает о гибели персидского флота у Саламина. Появляется тень отца Ксеркса, царя Дария, обвиняет Ксеркса и предвещает новые потери персидских войск. Наконец приходит Ксеркс и вместе с хором изливает свое горе в грандиозном плаче. Грек Эсхил обвиняет персов, переступивших границы своей земли. Он уверен, что греки должны победить, т.к. они защищают свою родину.

Эсхил противопоставляет греческую демократию восточной деспотии. Эта трагедия – также ораторного типа, причем это френетическая оратория. Предчувствие катастрофы создается с самого начала и продолжается до конца.

Надо отметить, что в греко-персидской войне на стороне персов участвовали армяне. Семеро против Фив (467). Изображаются Фивы во время их осады семью вождями под предводительством Полиника, сына Эдипа, который воюет со своим братом Этеоклом. Трагедия состоит из 7 частей, каждая из которых начинается с сообщения вестника о положении у семи ворот города. Этеокл назначает военачальников к шести воротам Фив, а к седьмым становится сам. В конце трагедии вестник сообщает о гибели Этеокла и Полиника и заканчивается большим похоронным плачем.

Здесь впервые дается драматический характер – это Этеокл. Он полон противоречий, предан богам, молится им в решающие моменты, но знание о своем родовом проклятии и предстояшей смерти делает его характер трагическим. Несмотря на это, он спокойно отдает приказания, т.к. предан своему городу.

Прикованный Прометей. Дата создания и постановки неизвестны. Существовали еще 2 части трилогии: “Прометей-огненосец” и “Прометей освобожденный”, от которых дошли отрывки. Миф о Прометее первым обработал Гесиод, он писал о том, как Прометей похитил у богов огонь и принес его людям, как Прометей слепил первого человека, о ящике Пандоры как наказании людей.

Трагедия начинается с Пролога. Власть и Сила ведут Прометея к месту казни – Кавказской горе в Скифии. Гефест должен выполнить приказ Зевсз, приковать Прометея навечно к этой скале. Гефест, “променявший свои скорби на рабское служение”, страдает, но боится ослушаться Зевса, за что Прометей его презирает. Только оставшись один, Прометей произносит мудрый и смелый монолог, из которого ясно, что страдание не сломит его. Его словам вторит хор Океанид – дочерей Океана, который уговаривает Прометея примириться с Зевсом и выдать ему секрет утери им власти. Но Прометей непреклонен. Появляется ИО, превращення ревнивой герой в корову и преследуемая оводом. Прометей советует ей бежать в Египет, где она освободится от чар, и предрекает свое спасение одним из ее потомков – Гераклом. В последней сцене Прометей отказывается выдать тайну Гермесу, посланному Зевсом, и низвергается вместе со скалой в подземный мир. Заканчивается трагедия криком Прометея: “ Поглядите, страдаю безвинно!”

В отличие от Гесиода, Эсхил не считает, что жизнь ухудшилась. Дар Прометея – свет, знания, ремесла – сделал жизнь людей лучше, следовательно – она совершенствуется. Блага, данные Прометеем, подробно перечисляются: арифметика, грамматика, астрономия, техника – строительное искусство, горное дело, кораблестроение, медицина и даже мантика (гадание по внутренностям животных, по полету птиц, сновидения и приметы).

Образ Прометея – это образ борца с тиранией, морального победителя в условиях физического страдания. Хоровые партии невелики, драматургия слаба, характеры – монолитны и статичны, хотя образ Прометея – это воплощение классической греческой гармонии судьбы и героической воли. Если все определяет судьба, то это не обязательно ведет к покорности ей, человек может противопоставить ей героизм, подвиг. Неслучайно к образу Прометея обращались Байрон, в поэме которого Прометей гордый и одинокий в борьбе и страдании, Шелли, у которого герой непременно будет освобожден, т.к. страдает за счастье человечества, Гете, незадолго до Французской революции 1789 г,.создавший образ бунтаря.: “Не знаю под солнцем более жалких, чем боги”)

Орестея – единственная дошедшая до нас полная трилогия. В предыдущих трагедиях Эсхила было 2 актера, здесь впервые он вводит тритагониста.

Сюжет “Орестеи” взят Эсхилом из мифа о цепи убийств в доме аргосского царя Агамемнона. Атрей, враждовавший с братом Фиестом, убил его детей и накормил его их мясом. Боги прокляли его род в трех поколениях. Его сын Агамемнон принес в жертву свою дочь Ифигению, жена Агамемнона, Клитемнестра, убивает его, мстя за дочь, а сын Агамемнона Орест, мстя за отца, убивает свою мать.

Традиционную идею слепого рока Эсхил заменяет идеей ответственности человека за свои поступки перед собой и перед потомками. Рок, по Эсхилу, это бессилие, беспомощность человека перед судьбой.

Эсхиловские герои – не игрушки в руках богов, Агамемнон – не жертва, это герой, совершавший подвиги под Троей. Кара богов обрушивается на человека, если он нарушает человеческие законы, которые являются одновременно божественными. “Орестея” состоит из связанных трех частей. В каждой части основное место занимает одно событие.

I. “Агамемнон”. Действие происходит в Аргосе. Вестник сообщает о гибели Трои, о победе греков, но он рассказывает и о лишениях, погибших товарищах, морской буре. Эта смена настроений подготавливает роковую развязку. Клитемнестра лицемерно радуется возвращению мужа. Психологическое мастерство Эсхила проявляется в так называемой “трагической иронии”:

	Я тороплюсь. Уже пред алтарем стоит
	Овца и ждет ножа. Никак не чаяли
	Что до такой дожить придется радости.

Речь идет, конечно, не о жертвенной овце, а об Агамемноне.

Появляется Агамемнон, ему стелят пурпурный ковер, супруги обмениваются приветственными речами. Вместе с Агамемноном прибывает его пленница Кассандра, которая предрекает его и свою близкую смерть. За сценой раздаются крики Агамемнона: Клитемнестра топором, врученным ей ее любовником Эгисфом, убивает Агамемнона в бане. Клитемнестра сама об’являет об убийстве царя. Народ не поддерживает убийцу, угрожает грядущим мстителем Орестом. Эгисф ссорится со старейшинами, от драки с которыми его удерживает Клитемнестра. Клитемнестра обрушивается на Кассандру с бранью и убивает ее. Трагедия кончается прощанием дочери Агамемнона с малолетним братом, Орестом, которохо она отправляет в изгнание, чтобы спасти от преследований Эгисфа.

П. Хоэфоры (“Приносительницы возлияний”). Выросший на чужбине Орест возвращается на родину, чтобы, по повелению Аполлона, отомстить за убийство отца. Возникает моральный конфликт: месть за отца требует нового ужасного преступления – убийства матери. Начало трагедии происходит на могиле Агамемнона, где Орест встречает сестру, Электру и хор рабынь, которых Клитемнестра, напуганная мразным сновидением, послала принести возлияния на могилу мужа. Происходит “узнание” Ореста и Электры. Проникнув во дворец под видом странника, сообщающего о смерти Ореста, он убивает сначала Эгисфа, потом – свою мать. Воля Аполлона выполнена, но Ореста охватывает безумие и он убегает, преследуемый Эринниями, ужасными мстительницами за пролитую кровь родственников. Орест прячется от них в храме Аполлона.

Ш. Эвмениды. Афина собирает ареопаг(суд) Молодые боги выступают за оправдание Ореста, Эриннии же – против. Решающим оказывается голосАфины, которая убеждает Эринний стать благосклонными, добрыми богинями, переименовывает их в Эвменид и отводит им лес близ Афин.

В трилогии много хоровых партий, но уже есть действие и образы являются сильными и достаточно сложными, особенно Клитемнестра и Кассандра. Впервые обыгрывается театральный реквизит: прядь волос Ореста в руках Электры, пурпурные ковры для Агамемнона, орудие убийства в руках Ореста и т.д.

У Эсхила нет углубленной индивидуальной характеристики. Ницше писал: “Искусство, в каком виде оно было у греков… может быть охарактеризовано так: не индивидуальности, но более или менее идеальные маски, не действительность, а только аллегорическая всеобщность, колорит эпохи и места, расплывчатый до неузнаваемости и мистицизма” (Ницше. “Человеческое, слишком человеческое”)

Характерные черты творчества Эсхила

1. Патриотизм

3. Патетика

4. Отсутствие углубленной индивидуальной характеристики

5. Несложность драматургической структуры

6. Прием “немой скорби” – длительного молчания

8. Торжественность и величавость

9.

а.Преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабое развитие диалога, отвлеченность образов – в первых пьесах (Персы, Просительницы)

10. Основная проблематика – соотношение между божественной волей и сознательным поведением человека.

11. Мифологическая основа произведений: “крохи от великих пиров Гомера” (по собственному выражению Эсхила)